Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:18, реферат
В русском языке слово «стоик» прочно, в общем-то, правильно ассоциируется с
глаголом «стоять». Ассоциация, как мы увидим в дальнейшем совершенно
случайная, но если и бывает полное совпадение случайности и необходимости,
то оно перед нами. «Стоик» это тот кто «стоит», хотя бы и рушилось все
вокруг, «стоик» – это тот, кто выполняет свой долг до конца, хотя бы и не
было никого кто бы спросил с него.
Сенека.
Луций Анней Сенека родился в римской провинции Бетина, в Южной Испании в
городе Кордова в самом конце I в. до н. э. и прожил около семидесяти лет.
Отец Сенеки – также Луций Анней Сенека (старший) – принадлежал к знатному и
богатому сословию всадников и был известным ритором – преподавателем
риторики, красноречия. Философию же он ненавидел.
Учителями Сенеки были Сотион из Александрии, киник Деметрий, стоик Аттал,
эклектик Фабиан Попирий.
Сенека не был примером добродетели. Он был сыном своего времени, своей среды,
которая была аморальной. Сенека – пример расхождения мировоззрения и образа
жизни. Сенека не жил согласно своим принципам. Он проповедовал бедность, а
сам всеми правдами и неправдами стремился к чрезмерному обогащению. Это
расхождение между словом и делом Сенека осознавал, о нем писал и его цинично
оправдывал. В своем трактате «О счастливой жизни» он говорит: «Мне говорят,
что моя жизнь несогласна с моим учением. В этом все время упрекали и
Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том как они сами
живут, а о том как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе, и веду
борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными; когда смогу, буду
жить как должно. Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто был бы
счастливее меня, но теперь нет основания презирать меня за хорошую речь и за
сердце полное чистыми помыслами», и ниже: «Про меня говорят: «зачем он любя
философию, остается богатым, зачем он учит, что следует презирать богатства,
а сам их накопляет? Презирает жизнь – и живет, презирает болезни, а между тем
очень заботится о своем здоровье? Называет изгнание пустяком, однако, если
только ему удастся, - состарится и умрет на родине? Но я говорю, что все
следует презирать не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не
беспокоится об этом; он собирает его не в своей душе, но в своем доме». В
своих «Письмах к Луцилию» Сенека утверждает, что кратчайший путь к богатству
– через презрение к богатству.
Сенека автор многих сочинений. При этом у Сенеки та же история, что и у
Цицерона: он в основном писал, когда был не у дел, поэтому большую часть
своих сочинений он создал в последние три года своей жизни.
Несмотря на свой девиз: «Пусть наши слова приносят не удовольствие, а
пользу», - Сенека часто стремится к красноречию за счет глубины содержания
своих речей.
Сенека довольно хорошо эрудирован в истории философии. Он говорит о Пифагоре,
Гераклите, Пармениде, Зеноне, Демокрите, Сократе, Платоне, Спевсиппе,
Зеноне-стоике, Клеанфе, Хрисиппе, Цицероне – и это только в одних «Письмах к
Луцилию». Однако его отношение к учениям древнегреческих и римских философов
избирательное: его интересуют практически-нравственные взгляды, меньше
представления о душе, еще меньше представления о мире.
Сенека ставит личный жизненный пример философа важнее его учений. Он
утверждает, что «и Платон и Аристотель, и весь сонм мудрецов, которые потом
разошлись в разные стороны, больше почерпнули из нравов Сократа, чем из его
слов», что Клеанф стал подобием Зенона из Китиона не потому, что слушал его
лекции, а потому что жил вместе с ним. Сенека преклоняется перед Катоном
Старшим, перед Сократом и Платоном, Зеноном и Клеанфом именно как мудрецами,
создателями мудрости, которая учит правильно жить, общество которых, хотя бы
и заочное, избавляет от пороков.
Сенека резко противопоставляет мудрость и философию, с одной стороны, и
знание с другой. Здесь он подобен своему современнику апостолу Павлу,
который философии и знанию как мудрости мира сего противопоставляет мудрость
мира иного. Сенека говорит о мудрости мира сего даже, когда говорит о Боге.
Для него мудрость руководство не для того, чтобы попасть в потусторонний рай,
а для того чтобы уцелеть в этом.
Говоря о философии, Сенека различает в ней в качестве ее предметного
содержания природу, нравы и разум. Так, что предметом его философии является
и природа, иначе он не написал бы свои «Естественные вопросы». Сенека
повторяет деление философии на этику, логику и физику, которую произвели
греческие стоики, деление, восходящее к Платону, но без слова «логика» (у
Платона была «диалектика»). Знание природы стоикам необходимо, ибо ведь их
главное этическое требование – жить в согласии с природой. Но стоики не знали
естественного, природы, они не знали ни одного закона природы. Они
превращали природу в метафизическую реальность, которой приписывали
свойственные ей черты: разумность и божественность.
Сенека –
своего рода теологический и
телесно. Телесны и боги, и души. Но в то же время все одушевлено, разумно и
божественно. Правда, эта позиция Сенеки до конца не выдерживается. Вслед за
греческими стоиками, он берет за начало начал бытие, как то, что есть, все
то, что есть. Это бытие он делит на бестелесное и одушевленное, одушевленное
– на растительное и животное, а то и другое на виды. Но бестелесное у него
как бы существует: пустота и время. Сенека думает, что и тело, и душа, и
страсти души телесны. Он утверждает, что «душа есть тело, что благо
человеческое не может не быть телом». Что «страсти – такие, как гнев, грусть,
любовь, суть тела». Но каковы критерии телесности? Телесно то, что способно
действовать, а страсти изменяют состояние тела, мы под влиянием страсти
изменяемся в лице, краснеем, бледнеем. Значит, они телесны. Вторым критерием
телесности является способность к соприкосновению. Сенека приводит слова
Лукреция: «Тело лишь может касаться и тела лишь можно коснуться». Отсюда
следует, что различие между материей и разумом происходит внутри телесности.
В конкретном учении о природе Сенека повторяет старое учение об Элементах.
Это вода и огонь, воздух и земля. Все эти элементы взаимопревращаютя, а
следовательно, все находится во всем и все возникает из всего.
В эпоху Возрождения Сенека пользовался любовью. Его часто восхваляют
гуманисты за чистоту его нравственного учения и за его идеи человека. При
этом гуманисты идеализировали Сенеку, чего он как человек не заслуживает.
Ведь он и сам говорил о себе, что он видит лучшее, но следует худшему,
сознаваясь, таким образом, в своей непростительной слабости.
Эпиктет.
Эпиктет (ок. 50 – ок. 135 гг. н.э.) – уникальное явление в древнезападной
философии. Он родился рабом, и длительное время уже взрослым был им. У него
не было даже человеческого имени. Эпиктет – это не имя, а прозвище, кличка
раба: «эпиктетос» означает приобретенный.
Известно, что Эпиктет родился во Фригии, потом оказался в Риме. Тогда в Риме
был моден стоицизм, и многие образованные жители города Рима посещали лекции
стоика Мусония Руфа. В числе слушателей бывал и Эпафродит – хозяин Эпиктета,
сопровождаемый своим рабом. Лекции вряд ли пошли на пользу хозяину раба, но
для самого раба они были судьбоносными. Эпиктет стал невольником-философом, а
Мусоний Руф, его невольным учителем.
Неизвестно, когда и как Эпиктет стал свободным, вольноотпущенником. Так или
иначе, Эпиктет был изгнан из Рима Домицианом около 94 г., когда этот
подозрительный и тяжелый император изгнал всех философов и риторов из
Италии. И Эпиктет оказался в сравнительно новом городе Никополисе.
В Никополисе Эпиктет открыл свою философско-воспитательную школу. У него было
немало учеников и почитателей, в том числе знатных и богатых. Однако при
этом Эпиктет вел нищенскую киническую жизнь.
Как и бедствующий, но гордый Сократ полтысячилетием до него, Эпиктет ничего
не писал. Не исключено, что он был неграмотным. Но дело не в этом. Для
Эпиктета – философа-моралиста - практика была важнее теории, устное слово,
внушение и личный пример важнее письменного слова.
Рабство наложило тяжелую печать на робкого и хилого Эпиктета. Он не был
Спартаком. И подобно тому, как нашим главным вопросом является вопрос, как
стать свободным от тоталитаризма, так и для Эпиктета главным вопросом был
вопрос о том как стать внутренне свободным при внешнем рабстве, против
которого Эпиктет ничего нигде никогда не говорит. Как и Сенека, Эпиктет
подменяет социальное рабство нравственным. Только Сенека это делал с позиций
рабовладельца, а Эпиктет – с позиций раба.
Главный тезис Эпиктета состоит в утверждении, что существующий порядок вещей
изменить нельзя, он от нас не зависит. Можно лишь изменить свое отношение к
тому существующему порядку вещей. Его «Руководство» начинается словами: «Из
всех вещей иные нам подвластны, а иные нет. Нам подвластны наши мнения,
стремления нашего сердца, наши желания и наши отвращения, одним словом, все
наши действия. Нам неподвластны тела, имения (собственность), репутация,
чины, одним словом, все то, что не есть наши действия».
Эпиктет был, конечно, малообразованным человеком. Вряд ли он знал науки. Так
или иначе, он не предавал им значения. Ведь даже Сенека, человек
образованный, автор «Естественных вопросов», третировал «свободные
искусства» как то, что отвлекает человека от мудрости, которая состоит в
знании добра и зла. Тем более Эпиктет ничего не говорит о науке. Философию
же он делит, как это было принято в стоицизме, на физику, логику и этику. Об
этом он в «Руководстве» говорит так: «Главнейшая и нужнейшая часть философии
есть та, которая учит употреблению сих предложений, например: что не должно
обманываться и одну вещь вместо другой понимать. Вторая есть та, которая
учит доказательствам, например: для чего не должно обманываться. Третья,
которая те самые доказательства подтверждает и изъясняет, например: для чего
есть то доказательство, и в чем сила оного? Что из него следует и чему