Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 06:18, реферат
В русском языке слово «стоик» прочно, в общем-то, правильно ассоциируется с
глаголом «стоять». Ассоциация, как мы увидим в дальнейшем совершенно
случайная, но если и бывает полное совпадение случайности и необходимости,
то оно перед нами. «Стоик» это тот кто «стоит», хотя бы и рушилось все
вокруг, «стоик» – это тот, кто выполняет свой долг до конца, хотя бы и не
было никого кто бы спросил с него.
противоположиться может? В чем оно истинно и в чем ложно?
Из сего видно, что третья часть нужна для второй, вторая для первой, однако
всех нужней первая, которою одною довольствоваться должно бы, но мы
противное делаем; ибо упражняемся в третьей части, и весь труд наш в ней
полагаем, первою вовсе пренебрегаем».
Иначе говоря, логика должна служить физике и этике. Логика состоит в
обосновании и исследовании доказательств. Она позволяет понять, что такое
доказательство, какое из рассуждений доказательно, а какое нет, что такое
логическое следствие. Она помогает избежать нам противоречий и других
логических ошибок. Помогает нам отличить истину от заблуждения. Но логика не
может отличить правду от лжи, а это означает, что без нравственного
воспитания логика бесполезна для общества. Поэтому нужнее логики этика. Этика
учит, что лгать не следует, она внушает мысль о бесполезности и даже, по
большому счету, опасности для лжеца его лжи.
Эта опасность обосновывается представлением Эпиктета о природе, его физикой.
Вообще-то к физике Эпиктет равнодушен. И поэтому для него достаточно одной
этики. Если что и можно для философии извлечь полезного из физики, то это,
во-первых, возможность согласования своих желаний с естественным ходом вещей
(а это знание от физики) и, во-вторых «знание» того, что в мире правят боги.
И эти боги всезнающи. Вот почему ложь для лжеца всегда опасна: богов нельзя
обмануть, они все знают и рано или поздно накажут лжеца за его ложь.
Эпиктет рационалист. Истинная сущность человека – в его разуме, который
является частицей мирового космического разума. Отнять у человека разум, –
значит, убить его. Человек далее не только разумное существо, но и существо
обладающее свободой мысли и свободой воли. Эти достояния человека также
неотчуждаемы. Эпиктет говорит, что никто не может отнять то и другое у
человека, даже если отнять у него имущество, честь, семью и само тело.
Такова свобода в понимании Эпиктета. Все же это свобода смиренного и
гордящегося своим
смирением обездоленного
подмена изменения порядка вещей, объективной действительности,
общественного строя изменением своего сознания и своего отношения ко всему
этому. Это импонировало христианству. И не случайно, что ранние христианские
теологи сочувственно относились к пассивному мировоззрению Эпиктета.
Эпиктет внушал своим ученикам обращаясь к каждому из них: «Все дела твои и
предприятия начинай следующею молитвою: управляй мною Зевс, и ты, необходимая
судьба. Куда и чему вы меня определили, я вам следовать буду усердно и
нелепостно. А хотя бы я не пожелал, то, однако поневоле следовать вам
должен». Таково фаталистическое и примиряющее нас с тем, что есть и что
происходит в нашей жизни само по себе, независимо от нашей воли, от наших
желаний и планов. И не является ли мировоззрение Эпиктета тем самым
мировоззрением героического пессимизма столь характерного для римских
стоиков.
Марк Аврелий.
Третьим выдающимся стоиком во времена Ранней Римской Империи был император
Марк Аврелий (160-180 гг. правления).
Мировоззрение Марка Аврелия противоречиво. Оно сочетает в себе очень острое
сознание бренности,
скоротечности и неновости
необходимости быть деятельным, энергичным и справедливым государственным
деятелем. Пожалуй, ни у кого не проявилось с такой силой противоречие между
философской надвременностью и практическим погружением в эту самую
временность, как (в силу его общественного положения) это произошло у Марка
Аврелия.
Марк Аврелий как никто другой остро чувствовал течение времени. Краткость
человеческой жизни. Смертность человека. Его мгновенность в бесконечном
временном потоке. «Время есть река. стремительный поток. Лишь появится что-
нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду
первое». «Оглянись назад – там безмерная бездна времени, взгляни вперед –
там другая беспредельность». (Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления).
Перед этой беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая, и
самая короткая человеческая жизнь.
Как никто другой остро сознавал Марк Аврелий ничтожество всего: «Ничтожна
жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет». Тщетна надежда
надолго остаться в памяти потомства: «Ничтожна и самая долгая слава
посмертная; она держится лишь в нескольких кратковременных поколениях людей,
не знающих самих себя, не то что тех, кто давно опочил».
И в этом всепожирающем беспредельном потоке жизни нет и не будет ничего
нового: «.наши потомки не увидят ничего нового, ведь, человек, достигший
сорока лет, если он обладает хоть каким-нибудь разумом, в силу общего
единообразия некоторым образом уже видел все происшедшее и все имеющее быть».
И в самом деле, позади настоящего для Марка Аврелия лежала большая и довольно
однообразная история. Император не находил в ней качественных перемен. Все
одно и то же.