Философия Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:28, реферат

Описание

В.С.Соловьев, говорил А.Мень, подобно Ломоносову, соединил в себе всё. Он был не только философом, но и незаурядным поэтом, литературным критиком, переводчиком Платона (лучшего перевода на русский язык "Протагора" пока нет), публицистом, общественным деятелем. Ему принадлежат 60 словарных статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Его статьи о Пушкине, Лермонтове, Тютчеве, Достоевском, А.К.Толстом, Фете и Полонском показывают чем может быть литературная критика при религиозном подходе, какие новые глубины при этом открываются.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….. 2
Бог есть любовь……………………………………….…………………………………….…. 3
«Смысл любви»…………………………………………………………………………….….. 9
Любовь к народу…………………………………………………………………….….…….. 13
Заключение………………………………………………………………….………………… 15
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Философия соловьева.docx

— 50.28 Кб (Скачать документ)

Соловьев полагал, что заповедь Христа о любви к  ближнему должна распространяться на отношения между народами, ибо каждый народ оказывается на деле лишь особою формой всемирного содержания, живущего в нем, наполняющегося им и воплощающего его не для себя только, а для всех. Свое утверждение Соловьев подкрепляет яркими примерами из истории христианских народов.

Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для  него лучше всего. Так, француз говорит  о прекрасной Франции и о французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность. "Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он её прекрасной или старой, говорит ли он о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о "святой Руси". Вот идеал: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а идеал нравственно-религиозный".

Развивая свое христианское миропонимание, Соловьев настаивал на необходимости создания цельной культуры, цельности политической и общественной жизни на основе начал  христианства. "...никакая святость не может быть только личной, что она непременно есть любовь к другим, а в условиях земной действительности эта любовь есть главным образом сострадание... Но в последнее время развелись у нас моралисты", которые "прямо провозглашают, что русский народный идеал требует личной святости, а не общественной справедливости. Личная святость тут, конечно, только для отвода глаз, а все дело в том, чтобы как-нибудь отделаться от общественной справедливости". Соловьев был вынужден с горечью признать, что все прогрессивные реформы прошедших столетий – запрещение пыток и истязаний, прекращение преследований религиозных сект и еретиков, ликвидация крепостного права – были проведены в основном неверующими.

"Те, которые  ужаснутся этой мысли, что Дух  Христов действует через неверующих  в Него, будут неправы даже  со своей догматической точки  зрения. Если Дух Христов может  действовать через неверующего  священнослужителя в церковном  таинстве, почему же он не может  действовать в истории через  неверующего деятеля, особенно  когда верующие изгоняют его?  Дух дышит, где хочет".

В последний  период своей философской деятельности Соловьев сомневался, что теократия  в форме христианского государства  может привести к Царству Божиему. В своей замечательной книге "Три разговора", дополненной рассказом об антихристе, "последний акт исторической трагедии" он называет эпохой религиозных обманщиков, т. е. периодом, когда имя Христа будет присвоено человечеству такими силами, которые по своей деятельности чужды и даже враждебны Христу и его делу. Он изображает общественную организацию этого периода в виде мировой империи с гениальным мыслителем во главе. Он будет социальным реформатором общества, аскетом и филантропом. Но истинным мотивом его деятельности будет тщеславие, а не любовь. Он соблазнит человечество идеалом общественного строя, обильно обеспечивающего каждому panemetcircenses. Лишь немногие останутся верными христианскому идеалу преодоления земной ограниченности ради царства божиего. Они уйдут в пустыни, осуществят союз церквей и будут ждать второго пришествия Иисуса Христа. В своей жизни и философском творчестве Соловьев был смелым поборником абсолютного Добра, которое будет достигнуто в Царствие Божием. Он резко осуждал всякую попытку оправдать эгоизм, какими бы благовидными целями тот ни прикрывался. Так, например, Соловьев критиковал эгоизм в национальной жизни за его притворное служение народным интересам, а в религиозной жизни – за его утверждение, что только одна вера может привести к спасению. Подобные утверждения Соловьев считал проявлениями сектанского тщеславия.

Заключение 

В чем же сущность учения Соловьева и каковы его достоинства и недостатки?

Нравственный  идеал христианства – это абсолютная, всеобъемлющая любовь, порождающая  область бытия, свободного от борьбы за существование и всякого, даже малейшего насилия. В наши дни этот идеал может иметь смысл только в том случае, если законы физики и психологии, т. е. законы нашего ограниченного земного существования, будут признаваться относительными, а любовь утвердится не только как душевное состояние индивидуума, а как метафизический принцип, активно преобразующий мир и порождающий новую небесную и новую земную жизнь – град божий, в котором посредством взаимопроникновения всех существ каждое из них будет свободно от ограничений, накладываемых на него естественной необходимостью. В. Соловьев поставил перед собой задачу освящения духовных основ нашей земной жизни, ибо только благодаря их развитию и претворению в жизнь можно обрести царство божие, т. е. "достичь полного осуществления божественной и человеческой природы через богочеловека Христа, или, другими словами, обрести полноту человеческой жизни, соединенной во Христе с полнотою Бога".

Русская философия  в лице В. Соловьева и его последователей придает особое значение концепции  конкретно существующих идеальных  принципов (логос, София, Адам, Кадмон, душа всякого индивидуума) и их воплощению. Абстрактные идеальные начала как таковые неспособны дать миру единство и определенность. Существование подтверждает абстрактные идеи только через посредство живых деятелей, конкретно идеальные принципы ("конкретные универсалии" в английской философии) индивидуумов, действующих в соответствии с идеальными формами. Более того, абстрактные идеальные принципы обуславливают только царство закона. Царство милости есть область конкретных, индивидуальных проявлений любви. Таким образом, только единство указанных принципов обусловливает рациональный космос. Таким объединяющим принципом должно быть конкретно идеальное бытие, а не абстрактная идея.

Владимир Соловьев и его последователи рассматривали  христианство как религию жизни  и абсолютной полноты духовного  и телесного бытия. Поэтому Соловьев уделяет большое внимание учению о преображении плоти, т. е. одухотворенной, обожествленной материи, воскресению  тела.

За гробом на Новодевичье кладбище Москвы шли  Трубецкие, родственники усопшего, профессора, студенты, какие-то нищие. В глазах Анны Шмидт были и слезы и тихий  экстаз. Быть может, она верила, что  ее безответный возлюбленный воскреснет. Над могилой (рядом с отцом) были произнесены речи, цитировались его  стихи:

Всё кружась исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.  
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амелина Е.М. В.С.Соловьев. Теократическая концепция// Социально-политический журнал – 1993 – №7 – с.122-128.

2. Зеньковский  В.В. История русской философии.  В 2-х томах. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999. – с.544.

3. Козырев А.П.  Смысл любви в философии Владимира  Соловьева и гностические параллели.// Вопросы философии. – 1995. –  №7. – с.59-78.

4. Кокановский В.П. Владимир Соловьев о диалектике мышления и "практической жизни".// Известия в высших учебных заведениях. Северо-Кавказский регион. – 1993. – №3 – с.129-141.

5. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева.// Вопросы философии. – 2000. – №3. -с.104-135.

6. Кротов Я.  Владимир Соловьев: "Мир не  должен быть спасен насильно".// Новое время. – 1997. – №37. –  с.32-34.

7. Лосева И.  В.С.Соловьев об идее всеединства.// Дон. – 1999. – №11-12. – с.239-247.

8. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 559с.

9. Мескин В.А. Человек в философской системе Владимриа Соловьева.// Педагогика. – 1993. – №6. – с.64-68.

10.Попов Л.А.  В.С.Соловьев о нравственном потенциале государства.// Социально-политический журнал. – 1997. – №6 – с.156-163.

11.Современня  философия: словарь и хрестоматия.  – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1995 – 512с. 

12.Соловьев В.С.  Избранное./ Сост. А.В. Гулыгин, С.Л. Кравца; Вступ. ст. А.В. Гулыгин; Примеч. С.П.Кравца. – М.:Сов.Россия, 1990. – 496с.

13.Соловьев В.С.  Сочинения. В 2-х томах. Т.1. Философская  публицистика./ Вступ. ст. В.Ф.Асмуса. – М.:Правда, 1989. – 687с.

14.Сто русских  философов: Биографический словарь./ РАН, Институт философии. Сост. и ред. А.Д. Сухов. – М.: МИРТА, 1995. – 320с. 

15.Философский  энциклопедический словарь./ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, П.Г.Панов. – М.:Сов.Энциклопедия, 1983. – 840с.

16.Хрестоматия  по философии: Учебное пособие  для высших учебных заведений.  – Ростов-на-Дону: "Феникс", 1997. – 544с. 

17.Шаповалов  В.Ф. Учение о Софии. // Шаповалов  В.Ф. Основы философии. От классики  к современности. – М., 1998. –  с.349-352.

Информация о работе Философия Соловьева