Философия средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:14, реферат

Описание

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя. Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….............3
1. Возникновение средневековой философии………………………………………....4
1.1 Особенности средневековой философии………..………………………………..5
1.2 Основные положения философии средневековья………………………………..8
2. Периодизация средневековой философии…………………………………………11
3.Идеи средневековой философии…………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 37.47 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….............3

1. Возникновение средневековой философии………………………………………....4

  1.1 Особенности средневековой философии………..………………………………..5

  1.2 Основные положения  философии средневековья………………………………..8

2. Периодизация средневековой философии…………………………………………11

3.Идеи средневековой философии…………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, в последствии  тысячелетия выполняла свои функции  хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.

Однако после того как  на территории Римской империи стало  распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной  переработке. Осуществляя грандиозную  работу по осмыслению христианства, в  первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая  впоследствии развивалась в течение  тысячелетия. Ее основой послужила  античная философия с ее грандиозной  системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину  мира.

Не только теология повлияла на средневековую философию, но и  философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую  словесность, школы, университеты и  научные дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение средневековой философии

Возникновение средневековой    философии    очень   часто связывают с падением Западной Римской империи (476  год  н.э), однако такая датировка является не совсем  корректной.  В  это время еще  господствует  греческая  философия,  и  с  ее точки зрения  началом  всего  является  природа.   В   средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог.  Поэтому переход от одного  мышления  к  другому  не  мог произойти  мгновенно:  завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия  принадлежит эпохе  античного рабовладельчества,  а средневековая философия относится    к    эпохе    феодализма),     ни     внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.  Формирование  нового  типа  общества  длится   весьма продолжительно.  В  I-IV  веках  н.э  конкурируют  между собой философские учения стоиков,  эпикурейцев,  неоплатоников,  и в это  же время формируются очаги новой веры и мысли,  которые впоследствии составят основу средневековой философии.     Итак, период возникновения средневековой философии - I-IVвек н.э.

В каждый период истории  человечества существовали  свои  особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д.  Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли,  на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.

Средневековье занимает длительный отрезок  истории Европы от распада Римской  империи в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).

Возникновение средневековой философии  очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год  н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время  еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом  всего является природа. В средневековой  философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход  от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая  философия принадлежит эпохе  античного рабовладельчества, а  средневековая философия относится  к эпохе феодализма), ни внутреннего  миропредставления людей, ни религиозных  убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между  собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в  это же время формируются очаги  новой веры и мысли, которые в  последствии составят основу средневековой  философии.

 

 

1.1 Особенности средневековой философии.

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек рожден в  истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был  Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением  которой на земле являлся Христос  в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее  и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в  истину. Причащенный разум - это определение  средневекового разума; функции философии  заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления  причастия: этот смысл и заключен в выражении “философия - служанка богословия”. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен  на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально  организована в силу того, что иначе  как логически Логос и не мог  быть представлен.

2. В силу этого основаниями  средневековой философии были  теоцентризм, провиденциализм, креационизм,  фатализм. Опора на авторитеты, без  которых немыслима обращенность  к традиции, объясняет идейную  нетерпимость к ересям, которые  возникали внутри ортодоксального  богословствования. В условиях  заданности истины основными  философскими методами были герменевтический  и дидактический, тесно связанные  с логико-грамматическим и лингвистически-семантическим  анализом слова. Поскольку Слово  лежало в основании творения  и соответственно было общим  для всего сотворенного, то оно  предопределило рождение проблемы  существования этого общего, иначе  называемой проблемой универсалий  (от лат. universalia - всеобщее). С попытками  решения проблемы универсалий  связаны три философских течения:  концептуализм (существование общего  вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего  вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и  вне вещи). В то время, когда  средневековая философия представлялась  хранителем античных традиций (с  одной из главных идей - существования  эйдосов, образов вещей до вещей), реализм считался единственно  правильным подходом к познанию  того, что такое бытие; появление  номинализма свидетельствовало  о распаде средневекового мышления, а концептуализм был сочетанием  умеренного реализма с умеренным  номинализмом.

Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности  обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров. В  контексте теологически ориентированной  культуры логика, бывшая вместе и инструментом философии и самой философией, представляла собой особые способы созерцания Бога, позволявшие строить между Ним и человеком субъект - субъектные отношения. По существу такая логика непременно становилась теологикой.

3. Средневековое слово  в зависимости от того, откуда  и куда оно было направлено, претерпевало двойное преображение: воплощение (Божественного слова)  и развоплощение (при направленности  слова от человека к Богу). Слово  было наивысшей реальностью именно  в силу его существования в  двух модусах. Мир мыслился  существующим потому, что было  сказано, что он существует. Сказание  вело к существованию, но при  этом любое сотворенное существо, оставаясь Причащенным Творцу, не  могло быть пассивным: вещь  начинала вещать о себе, иной  вещи средневековье не знало.  Любая вещь в силу акта творения  Богом - у верховным субъектом,  была субъектной и соответственно  личностной.

4. Идеи субъектности и  личностности находятся в теснейшем  отношении со смыслом воплощенного  Слова, не имевшего аналогов  ни в одной из предшествующих  религий и философских умозрений.  Инкарнация (воплощение) - не вселение  Бога в тело. Явление богов  в человеческом облике, известное  у греков, не означало их становления  человеком. Вселяясь в тело, боги  полностью сохраняли сверхчеловеческую  сущность. В христианстве вочеловечение  Бога включает в себя жертву, принимаемую распятым Сыном человеческим, то есть предполагает внутренние  таинственные богочеловеческие  отношения, теологическим истолкованием  которых служит учение о Троице. Воплощение Слова, приобретение  духом своей окончательной действительности  означает, что логос освобождается  от спиритуалистического характера.  Единственность и неповторимость  акта искупления привели к  включению исторического в сферу  европейской мысли; это придает  совершенно особый статус средневековой  философии как философии истории.

Идея воплощенности Слова  означала, что зрение и слух становятся важнейшими органами чувств, видение  же как умозрение - условием философствования.

5. Принцип креационизма, лежащий в основании христианского  отношения к миру, предполагал,  что всеобще-необходимое знание  принадлежит только Богу, следовательно,  возникшая в античности логика, рассчитанная на выявление истинного  и ложного суждения, перестает  быть равноправной с логикой  диспута. На человеческом уровне  роль всеобще-необходимого знания  начинает исполнять этика, цель  которой состоит в поисках  регулятивов для реализации идеи  спасения. Они выражают в идеях  самосознания, поступка, совести. как  нравственного отношения к поступку, интенции осознанности поступка, личной ответственности. Путь  к достижению спасения лежал  через вопрошание собственной  души, прямо ставящее человека  перед Богом, то есть самопознание  понимается как богопознание, но  совершаемое определенным образом:  При таком самопознании мысленно  расставляются основания мышления  и основания веры. Потому исповедь  есть не только процедура причащения Богу, но есть философствование, примером чему является “Исповедь” Аврелия Августина (354-430), где наиболее очевидна личная, вопросительная, осомневающая позиция философии относительно несомненности веры.

6. В силу акта творения  человека по образу и подобию  Бога, в силу дарованной человеку  способности разумного причащения  Богу человек впервые рассматривается  как личность, деятельность которой  основана на свободе воли. Вопрос  о свободе воли тесно связан  с вопросом о Высшем благе,  которым является Бог, зле,  которое толкуется как нехватка  блага, и предопределении (выразителем  этой идеи являлись Августин, Иоанн Скот Эриугена и др. Идея  предопределения, однако, не стала  ортодоксальной идеей). Смысл свободы  воли связывался не с подчинением  необходимости, а с определением  поступков совестью и свободным  выбором человека (Боэций, Абеляр, Бернард  Клервоский, Альберт фон Больштедт,  Фома Аквинский и др.). Творец  мира брал залог для испытания  духа опытом мира в виде  любви или ненависти, что было  тесно связано с возможностью  знания: чем больше любовь к  Богу, тем точнее знание.

7. Богооткровенность истины  в Священном писании предполагала  необходимость его комментария,  который есть речевая встреча  смыслов Божественного откровения  и человеческого постижения. В  речевом диалоге, принявшем форму  диспута, была создана возможность  формирования такой диалектики, понятия которой одновременно - двуосмысленно  - направлялись на сакральное  и мирское, образуя особый способ  познания. Человеческий взор, направленный  на Бога, совершенствуется в Его  видении. Божественный, направленный  на человека, высвечивает его  смертность, конечность. Философствование  осуществляется в момент чтения  авторитетного текста или в  момент его комментирования, то  есть оно всегда в настоящем,  где вечное прикасается к временному. Это не бесконечное совершенствование  в умозрении, а моментальное  реагирование на мысль, эту  мысль одновременно продолжающее  и останавливающее, познающее  и обнаруживающее полное незнание  Философия через комментарий  обнаруживала в себе теологическую  сущность, понимая удвоение сущего  как общего для мира людей  и как Божественного всеобщего,  отчего проблема универсалий  была средоточием средневековой  философии.

 

 

 

 

 

1.2 Основные положения  философии средневековья

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

Фатализм - (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) ,философская концепция  о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий  в природе, обществе и в жизни  каждого человека.

Теоцентризм

Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому  общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии  – теоцентризм.

Информация о работе Философия средневековья