Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 20:17, реферат
Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Спиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатической нетерпимости и преследования инакомыслящих евреев.
Вступление
1.учение Б. Спинозы о субстанции (природе)
2. Учение Б. Спинозы о душе
3. Социологические взгляды Б. Спинозы
Заключение
Список литературы
Деятельность души он ставит в зависимость от состояния тела. Действия внешних объектов на человеческую душу приводит к тому, что она "... воспринимает вместе с природой своего тела и природу многих других тел, то есть познает их... ".
В своем учении Спиноза
длительности, меры, делимости и так далее. Спиноза так же считал ложной склонность людей приписывать природе какие-либо цели.
Спиноза считал ложным и
души. По мнению философа "... не столько душа влияет на тело, сколько тело на душу... ". Спиноза вообще отрицает волю как особую самостоятельную способность человеческой души. Воля, с его точки зрения, состоит из отдельных желаний человека, которые вызваны определенными причинами. По учению Спинозы ".. . воля и разум - это одно и то же...
Спиноза различал несколько
основывающийся на способности души к адекватному познанию. Возможность этого познания связанна с тем, что всем вещам как в целом, так и в отдельных их частях присуще нечто общее. Это общее имеет свое соответствие в человеческой душе в виде адекватных идей, которые Спиноза называет "общими понятиями". Они лежат в основе рассудочного познания – познания второго рода. Разум не исчерпывается только рассудочным познанием, а заключает в себе и третий, высший род познания - интуицию. По Спинозе,
интеллектуальная интуиция - это высшее проявление рациональных способностей
человека. Она основывается на высшем способе восприятия, при котором "... вещь воспринимается единственно через ее сущность или через познание ее ближайшей причины... ".
Разуму свойственен правильный
взгляд на мир, постижение
истинную длительность каждой отдельной вещи, так как он рассматривает вещи в их связи, стремиться постигнуть их всеобщую связь и взаимозависимость. И когда это происходит, отдельные вещи перестают восприниматься как неопределенно длящиеся, и существование начинает мыслиться адекватно. Тогда неопределенная длительность этого существования превращается в определенную и из случайных вещи становятся необходимыми. Адекватное понимание вещей есть постижение их как модусов - необходимых проявлений единой и вечной
субстанции. В этом заключается учения Спиноза о познании. Учение Спинозы о душе и познании неразрывно связано с его учением об аффектах. Аффектом Спиноза называл как состояние человеческой души, имеющей смутные и ясные идеи, так и, связанное с этим, состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три:
удовольствие или радость, неудовольствие или печаль, и желание. В действительности существует бесчисленное множество аффектов, но все они, согласно учению Спинозы, относится к этим трем видам.
Спиноза не ставил знак равенства между аффектом и страстью. Любая страсть - это аффект, но не всякий аффект является страстью. Страстью он называл лишь пассивные аффекты, которые связанны со смутными неадекватными идеями.
Бессилие человека в борьбе со своими страстями Спиноза называл рабством. Свободой же он называл господство над своими аффектами, которое достигается путем их познания. Таким образом, согласно Спинозе, путь к свободе лежит через познание самого себя. Свободу он противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. Познание аффектов не избавляет человека от них, но приводит их в соответствие с законами нашего разума и, тем самым, уменьшает их действие на человека.
Свобода, достигаемая
когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей природы он получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с
порядком своих идей. Так человек достигает господства над своими аффектами,
то
есть гармонии. В этом заключается
учение Спинозы о свободе.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Б. СПИНОЗЫ
В своем учении об обществе
Спиноза руководствовался
природы. Спиноза отождествляет божество и государство. По его мнению, государство возникает не в результате определенных социально-экономических процессов, а на основе общественного договора, в силу необходимости власти
и законов как норм "... умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей... ". С этой точки зрения, назначение государства состоит в том, чтобы облегчить каждому человеку возможность руководствоваться разумом и, тем самым, обретать свою свободу.
Спиноза выступал за сильную государственную власть. Однако он считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутреннюю жизнь людей и диктовать им законы совести. Спиноза так же выступал за свободу мысли и
слова, свободу совести. Согласно взглядам Спинозы, свобода лучше всего может быть обеспечена при демократической форме правления.
Учение о государстве Спинозы неразрывно связанно с его этическими взглядами. Моральные и этические критерии человеческого общества не раз менялись со временем, но этические воззрения Спинозы актуальны и сейчас, так как они охватывают вечные человечества категории.
Спиноза видел главную задачу своей философии в обосновании этических вопросов, в выработке теории индивидуального поведения. Этическая направленность философских интересов Спинозы подчеркнута им самим, главный
труд философа называется "Этика".
В своем исследовании
Вершина добродетели - это "... человек, руководствующийся разумом...". Философ считал, что желания, которые определяются разумом, всегда хороши. В учении Спинозы обоснованны критерии индивидуального поведения
человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному: "... из их сообщества гораздо больше удобств чем вреда...", поэтому "... людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы... А для этого надо помнить, что "... души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием...". Кроме этого, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе самовосхваление и самоунижение одинокого дурны. Не надо делать то, после чего мы будем
испытывать
стыд и угрызения совести, потому
что эти чувства так же дурны.
Он так же считал, что щедрость хороша,
но сострадание дурно, так как оно унижает.
Забота о бедных должна лежать на всем
обществе. Многие из этих постулатов актуальны
и сегодня. В своем учении об этике философ
указал путь, который ведет к познанию
самого себя, к уменьшению власти страстей,
к истинной свободе. Однако самСпиноза
указывал, что этот путь труден и найти
его нелегко, но высшая цель человека идти
поэтому пути.
заключение
Философское учение Бенедикта
Спинозы имело большое
учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении. К любой исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных позиций.
Учение
Спинозы - один из важнейших этапов
развития материалистической философии,
развитие человеческой мысли вообще.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Б. Спиноза. Избранные
Госполитиздат . 1957 год.
2. Коников И. А. Материализм Спинозы. Москва. Наука. 1971 год.