Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:58, контрольная работа
Под влиянием философского скептицизма, развившегося в эллинистическую эпоху, в III в. до н. э. в медицине возникает эмпирическое направление (основатель Филин), имевшее много последователей. Отвергая теоретические основы медицины, эмпирическая медицинская школа признавала лишь наблюдение и выводы по аналогии при изучении болезней и способов их лечения. Врачи-эмпирики ограничивали задачи медицины диагностикой, хирургией и учением о лекарствах (в особенности они изучали яды и противоядия).
1. Введение……………………………………………………………………… 3
2. Специфика философии эпохи эллинизма………………………………….. 5
3. Стоицизм в Древней Греции и Риме……………………………………….. 9
4. Скептицизм…………………………………………………………………. 11
5. Заключение……………………………………………………………….… 14
6. Список литературы………………………………………………………... 17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине
«Философия»
Тема 11 «Философия стоицизма и скептицизма»
Выполнила:____________________
_________________________
_________________________
_________________________
Проверил(а):__________________
_________________________
_________________________
Омск 2012
План:
Введение
Новая историческая эпоха, наступившая после смерти Александра Македонского, получила название эллинистической. Мировая держава Александра была поделена между его полководцами, и на ее месте образовалось несколько самостоятельных государств. В самой Греции наблюдается упадок рабовладельческого общества. В то же время греческая культура получает широкое распространение за пределами Греции. Большую роль в развитии науки и культуры эпохи эллинизма сыграли такие крупные центры, как Александрия в Египте, Антиохия, Селевкия, Пергам, Родос, Таре и др.
Знаменитый музей в Александрии был не только богатейшим собранием разнообразной литературы, но также в некотором роде и академией наук, где развертывалась большая исследовательская работа в различных областях знания, и университетом, где шло преподавание основных отраслей науки.
Эллинистическая эпоха отмечена новыми
крупными достижениями в технике (машины,
изобретенные Архимедом, Героном и
др.), в математике и механике ("Начала"
Евклида, теория конических сечений
Аполлония, вычисление Архимедом отношения
окружности к диаметру, развитие теории
чисел, зачатки логарифмического счисления,
создание тригонометрии), в физике (закон
Архимеда, законы давления воздуха
и пара, развитие оптики), в астрономии
(гелиоцентрическая система
Под влиянием философского скептицизма, развившегося в эллинистическую эпоху, в III в. до н. э. в медицине возникает эмпирическое направление (основатель Филин), имевшее много последователей. Отвергая теоретические основы медицины, эмпирическая медицинская школа признавала лишь наблюдение и выводы по аналогии при изучении болезней и способов их лечения. Врачи-эмпирики ограничивали задачи медицины диагностикой, хирургией и учением о лекарствах (в особенности они изучали яды и противоядия).
В эллинистическую эпоху началось отпочкование отдельных специальных наук от единой нерасчлененной науки - философии. Математика, астрономия и другие области знания становятся самостоятельными науками.
Наряду с развитием
В III в. до н. э. развиваются новые философские школы в Греции - эпикурейская, стоическая и скептическая.
Эпикурейская философия была новым замечательным взлетом материалистической мысли, восстановившим атомистику Демокрита и внесшим в последнюю существенные улучшения. Эпикур был крупнейшим просветителем древнего мира. Он горячо боролся против религиозных суеверий, в частности против вымыслов о вмешательстве сверхъестественных сил в ход явлений природы и в жизнь человека.
Философия стоиков признавала реальность только тел, но в то же время учила, что единство мира, связь и согласованность его частей осуществляются благодаря мировому разуму (логосу). В мировоззрении стоиков переплетались материалистические и идеалистические тенденции. Философия стоиков в ранний период своего существования характеризовалась преобладанием материалистических тенденций, в позднейшем же стоицизме (так называемой "Новой Стое") возобладали идеалистические моменты.
В эллинистическую эпоху значительное распространение получил также скептицизм. Его основоположником был Пиррон. В III-II вв. до н. э. скептицизм господствовал также в школе Платона (так называемая Третья академия). Академический скептицизм отличался от пирроновского более умеренным характером, поскольку он признавал разные степени вероятности в нашем познании.
Пирроновский скептицизм учил, что познать истину невозможно.
По мере прогрессировавшего разложения рабовладельческого общества идеология его становится все более упадочнической. В философии начинают господствовать поверхностный эклектизм, скептицизм, пессимизм и религиозная мистика. История древнегреческой философии завершается неоплатонизмом, пессимистической религиозно-мистической системой, являющейся идеологией отживающего, обреченного на гибель класса рабовладельцев
После Аристотеля логика в Древней Греции развивается в нескольких направлениях. В самой перипатетической школе она развивается на основе философии Аристотеля и характеризуется колебанием между эмпиризмом и рационализмом, в эпикурейской шкоте - на материалистической и эмпирической основах и в школе стоиков - на материалистической и рационалистической основах. Кроме того, вопросы логики трактуются скептиками с точки зрения идеалистического эмпиризма.
Две основные ветви логики в Древней Греции - рационалистическая дедуктивная и эмпирическая индуктивная. Первая была тесно связана с развитием математических наук. Индуктивная логика была тесно связана с развитием техники и прикладных наук (медицины, строительного и военного дела, мореплавания, земледелия, а также с развитием эмпирического естествознания).
Специфика философии эпохи эллинизма
В эллинистический период особый интерес вызывал сам человек, субъект. Философия была призвана как-то сориентировать эллина (эллин – древний грек, живший в эпоху Александра Македонского) в мире все новых потрясений. Эта задача решалась типично, в духе древнегреческой философии, исходные принципы которой распространялись теперь на проблему человека и общества с тем, чтобы разрешить проблему субъективности. В этой связи ниже рассматриваются три главных философских течения раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее.
Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточивалась на субъективном мире человека.
В философии эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений.
В этот период философия более, как говорится, не является факелом, ведущим за собой искателей правды; это, скорее, карета скорой помощи, следующая в фарватере борьбы за существование и подбирающая слабых и раненых. Казалось, не было ничего разумного в устройстве человеческих дел. Те же, кто упрямо искал где-нибудь разумное, уходили в себя и решали, как Сатана у Дж. Мильтона, что: Ум — свой особый мир. И он в себе, внутри, способен превратить рай в ад и сделать рай из ада.
Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.
Скептики
Основатель - Пиррон Элидский
Основная цель - выдвижение сомнения в
качестве принципа мышления, особенно
сомнение в надёжности истины
Характерные черты:
- Широта взглядов. (Непредвзято смотрит
на любые жизненные позиции, с усталой
снисходительностью отмечая их неизбежные
слабости: такова жизнь);
- Свобода выбора. (Не упрощайте, возразит
скептик, - широта взглядов предохраняет
меня от скороспелых решений, она дает
свободу выбора, которой лишены люди, мыслящие
слишком категорично);
- Снисходительность. (Все мы люди, кто
без греха, - любит говорить скептик);
- Сомнение (Все подвергай сомнению);
- Сложность. (Скептик - убежденный антипримитивист.
Как пренебрежительно звучит в его устах:
«Слишком просто это у вас получается».
Да, когда человек выступает против схематизма
и упрощения, за многогранность и неисчерпаемость,
он всегда как-то интеллигентнее выглядит);
- Трагичность. (До подлинной трагедии,
требующей смелости и упорства духа, скептик
никогда не возвысится. Но элементы трагического
восприятия жизни у него есть. Уж если
у скептика появился хоть намек на слабость,
будьте спокойны, он выжмет из нее все
возможное).
Киники
Основатель школы - Антисфен Афинский
Главная цель кинического учения — не
выработка глубоких философских теорий,
а философское обоснование особого образа
жизни — вне связи с обществом (нищенство,
одиночество, бродяжничество и т. д.) —
и проверка данного образа жизни на себе.
Характерные черты:
- возведение в абсолют асоциальной свободы;
- добровольная отверженность и отсутствие
постоянного места жительства;
- паразитический образ жизни, попрошайничество;
- критика и отвержение иных философских
учений, особенно идеалистических;
- воинственность и агрессивность в отстаивании
своих взглядов и образа жизни.
Стоики
Ответная реакция на появление кинизма
Основатель школы - Зенон Китайский
Основная идея - освобождение от влияния
внешнего мира посредством постоянного
самосовершенствования, восприятия лучших
достижений традиционной культуры, мудрости
Характерные черты:
- призыв к жизни в согласии с природой
и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
- признание добродетели высшим благом,
а порока — единственным злом;
- призыв к добродетели как постоянному
состоянию души и моральному ориентиру;
- признание добродетельных законов и
добродетельной государственной власти;
- неучастие в жизни государства;
- оправдание самоубийства, если оно совершено
в знак протеста против несправедливости,
зла и пороков и невозможности делать
добро;
- восхищение богатством, здоровьем, красотой,
восприятие лучших достижений мировой
культуры;
- осуждение бедности, болезней, нищеты,
бродяжничества, попрошайничества, человеческих
пороков;
- признание стремления к счастью высшей
целью человека.
Основными социально-культурными характеристиками эпохи эллинизма являются:
Военно-монархическая организация, которая основывалась на единоличной политической власти и единоличных торговых предприятиях.
Космополитизм , т.е. разрушение национальных единств. Личность становится оторванной от своих корней: античный полис разрушен, империя является как бы единой родиной для всех; однако империя – это военная монархия, а такая родина – «злая родина»; патриотическая привязанность заменяется космополитизмом.
Появление утонченной интеллигенции,
а вместе с ней – утонченного типа культуры.
В связи с этим весь период эллинизма становится
более психологичным, субъективным; личность
этого культурного периода гораздо мельче
масштабом, чем личность античной классики,
ее мир очень человечен, интимен. Задача философии
эллинизма в связи с этим – найти оптимальную
культурно-психологическую нишу для этого
субъекта; это задача ограждения личности
от мирового и социального зла, которое
воплощалось тогда в военной монополии. Поэтому в
философии эллинизма космология оказывается
второстепенной по отношению к задаче
ограничения человеческой личности от
безличного космического начала.(Правда,
в период позднего эллинизма происходит
переход от секуляризации косвящению
имперской идеи, к слиянию космического и человеческого
масштабов. В этот период возникает идея связи
между абсолютом и человеком, но теперь
уже только через человека абсолют может
обрести, восстановить свое единство. Космос понимается
теперь не как природный, а как социальный).
Эпоху эллинизма нередко оценивают
как период упадка, декаданса. Однако он
является в определенном смысле вершиной
античной языческой мысли и вообще культуры
– в смысле завершенности всех высказанных
в период античности духовных смыслов.
Эллинизм имеет свой неповторимый, специфический
лик, и этот лик заключается в многоликости: в этой культурной
эпохе отсутствует идейное и религиозное единство; эта эпоха
имеет очень обширную географию – она охватывает весь римско-эллинистический
мир.
В эпоху эллинизма, в гуще ее многообразных
идейных течений, господствующими являлись
два направления:
христианство – как идеология монизма , а точнее – монотеизм ;
гностицизм и манихейство – как вариации дуализма .
Кроме этих основных идейных направлений, значительное влияние на духовную жизнь эллинизма оказывали:
иудаизм ,
античная философия (от Фалеса до этических школ гедонизма, стоицизма, скептицизма [см. далее]),
философия неоплатонизма [см. далее]– тонкая, интеллектуально изощренная, ставшая венцом культуры эллинизма.
С идейной точки зрения эллинизм характеризуется тем, что здесь впервыечеловек обнаруживает свою человечность в космосе, – а не бесчеловечность космоса обнаруживает себя в человеке в виде идеи (как это было у Платона и Аристотеля). Мир приводится к сознательной ясности через уподобление его человеческому субъекту. Целый мир служит теперь определенной человеческой цели. Он понимается с позиций человека и переводится на язык внутреннего человеческого самоощущения. (Тогда как в эпоху античной классики преобладало понимание мира с каких-то нечеловеческих (вселенских, космических) позиций). Главной задачей философских учений этого периода становится обеспечение внутреннего покоя и безмятежности (т.е. полной бесчувственности) человеческой души . (Для эллинизма не было другого выхода – иначе человеку было не выжить в бесчеловечных условиях военно-монархического строя). Эта задача решается 3-мя философскими школами: