Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:17, реферат
Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Спиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев.
Вступление
1.учение Б. Спинозы о субстанции (природе)
2. Учение Б. Спинозы о душе
3. Социологические взгляды Б. Спинозы
Заключение
Список литературы
Содержание
Вступление
1.учение Б. Спинозы
о субстанции (природе)
2. Учение Б. Спинозы
о душе
3. Социологические
взгляды Б. Спинозы
Заключение
Список
литературы
В С Т У П Л Е Н И Е
1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Б. СПИНОЗЫ
Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Спиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев. Так, в 1647г. из-за травли покончил жизнь самоубийством еврейский мыслитель - вольнодумец Уриель Авоста. В этой атмосфере и воспитывался будущий философ.
Спиноза был отдан на обучение в семиклассное еврейское училище, которое готовило раввинов. Благодаря выдающимся способностям, в молодом Спинозе видели будущее светило иудейской религии. Однако он не оправдал этих надежд. В кружке, собиравшимся вокруг выдающегося преподавателя, гуманиста и врача, ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза все больше отдалялся от общины и иудейской религии. Совет раввинов строго предупредил его, но на него это мало подействовало. Тогда, после неудачной попытки подкупить Спинозу, совет раввинов проклял его и изгнал из общины. Не ограничившись простым отлучением, раввины подали на Спинозу жалобу городским властям Амстердама, изображая его опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философу пришлось покинуть Амстердам.
В это время вокруг Спинозы постепенно собирался круг его единомышленников который продолжал существовать и после того как Спиноза покинул Амстердам и поселился в деревушке Рейнсбург, где приблизительно в 1658-1660г. г. им было написано его первое философское произведение - "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье". Там же он начал работать над "Трактатом об усовершенствовании разума" и над своим главным трудом - «Этикой", которую он писал с перерывами 12 лет.
Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и издал "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" с приложением "Метафизических мыслей". Это произведение - единственное, вышедшее при жизни Спинозы под его именем.
В 1663 г. Спиноза переселился в Ворбург - селение вблизи Гааги, где близко познакомился со знаменитым физиком, математиком и астрономом Христианам Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжал работу над "Этикой" и написал "Богословско-политический трактат", который был выпущен в свет в 1670 г. В целях предосторожности, он был издан анонимно. Этот трактат вызвал бурю негодования против его автора, имя которого вскоре стало известно.
В 1674 г. трактат был запрещен к продаже и распространению как книга, содержащая "много нечестивых, кощунственных и безбожных учений".
В этот период ожесточенных нападок и преследований, Спиноза перебирается в Гаагу, где получает от курфюрста Поральца Карла Людвига предложение о профессуре в Гейдельбергском университете. Поральц не знал, что Спиноза является автором "Богословско-политического трактата" и знал его только как автора "Основ философии Декарта". Поэтому он предложил Спинозе свободу философствования, с условием, что тот не будет подкапываться под государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, сославшись на то, что не знает, до каких пределов будет распространяться его свобода философствовать, чтобы не вызвать к себе подозрений в посягательстве на государственную религию.
Находясь в трудных материальных условиях, Спиноза продолжал работать над основным трудом своей жизни - "Этикой". В 1675 г. эта работа была окончена. Но все попытки опубликовать ее не увенчались успехом и Спинозе пришлось отложить издание "Этики" и приступить к работе над "Политическим трактатом". Но закончить его философ не успел - 21 февраля 1677 г. он умер.
Сочинения
Спинозы были изданы в декабре 1677
г. его ближайшими друзьями под названием
"Посмертные сочинения". Через несколько
месяцев после выхода они были запрещены
и не переиздавались вплоть до начала
XIX века.
2. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Б. СПИНОЗЫ
Идейное развитие Спинозы
будущего философа значительно повлиял своими философскими взглядами еврейский философ богослов и врач XII века Маймонид. Его взгляды базировались на пантеизме, т. е. более или менее последовательном отождествлении бога и природы.
Философское учение Спинозы можно рассматривать как высший этап превращения пантеизма в материализм. Во многом этому сопутствовало влияние на Спинозу крупнейших деятелей того времени: Джордано Бруно, Декарта, Т.
Гоббс и Т. Бэкон. Однако Спиноза пошел дальше их.
Не могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Это было время зарождения буржуазных прогрессивных отношений. Спиноза родился и провел всю жизнь в первой в мире буржуазной республике, и был свидетелем
самой значительной буржуазной революции - английской. Благодаря самому большому в то время в мире флоту и новым производственным отношениям Голландия очень быстро стала самой богатой страной Европы. Экономический подъем сопровождался поразительным расцветом науки и искусства. Голландия того времени являлась центром передовой научной мысли. В XVII веке в Голландии жили и работали такие крупные ученые как Гюйгенс (математик, механик и оптик), Левенгук (биолог) и многие другие. Ученые и философы других стран стремились в Голландию, где существовала наибольшая в тех условиях свобода вероисповедания, и были наилучшие возможности для научных исследований. В этой стране и провел всю жизнь Б. Спиноза.
В это время наибольшее развитие получили математика и механика, благодаря открытиям Д. Бруно, Галилея, И. Кеплера. Развитие этих наук сказалось и на философии, основным направлением которой стал механистический рационализм. Одной из определяющих черт философии Спинозы является принцип механического детерминизма, который в его учении обуславливает абсолютно все явления природы, включая человека. То есть, философ считает, что все должно иметь причинное объяснение. Основным способом изложения философских проблем у Спинозы является геометрический способ, который неотделим от рационализма философа. Он был
уверен, что законы человеческого сознания те же что и законы природы, то есть был уверен в абсолютной и полной познаваемости мира. Эта уверенность реализуется у Спинозы в попытке вывести всю систему природы дедуктивное - рационалистическим путем.
Главное отличие философской
системы Спинозы от
1.
УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О СУБСТАНЦИИ (ПРИРОДЕ)
В основе учении Спинозы о природе лежит учение, о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спиноза понимает то, ". . . что существует само по себе и представляется само через
себя...". Согласно этому учению сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию - это атрибут протяженности. Спиноза истолковывает протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Это типичное проявления механицизма в воззрениях на природу. Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут мышления. В этом главное отличие
учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции протяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций. Декарт, при всем
рационализме, остался на позициях религии в этом решающем пункте, так как у него сохранилось понятие о Боге как о личном существе, независимом от природы и действующим по свободной воле. У Спинозы же субстанция, имеющая
два основных атрибута протяжение и мышление, отождествляется с Богом. И тем самым, Спиноза отрицает существование Бога как конкретной личности. Об этом
говорит такое его высказывание: "... в природе Бога не имеют место не ум ни воля… ", а без этого не может существовать конкретная личность.
Широкое применение понятия "
взгляд Спинозы на природу (гилоизмом называется точка зрения, приписывающая жизнь, в той или иной, степени всем тела природы). Зависимость единичных вещей от субстанции выражается Спинозой понятием модуса. Модус - это "... состояние субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое... ". Субстанции,
как единственному целостному началу, свойственно вечное существование, вместе с тем она бесконечна в пространстве. Модусы же, как "конечные вещи", изменчивы приходящий и только по отношению к ним имеет силу категория
длительности. Согласно Спинозе, нельзя свести единство бесконечной природы, выражаемое понятием субстанции, к сумме составляющих ее вещей, модусов.
Человек, по этой философской системе, составляет лишь один из бесконечного числа модусов субстанции.
Кроме значительных достижений в развитии философской мысли, учение Спинозы о природе имеет свои недостатки. Главным из них является то, что у
Спинозы получилась математическая схема мира, выражающая только причинную взаимосвязь различных явлений природы, но не ее развитие. Спиноза отрицает случайность и признает только необходимость. По учению Спинозы все в мире
сохраняет "... вечный, прочный и неизменный порядок... ". Еще одним крупным недостатком является разрыв между бесконечной сущностью - субстанцией и миром конечных вещей - модусов. Основная трудность, возникшая здесь у Спинозы, - это объяснить, каким образом неподвижная и неизменная
субстанция является первопричиной непрерывно движущихся и меняющихся модусов.
Спиноза также не смог решить
вопрос о происхождении
Кроме того, многие недостатки учения порождают спинозовский фатализм.
Однако,
несмотря на отдельные недостатки, учение
Спинозы о природе явилось величайшим
прогрессивным событием в истории развития
человеческой мысли.
2. УЧЕНИЕ Б. СПИНОЗЫ О ДУШЕ
Сложность человеческого
человеческой души, которая, согласно Спинозе не какая-то особая отличная от тела сущность, а совокупность мыслительных способностей человека.
Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица "бесконечного разума Бога".
Учитывая низкий уровень