Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:17, реферат
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Основные черты философии Средних веков: апологетика и патристика………………..5
1.1 Апологетика……………………………………………………………………………………..5
1.2. Патристика……………………………………………………………………………………...6
2. Философия Ф. Аквинского……………………………………………………………………...8
3. Схоластика……………………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список литературы……
Как только спрашиваешь себя, в каких областях и до каких пределов средние века подготовили будущее, куда входит и наше настоящее, то сознательно выходишь за рамки чистой истории. Тогда суждения, которые мы выносим о настоящем, как бы возвращаются обратно в прошлое: так, два свидетеля, признающие одни и те же факты, оценят влияние, которое может оказать некий мыслитель XIII века на умы нашего времени, по-разному: один — как превосходное, а другой — как пагубное. Поэтому средние века остаются для нас как бы знаком противоречия. Ясно, что XIII век — это еще живое прошлое.
Чтобы узнать, действительно ли философские положения средневековья (по крайней мере некоторые) что-то добавили к наследию древнегреческой философии, следует спросить себя: является ли современная философия продолжением греческой философии, если предположить, что средних веков не существовало вовсе? Разрыв, который полагают увидеть между средними веками, наполненными теологией без философии, и современным миром, занятым одной философией без теологии, соответствует лишь внешней видимости. Единственные современные философы, которые радикально устранили теологию, — это те, кто устранил также и метафизику, но некоторые из них, в частности Кант и Конт, вернулись к теологии окольными путями. Что же касается тех, кто, напротив, стремился к метафизике, поддержал или восстановил ее, — все они должны были строить естественную теологию, обосновавшись на той же почве, которая с XII до XIV века была неделимой собственностью философа и теолога. Если средние века изобилуют теологами-философами, в современном мире нет недостатка в философах-теологах.
Теология может обойтись без философских дисциплин, говорит св. Фома в своей «Сумме теологии» ибо не от них, а от Бога черпает она свои принципы, но ей удобно пользоваться принципами философии.
1.Майоров
Г.Г. Формирование
2.Рассел Б. История Западной философии. В 3 кн. / Б. Рассел; Подгот. текста В.В. Целищева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. – 992 с.
3. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье / Дж. Реале, Д. Антесери. – Спб., 1994.
4. Соколов В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. – М., 1979.
5. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. - М., 1996.
6. Чанышев
А.Н. Курс лекций по древней
и средневековой философии: