Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:54, реферат
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая представляет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
2 ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
"БОГ И ЧЕЛОВЕК" – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
3 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ (ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА, РЕАЛИЗМ И НОМИНАЛИЗМ). ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ: АВГУСТИН, АНСЕЛЬМ, АБЕЛЯР, АВИЦЕННА, Ф. АКВИНСКИЙ, У. ОККАМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
«Схоластика» (от лат. scholastic - школьный, ученый) - тип философствования, когда средствами разума, путем рассуждений человек пытается обосновать принятые на веру идеи и положения. Философии вменялось в обязанность рационалистическими (логическими) рассуждениями обосновывать положения Священного писания, безусловно принимаемые за истину. Философия ставилась в позицию «служанки богословия».
Период схоластики XI-XV вв. - время становления первых европейских университетов.
Важнейшей проблемой схоластики была проблема отношения разума и веры. В то время считалось, что истина уже дана в священных текстах и надо только верно истолковать их, Вера ставилась при этом выше разума. Чрезмерная умозрительность, следование форме нередко в ущерб существу дела, копание в мелочах и тому подобные черты сделали схоластику синонимом долгих и пустопорожних споров. Метод мышления, распространенный в средневековой философии - метафизический (в смысле антидиалектический). Догматизм как форма косного мышления, не умеющего видеть изменчивость бытия и увязывать знания с жизнью - характерная черта философии этого периода. Догма - положение, не подлежащее пересмотру, принимаемое на веру. Церковь строила систему религиозного учения на догматах, утверждаемых Вселенскими Соборами и являющихся Символом веры.
Важной философской проблемой
было отношение общего к единичному.
Полемика об этом известна как спор
так называемых реалистов и номиналистов
об универсалиях, то есть о природе
общих родов и понятий. Реалисты
утверждали, что общие роды - универсалии
(древо, человек и др.) существуют
как некие идеальные формы
независимо от человеческого сознания
и материального мира. Такова, например,
была позиция английского философа
Ансельма Кентерберийского (1033-1109 гг.)
и многих их сторонников. Тогда как
номиналисты - французский философ
Росцелин (1050-1125 гг.) и др. - считали, что
универсалии - это общие имена
конкретных предметов, которым в
реальности ничего не соответствует. Эти
крайние позиции привели
Концептуализм как одно из направлений в споре номиналистов и реалистов об «универсалиях» попытался найти «золотую середину» в решении этого вопроса. Его ещё часто называют умеренным номинализмом или умеренным реализмом. На позициях концептуализма стояли философы умеющие мыслить диалектически. В первую очередь, это арабский философ Ибн-Сина (Авиценна) и французский философ Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Стремясь преодолеть крайности реализма и номинализма, Абеляр рассуждал следующим образом: «Существовать реально могут только единичные вещи» [2, с. 27]. Но вещи могут иметь не только уникальные свойства, но и свойства, сходные с другими вещами. Человеческий разум в состоянии выделить эти общие свойства в предметах и назвать их, - так образуются общие понятия, которые Абеляр называл концептами, т.е. идеями (отсюда названия течения концептуализм). Таким образом, концептуализм признает существование общего и единичного в самих вещах, но там они существуют в нерасчлененном виде, слитно (идея, несомненно, диалектическая). Разум же человека позволяет выделить из вещей сходные свойства, отвлекаясь от индивидуальных различий и сформировать понятие, т.е. общее в чистом виде. Впоследствии эту способность человеческого разума назовут абстрактным мышлением. Учение концептуализма явилось очень важным достижением в понимании специфики человеческого познания. И все-таки взгляды Абеляра нельзя назвать материалистическими, т.к. он оставляет место Богу и считал, что наряду с существованием понятий в человеческой голове они существуют в уме Бога, выступая в качестве образцов, по которым он творить вещи, а это позиция объективного идеализма сродни Платоновскому.
Несмотря на всевластие в духовной жизни религии и церкви, философы Уильям Оккам (1285-1349 гг.), Аверрос (1126-1198 гг.) Пьер Абеляр и другие высказывали смелые философские, научные идеи и суждения, отстаивали роль философии в постижении мира и человека.
Одним из крупнейших представителей
философской схоластики был итальянец
по рождению Фома Аквинский (1225-1274 гг.),
явившийся основателем
Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как «чистую форму», «чистую актуальность». Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи, рождает мир индивидуальных явлений.
«Индивидуальность человека – это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом» [9, с.72]. Личность для Фомы Аквинского самое благородное во всей разумной природе. Он придерживался идеи бессмертия души.
Основополагающим принципом познания он считал реальное существование всеобщего. По его мнению, всеобщее существует трояко «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания, - чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего, познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.
В своих этических воззрениях, Фома Аквинский опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе, о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Зло являет собой лишь менее совершенное благо: оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важнейшей идеей в этике томизма является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют новые философские принципы, развитые в средние века.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // [Текст]/ Вопросы философии, 1, 1994. – 204 с.
2. Грецкий С. В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. [Текст] /Душанбе, 1990. – 391с.
3. Жильсон Э. Философ и теология. [Текст] / М., 1995. – 404 с.
4. История философии: [Текст] /Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – 597 с.
5. Ляшенко В. П. [Текст] / Философия. М., 2007. – 339 с.
6. Маритен Ж. [Текст] / Философ в мире. М., 1994. – 400 с.
7. Спиркин А. Г. [Текст] /Философия. М. 2004. – 200 с.
8. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново [Текст] // Символ. 33. Июль 1995. Париж, 1995. – 190 с.
9. Честертон Г. Святой Фома Аквинский [Текст] / Честертон Г. Вечный человек. М., 1991. – 390 с.
10. Фома Аквинский – философия
– Пути к истине. [Электронный ресурс]//
режим доступа: istina.rin.ru/cgi-bin/print.