Философия средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:14, реферат

Описание

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя. Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….............3
1. Возникновение средневековой философии………………………………………....4
1.1 Особенности средневековой философии………..………………………………..5
1.2 Основные положения философии средневековья………………………………..8
2. Периодизация средневековой философии…………………………………………11
3.Идеи средневековой философии…………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 37.47 Кб (Скачать документ)

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое  понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает  Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип  теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку  в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у  теологии философия; еще ниже - различные  частные и прикладные науки.

Христианство развивает созревшую  в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все  существа и предметы являются его  творениями, все создано свободным  актом божественной воли. Два центральных  догмата христианства говорят о  триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь  божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего  принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При  этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так  как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Креационизм

Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря  своему всемогуществу, которое в  каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение  характерно для средневековой философии  и называется креационизмом. (creatio - творение, создание).

Догмат о творении переносит  центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие  от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит  над природой, по ту сторону ее и  потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса  и передается Богу; в средневековой  философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих  философов.

В античной философии уже были выработаны определенные подходы в решении  проблемы преодоления дуализма мира и его сущности. Пифагорейцы, Платон и его последователи заложили основные методологические принципы учения о духовном единстве мира. Но ни классики античной философии, ни неоплатоники не создали концепции бога - личности. Они трактовали Единое, как некое  первоначальное, произведшее из себя все бытие, как абсолютно абстрактно-безличную  идивидуальность. Личностное понимание  Бога впервые дано Филоном Александрийским.

Характеристика Бога как личности была существенным шагом вперед в  направлении христианского мировоззрения, но она не давала полного преодоления  пропасти между Богом и миром. Для преодоления этой пропасти необходимо было ввести опосредующие силы. Для  этой цели Филог использует одно из центральных понятий античной философии - понятие Логоса.

Но в отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как  сотворенный Богом дух, который  первоначально есть божественный разум. В представлении Филона о Логосе не доставало лишь отождествления его  с мессией - Христом.

Провиденциализм

Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных  представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

 

 

Фатализм

Фатализм (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой), философская концепция  о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий  в природе, обществе и в жизни  каждого человека. Уже в древней  мифологии встречаются представления  о господстве рока не только над  людьми, но даже над богами. Фатализм пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию  получил фатализм в философских  концепциях: окказионализм, предустановленная  гармония.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Периодизация средневековой философии

Философское знание средних  веков принято условно разделять  на несколько периодов, самые крупные  из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится  на несколько различных периодов и направлений.

Патристика (II-VI век н.э.)

Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой  философии. Патристику можно условно  разделить на несколько периодов:

1)      Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

2)      Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.

Схоластика(VII-XIV)

Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

Реализм: Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.

Номинализм: Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.

Апологетика (середина II века – начало IV)

Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой  философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что  верования язычников нелепы, их философия  не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Идеи средневековой философии

Идея заповедей: Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.

Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.

Идея воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.

Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

Идея всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.

Герменевтика: Объяснение и интерпретация библейских текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и  философского знания. XIII век - характерная  черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя. Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Философским выражение пробуждения  этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась  толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм  уже перестал соответствовать сложившейся  интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что  познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое  для созерцания гораздо более  важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!".

Средневековый спор о природе универсалий  значительно повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк. Элементы номинализма встречаются также у Спинозы, а техника номиналистической критики онтологизма универсалий была использована Веркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм.

Итак, средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и  уточнив все логически возможные  варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

Литература

1. Соколов В.В. "История древней и средневековой зарубежной философии";

2. "Антология мировой философии" т. 1;

3. Фролов И. Т. «Философия. Часть I»;

4. Соловьёв В. В. «Средневековая  философия»;

5. И. И. Богута «История философии в кратком изложении»;

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002

7. Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин;

8. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997;

9. http://philosophy.wideworld.ru/- Философия. Направления в философии, биографии философов и методическая литература;

10. http://filosofia.ru/  - Средневековая философия в Западной Европе.

 

 


Информация о работе Философия средневековья