Философия творчества(на примере творчества Бориса Леонидовича Пастернака)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:03, научная работа

Описание

Разум существует во взаимодействии с объектами находящимися в сознании. Любые объекты, существующие для разума в сознании (ощущения, представления, образы, понятия), обозначим наиболее общим понятием форма. Процесс создания новой формы, обычно называют творческим процессом или творчеством, а людей, чей разум создает такие формы, творческими людьми. К ним относятся, и ученые, и философы, и люди искусства.

Содержание

1.Творчество как процесс создания новой формы ст.3
2.Философия творчества Б.Пастернака ст.4-10
3.Список литературы ст.11

Работа состоит из  1 файл

Пастернак философия.docx

— 30.97 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Кафедра философии и социологии

 

Научно-исследовательская  работа:

«Философия творчества(на примере творчества Бориса Леонидовича Пастернака)

 

 

Содержание:

1.Творчество как процесс  создания новой формы ст.3

2.Философия творчества Б.Пастернака ст.4-10

3.Список литературы ст.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Разум существует во взаимодействии с объектами находящимися в сознании. Любые объекты, существующие для разума в сознании (ощущения, представления, образы, понятия), обозначим наиболее общим понятием форма. Процесс создания новой формы, обычно называют творческим процессом или творчеством, а людей, чей разум создает такие формы, творческими людьми. К ним относятся, и ученые, и философы, и люди искусства. Впрочем, разница между ученым, философом и человеком искусства, сводится лишь к используемым ими средствам для обозначения создаваемой формы. По своей сути, формула, графический чертеж, ноты, краски, слова, всего лишь разные средства, разные языки, посредством которых созданная форма запоминается в собственной памяти и передается другим людям. Отличие творчества одного человека, от творчества другого, только в сложности создаваемой формы в результате творческого процесса. Чем более сложная созданная форма, тем более творческий человек, тем более совершенен его разум.

Процесс творчества можно  разделить на два этапа, этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума. Рациональный этап творчества, бытие разума, это ремесло, но этот этап вляется необходимым в процессе творчества. Без него невозможно завершить процесс творчества, невозможно преодолеть детерминированность разумов разных людей, невозможно создать мир быта людей, который обуславливает существование человеческого общества, а значит и самого человека. Новые идеи, которые разум "упаковывает" в новые формы на рациональном этапе творчества, возникают исключительно на иррациональном этапе процесса творчества разума. Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяющей существующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать творить разум должен начать движение к ничто, сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рациональное, все существующие формы, прийти в непосредственное соприкосновение с ничто.

2.Борис Леонидович Пастернак –величайший лирик 20 столетия .За более  чем  полувековой период творчества он создал стихотворения ,вошедшие в сокровищницу  мировой поэзии .Имея ввиду время ,в которое  жил поэт, следует сказать, что в отличии от многих современников, ему удалось «не отступаться от  лица» и со всей широтой показать «образ мира, в слове явленный».

     Творчество Пастернака характеризуется внутренним движением,

а не внешней устремленностью  к чему-то. Его философская система целостна, но в своем внутреннем единстве она претерпевала определенные изменения и трансформации, связанные как с мировоззренческими аспектами, так и с художественными позициями.

   Философия жизни Пастернака –– самобытная, не заимствованная система, это поэтическое осознание идей, в свете которых совершается осмысление бытийного и исторического времени вединстве и многообразии явлений, что позволяет нам определить философию поэта как одну из версий философии Всеединства. Это продолжение духовно-ментальной культурной традиции в индивидуальном, неповторимом образе мышления творчества, который нашел воплощение в стихах и прозе Б. Пастернака, в его жизни и судьбе.

       В университетские годы у Пастернака сложились и оформились определенные взгляды и представления, которые помогли ему в дальнейшем прожить годы войн и лишений. К таким положениям относится его со временем возросшее умение жить, ничего не скапливая и не смущаясь потерями.

      « Терять в жизни более необходимо, чем приобретать, - писал он. - Зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью вырабатывает забвение».

        Поэт не перестает удивляться «чуду» жизни и стремится постичь его во всех проявлениях. Жизнь он ощущает как стихию, излечивающую человека от одиночества и страха. Доверие к жизни, взгляд на нее как на дар Божий - суть философии творчества Пастернака.

       В поэме «Охранная грамота» Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.

 

В родстве со всем, что  есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,

Когда ее не утаим,

Она всего нужнее людям,

Но сложное понятней им, - подытожил Пастернак возможности, которые оставались ему открытыми в современных условиях, и выразил мужественную решимость писать, преодолевая собственные поэтические навыки, жить, несмотря на опасности и трагические перемены.

 

30 мая 1960 года Борис  Пастернак скончался. Человек  чрезвычайного мужества, высокой  морали, он сказал перед смертью:«Вся жизнь была только единоборством с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант».

    Среди русских поэтов XX века Б.Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо от того, писал ли он о природе, о человеческих отношениях или о состоянии собственной души. Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно - что жилы отворить». Философские раздумья Б. Пастернака всегда имеют трагическое звучание - это раздумья одинокого человека. Причина одиночества лирического героя Б. Пастернака не в его гордыне или пренебрежительном отношении к людям. Это - одиночество обостренного чувства ответственности за жизнь и за все окружающее:

         Природа осмысляется Б. Пастернаком глубоко философски. Это не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли в его душу и живут внутри нее. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме…», «Зимняя ночь». В стихотворении «Зимняя ночь» проявляется еще одна из центральных тем в творчестве Б. Пастернака -любовь. Это чувство охватывает героев «Зимней ночи» с такой силой, что в него втягиваются комната, дом, весь мир. Любовь метет метелью «во все пределы». Время как будто остановилось:

        Когда герой лирики Б. Пастернака охвачен этим прекрасным чувством, для него «дольше века длится день». Герой лирических произведений ищет истину, стремится к духовному и нравственному совершенству во всем.

Как поэт-философ  Б. Пастернак тяготеет к  вечным темам. Природа и творчество, любовь и ответственность - все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия. Стихи Б. Пастернака поражают глубиной философского понимания жизни.

      Связь поэзии и жизни, жизни и творчества –коренная тема русской литературы XX века,окрашенная особым драматизмом. Связь философии и поэзии – проблема природы худо-жественного мышления и индивидуальной авторскойстратегии. В художественной системе Б. Пастернака все эти аспекты: этики, эстетики, философии творчества – соотнесены с познанием жизни самым непосредственным и императивным образом. Хрестоматийная декларация «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» не была для него риторической фразой.Поэт со всей безусловностью стремился к непрерывному диалогу с читателем и с миром, в котором он  жил. Его осмысление мира и восприятие жизни приобретают черты самостоятельной эстетико-философской системы.

     «В русской поэзии XX века Пастернак – наиболее “философский” поэт. Философия выступает в его творчестве не всегда и не обязательно как тема,

но неизменно как метод  работы над словом, как способ, логика развертывания словесного материала, каковым бы ни было заявленное содержание того или иного стихотворного или прозаического текста», – писал о Борисе Пастернаке известный исследователь его творчества Лазарь Флейшман .

    Цельность его мировоззрению придает следование особому духовно интеллектуальному переживанию-познанию, которое открывает поэту со-бытие мироздания, природы, истории и личности в перспективе творческого развития. Философия жизни Б. Пастернака – это формула системного единства его творчества, как во внутренней, идейной эволюции, так и в образно-текстовой преемственности. Восприятие жизни как единого онтологического начала мира в целом и каждого существования в от-

дельности, жизни, обладающей иррациональными, творческими, стихийными характеристиками, дало основание сравнивать мировоззренческую концепцию Пастернака с философией жизни – европейским философским направлением, стремящимся дать универсальную энергийную формулу мирового процесса.

      Ключевое понятие мировоззрения поэта – сила, являющаяся условием и выражением жизненной энергии,обретает различные ипостаси: сила как условие существования вообще, сила как проявление творческого посыла жизни («силовой луч»), сила как обоснование всеединства и бессмертия жизни, сила как стихийное проявление исторических закономерно-

стей, сила как тяготение-сцепление образов в тексте.

      В его произведениях по-особому отразились воззрения, которыми пропита-

лась духовная атмосфера конца XIX – начала XX века, идеи  получили своеобразный резонанс в его творческом воплощении. Философско-эстетическая концепция поэта – это не утверждение естественно-

органического начала жизни, не воплощение мистических интуиций, не натурфилософия, не метафизика, а  универсализация собственного витально-

нравственного чувства всеобщего  родства и возведение его в  статус онтологической сущности. Пастернак преодолевает антихристианскую направленность , удаляясь в то же время от канонического восприятия религиозных постулатов. Творчество Пастернака – это пример развития самобытной философской системы в художественном мировоззрении поэта.

Философский взгляд на действительность и стремление Пастернака к осмыслению единой, всеобщей жизни – следствие его «причастности» определенному культурно-историческому контексту. Это не только проявление внутренней связи с западноевропейским направлением философии, но и закономерный этап развития русской мысли.

Именно «живость мысли» отличает миропонимание Пастернака и

предопределяет его основные черты.Принцип всеединства жизни, выявляющийся в поэтической философии Пастернака на всех уровнях:

онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, – расширяет философско-культурный контексттворчества Пастернака и позволяет вписать его концепцию Всеединства. Такое заключение опирается на общее представление всеединства как «внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой и тождественны целому, но в тоже время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй»

      Соотнесение философии жизни Пастернака с философией Всеединства основывается на аналогии, но не совпадении. Поэтическому мировоззрению Пастернака близки и принцип онтологической характеристики истины.Для него всеединство – это воплощенная динамика, энергия силы, творчество, а

не статический принцип  бытия (Л. П. Карсавин).Для поэта важен был гносеологический принцип, и, в то время как для других  художничество являлось не средством познания, а средством преображения мира, для Пастернака познание было тесно связано с творчеством. Распространенная в философии Всеединства идея «двуединого бытия», противопоставления идеальной всеединой сущности эмпирическому, материальному, несовершенному миру чужда Пастернаку.Для него принцип всеединства утверждается непосредственно в данной жизни через чувства и ощущения, всеединство Пастернака – это представление«здешней» жизни в ее бытийном переживании. Интуитивное, чувственное познание жизни объясняет «конкретность» всеединства, отражающуюся в творчестве поэта в образах природы («наглядность»метафор), соучастии в истории (восприятие исторических событий через личные переживания; представление истории как синтеза времени и творчества, включающего каждого человека в общую тканьплодотворного существования), неканоничности веры(появление «всесильного бога деталей», «всесильного бога любви») и т. д. Рождающееся из принципа всеединства ощущение общности бытия становится

условием бессмертия, а  творчество, искусство, поэзия – органичным способом высказывания этого знания.

   Бессмертие для Пастернака – это не отрицание смерти, а утверждение жизни. В то же время человек должен стремиться его осознавать и утверждать, поэтому особую аксиологическую значимость в философии жизни поэта приобретает бессмертие плодотворное. Сутьэтого явления раскрывается через образы главныхгероев произведений Пастернака: это личности, чья жертвенность становится условием продолжения жиз-

Информация о работе Философия творчества(на примере творчества Бориса Леонидовича Пастернака)