Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:54, реферат
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая представляет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
2 ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
"БОГ И ЧЕЛОВЕК" – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
3 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ (ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА, РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ). ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ: АВГУСТИН, АНСЕЛЬМ, АБЕЛЯР, АВИЦЕННА, Ф. АКВИНСКИЙ, У. ОККАМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая представляет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство.
Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Понятием «средневековье» принято именовать самый продолжительный период развития Европы и Ближнего Востока со времени падения Рима до эпохи Возрождения (V-XV вв.) Религия и христианская церковь являлись связующим звеном позднеантичной культуры и культуры европейского феодального мира. В эту эпоху монархи Запада и Востока нуждались в укреплении своей власти в некой духовной и идеологической опоре. И такую опору дала светской власти религия и церковь.
Средневековье начинает свою историю со времени падения Западной Римской Империи в 476 году, но уже в 1 - 4 веках появляются теологические и философские доктрины так называемых «отцов церкви». Совокупность этих доктрин обозначается термином «патристика». С полным правом «первым теологом» можно назвать Филона Александрийского, чья творческая активность пришлась на первую половину 1 века нашей эры. Филон вводит понятие «творение».
Этика Филона основана на признании дуализма души и тела. Филон открывает третье измерение в человеке - Дух, что нисходит от Бога. «Душа может быть бессмертной в той мере, в какой взращивает себя в Духе»[3, с. 47]. Таким образом, не душа, как полагали греки, а Дух осуществляет сцепление человека с богом.
Учение Филона Александрийского о Логосе - сыне Божьем, его утверждения об одинаковой греховности людей и о принципиальном их равенстве, как «детей Божьих», закладывали основы христианского вероучения, делали Филона непосредственным предшественником христианства. Христианство, которое зародилось как одна из иудейских сект, вступило на историческую арену во второй половине 1 века н.э. Первое время христиане, происходившие в массе своей из самых обездоленных слоев населения Римской Империи, принимали учение Христа как данность, не вдаваясь в спекуляции по его поводу. Ранние христианские идеологи, такие, например, как Климент, возглавивший в 190г. христианскую школу в Александрии, считали, что нет никакой несовместимости между христианством и языческой философией.
Приемник Климента по Александрийской школе Ориген в христианстве видел завершение античной философии и полагал, что лучшим средством отыскания оснований и доказательств христианства служит философия.
В своих теологических (богословских) разработках отцы греческой церкви основывались в основном на учениях Платона и Плотина, а также Аристотеля. Представители же ранней латинской патристики выступали против греческой философии. Особенно активную атаку на философию повел видный деятель Карфагенской церкви Тертуллиан (160-220 гг.). Философов он называл патриархами ереси, а веру в Христа считал несовместимой с человеческой мудростью. Утверждая несовместимость веры и разума, он провозгласил: «Верую, потому что абсурдно». Точка зрения Тертуллиана была чужда виднейшему представителю патристики Аврелию Августину (354-430 гг.), прозванному Блаженным. Он решил принять на веру христианское учение, а затем начать работу по разумному его осмыслению. У Августина вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, напротив, она стимулирует и подвигает его. Эта позиция Августина нашла выражение в формуле: «Верю, чтобы понимать» [7, с. 64].
Религиозно-философская
система Августина
Итак, в патриотический период, в котором философские элементы платонизма играли определяющую роль, закладываются идеи теоцентризма, креационизма, божественного откровения и предопределения. Эти идеи определили сущность средневековой философии.
Можно дать следующую периодизацию средневековой философии:
- 6-9 века - раннее средневековье, прямо связанное со становлением христианской догматики;
- 9-12 века - период уточнения и углубления христианского мировоззрения;
Средневековая философия получила название «схоластика» (буквально «школьный», «ученый»).
Дело в том, что важным признаком средневековой философии было влияние школы, подчиненность авторитетам. Мерой оценки философских теорий была Библия. Библейский текст был началом и концом любых философских учений.
Поскольку библейские тексты отличались мистическим, иносказательным характером, особое значение в средние века приобретала экзегетика - искусство однозначного толкования положений Библии. Для этого использовались все достижения формальной логики, в первую очередь - аристотелевской. Поэтому в отличие от патристики, разработка схоластической философии осуществлялась под влиянием наследил Аристотеля.
В основе средневековой философии лежат два принципа, которые исходят из миропонимания, основанного на религиозной вере. Это - креационизм как главный принцип онтологии и откровение как важнейший принцип гносеологии. Оба принципа связаны между собой проблема универсалий в средневековой философии.
На развитие гносеологии в средние века повлиял спор о природе универсалий, то есть общих понятий, между реалистами и номиналистами.
Согласно реализму, объективно
существуют только общие понятия, постигаемые
сверхчувственным разумом. Реализм
общих понятий является необходимой
частью всей христианской философии
и теологии, так как с его
помощью обосновывались основные положения
и вероисповедальные догматы
христианства. Например, Ансельм (1030-1109
гг.), архиепископ Кентерберийский,
который уже при жизни
Против крайнего реализма выступил каноник из Франции Росцелин (1050-1120 гг.). Его философские воззрения наиболее полно передают номиналистическую концепцию. Согласно номинализму, объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия - лишь результат ничего не значащие колебания, звуки голоса, звуковая оболочка слова. Свою концепцию крайнего номинализма он применил для анализа одного из центральных христианских догматов - Троицы.
Так как общее объективно не существует, то не мотет быть и никакой божественной субстанции, которая едина и объединяет одновременно три божественных лица. В действительности могут существовать лишь три самостоятельных Бога. В ходе полемики между реализмом и номинализмом разрабатывались и уточнялись все логически возможные варианты соотношения рационального и эмпирического, которые впоследствии станут фундаментом для формирования основ естественнонаучного знания.
Систематизатором
Сам Аквинат обращается к
философскому наследию Аристотеля, пытаясь
приспособить его к учению католической
церкви. Основываясь на положении
Аристотеля о том, что общее существует
в неразрывной связи с
2 ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
"БОГ И ЧЕЛОВЕК" – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Господствующим пониманием мира и типом философствования был «теоцентризм» (греч. Theo - Бог), где источником и причиной всего сущего выступает бог. Проблема «Бог и человек» стала центральной в средневековой философии. Все сотворено всевышним из ничего. Божественный надзор над миром называется божественным промыслом, провидением. При этом философия стала в основном своего рода рационализацией священного писания. Человек «раб божий», но ему назначено быть владыкой над земными тварями, и в этом качестве, согласно Григорию Нисскому, ему присущи определенная свобода и ответственность за свои поступки.
В условиях господства религии, философия подпадает под жесткий контроль церкви. Любая возможность развития философского направления, противоречившего официальной доктрине церкви, пресекалась изначально.
Материализм как философское
направление, утверждавшее первичность
материального в бытии, практически
отсутствовал в духовной жизни общества,
так как рассматривался как богохульные
учения. Книги античных философов-материалистов
были спрятаны в подвалы монастырей
и о них надолго забыли. Из античных
авторов в основном упоминались
только Платон и Аристотель, учения
которых подверглись
В решении проблемы познаваемости мира, теология развивала решения о божественном откровении. Утверждалось, что Бог дал возможность человеку познавать природу силой дарованного ему разума, но сущность Бога человек познать не может. В Бога можно только верить, а веру дает человеку Бог. Вера - это тоже знание, но знание интуитивное, идущее от сердца, а не от разума, это высшая форма знания. Бог дает знать людям о себе, своем существовании через божественное откровение.
Учение о божественном откровении - это мистическое учение о том, что
человек может общаться с высшим духом лично через интуицию, озарение, веру. «Святое Писание дано Богом человеку как божественное откровение»
[1, с. 69]. Великие пророки и авторы Евангелия получили свое знание о Боге именно таким путем. Так, в решении о познаваемости бытия религиозная философия утверждает, что разум может познать мир лишь до определенных пределов, за этими пределами разум бессилен. Данная позиция в гносеологии (то есть в учении о познании) называется агностицизмом.
3 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ (ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА, РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ). ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ: АВГУСТИН, АНСЕЛЬМ, АБЕЛЯР, АВИЦЕННА, Ф. АКВИНСКИЙ, У. ОККАМ.
«Патристика» (от лат. pater - отец) - совокупность теологических и философских доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. почитаемых в качестве «отцов церкви». Это и один из двух важнейших этапов средневековой философии, когда рассматривались вопросы сущности Бога, отношения к античной философии, цели человеческой истории (Град Божий), души человека, зла в земной жизни. В числе важнейших мыслителей того времени апологеты Тертуллиан и Ориген, автор сочинения «О граде Божьем» Августин Блаженный, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Боэций. По Августину, мир представляет собой лестницу существ, восходящих к созидателю. Особое место занимает человек, обладающий бессмертной душой. «Человек субъективно действует свободно, но на самом деле через него действует Бог» [5, с. 55].