Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:12, контрольная работа
Цель данной работы: выявить философские основы управления.
Управление — это всеобъемлющее понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Первые теоретики управления ………………..……………………………..5
3. Философия управления как научное направление …………………………9
4. Философия управления организацией и персоналом……………...……….15
Заключение………………………………………………………………….……27
Список использованной литературы……………………………………..……29
4. Философский анализ информации как средства управленческого воз-действия;
5.Соотнесение управления и самоорганизации, природной и социальной самоорганизации человека и общества;
10
6.Соотнесение управления и насилия; управления и власти; управления и свободы; управления и справедливости; управления и солидарности; управления и образования.
Некоторые аспекты философии управления как науки
Философия менеджмента лежит на границе двух наук, является новой областью познания, поэтому еще недостаточно освещена в научной литературе; многие ее положения не разработаны, многие являются спорными.
Управление как объект познания представляет собой процесс отражения действительности, процесс взаимодействия объекта и субъекта управления с помощью разума, чувств, интуиции.
На уровне рационального познания мы имеем дело с теоретическим мышлением, абстракциями. Здесь формируются понятийный аппарат, принципы, теоретические модели и концепции, рассматривающие в исторической и логической динамике процесс развития знаний об управлении.
Рациональное и чувственное познание, взаимодействуя, дополняют друг друга. Знания об управленческом процессе, а также его восприятие, полученные субъектом посредством чувств (удовлетворение – неудовлетворение, радость – печаль, усталость, вдохновение и т.п.), содержат образы и представления, формирующие начальный уровень познавательного управленческого процесса.
Следует иметь в виду, что потребности человека и общества выступают одной из движущих сил развития познания, в т.ч. управленческой деятельности, а общественно-историческая практика людей является критерием истинности и главной целью познания. Менеджмент имеет свои характерные черты, присущие социальной философии в узком
смысле этого слова, так как в широком смысле всякое познание имеет социальный общественный характер. Здесь идет речь о системе знаний об
11
управлении обществом на различных уровнях (макро, мезо, микро) и в различных аспектах (управление как система, как процесс, как механизм; или как потребность, необходимость, возможность и пр.).
В менеджменте объект познания – деятельность самих субъектов управления (познания). То есть, в отличие от технических, естественных и других наук, в самом объекте социального познания (человек, общество) изначально присутствует и его субъект. Человек управляющий и управляемый является как творением самого индивида (био), так и общества (социо), поэтому отражает в себе идеальные, материальные, социальные и другие субъективные и объективные факторы, несет в себе общественные и личные потребности, стремясь их удовлетворить и достичь поставленной цели. Это многообразное переплетение био – социальной жизни общества и индивида обуславливают сложность социального познания процесса управления, его специфику по сравнению с другими видами познания.
Во-первых, специфика объекта познания – процесса управления дополняется спецификой субъекта познания – человека, имеющего свой индивидуальный интеллект, опыт, ценности, потребности и т.д., т.е. носит личностный фактор.
Во-вторых, необходимо учитывать социально-историческую обусловленность социального познания процесса управления, в т.ч. уровень развития материальной и духовной жизни общества, его стратификацию, господствующие (доминирующие) ценности.
В-третьих, приоритетность в современном мире именно социальной философии, особенно познание глубинных управленческих процессов, влияет на функционирование и развитие всех компонентов социобиоэкологической системы.
Взаимодействие и конкретная совокупность в данный момент всех факторов социального познания обуславливают глубину, разнообразие и даже противоречивость точек зрения (концепций), объясняющих феномен
12
«управление» и определяют характер и особенности его социального познания: онтологическую, гносеологическую и аксиологическую (ценностную).
Онтологическая (от греч. – сущее, слово, учение) сторона социального познания процесса управления включает изучение его закономерностей, тенденций функционирования и развития. Человек как субъект и объект управления рассматривается в системе социально-политических, социально-экономических и других отношений. Различные авторы за основу управления человеческой деятельностью брали такие идеи, как идею справедливости (Платон), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К.Маркс), социальный фактор (Э.Фромм), географический (П.Чаадаев), выживание и др., которые справедливо отражают разные причины, обуславливающие необходимость в социуме управленческой деятельности.
Так существуют ли объективные законы, закономерности управления различными сторонами общественной жизни? Какова методология их познания и применения? Ответы на эти вопросы часто диаметрально противоположны.
Например, И.Кант, В.Виндельбанд и ряд других философов считали, что никаких объективных законов в развитии общества (а значит – и в управлении им) нет и не может быть, т.к. все явления носят неповторимый, уникальный характер. Но в основе развития общества лежит объективная саморегулируемая природная основа, которая может и должна быть познана. На эту основу налагается субъективный управленческий фактор (который также должен изучаться). Главная трудность возникает в познании многообразных сочетаний объективного и субъективного факторов, но и здесь есть определенный потенциал познания.
Гносеологическая (от греч. – gnosis – познаниеи logos –учение) сторона социального познания феномена «управление» связана с его
13
способностью формулировать собственные законы и категории, т.е. обладать статусом науки. Здесь необходимо опираться на взаимодействие гносеологии с онтологией при определяющей позиции последней, т.к. признание объективного существования «управления» ведет к необходимости его изучения в научных категориях и взаимосвязях.
Таким образом, гносеологический аспект социального познания феномена «управление» включает, на наш взгляд, изучение таких проблем, как:
- механизм осуществления управления;
- возможности познания и формирования такого механизма;
- роль общественной практики в социальном познании управления и значение в этом познавающего субъекта;
- роль различных управленческих экспериментов и социальных исследований.
Аксиологическая (от греч. axia – ценность и logos –учение) сторона социального познания управленческих процессов проявляется в выборе объекта исследования, который осуществляется конкретным человеком (субъектом) со своими ценностными установками и приоритетами. Все это определяет не только объект познания (различные сферы и аспекты управления), но и его формы, методы, истолкование результатов. Но такой подход присущ человеку и человечеству во всех сферах познания. В этом плане ценностные предпосылки будут определять не развитие и функционирование объекта исследования, а лишь специфику самой исследовательской деятельности. А многосторонность исследовательских подходов способствует лишь более полному знанию об управлении как объекте исследования.
Обобщая данные заметки к постановке вопроса о философской основе менеджмента, можно сделать следующие выводы:
1. Менеджмент как наука, имеющая более чем столетний опыт развития, накопил значительное количество фактов теоретического и
14
2. практического свойства, требующих фундаментального, качественного, философского осмысления и обобщения. То есть из прикладной науки управление превращается в фундаментальную, требующую соответствующего научного инструментария.
3. Сложность и многосторонность объекта познания, его применение во всех сферах жизни социума требуют усилий самых разных специалистов при философском осмыслении и познании феномена «управление».
4. Как показывает опыт современного международного и государственного менеджмента, негативная управленческая деятельность политиков, экономистов, производителей материальных благ и других, неумение управлять все более усложняющимися процессами вытекают, в определенной мере, из незнания, непонимания и невнимания субъектов управления к УПРАВЛЕНИЮ как главному инструменту достижения гармонии в обществе, что чревато непредсказуемыми последствиями.
Сегодня фундаментальная теория и практика менеджмента, как никогда ранее, должны регулировать, координировать, интегрировать управленческие процессы для сохранения самого социума.
15
Философия управления организацией и персоналом
Внедрение понятия "философия управления организацией" в российскую действительность происходит на наших глазах. Она все более четко формулирует свою цель - охватить все бизнес-процессы конкретной организации в их единстве, целостности, гармоничности, вычленить в них самое важное - человека, найти консенсус между работником и организацией.
Роль философии управления персоналом в системе экономических отношений заключается в становлении на начальном этапе развития компании и закреплении в последующем основополагающих морально-этических принципов, норм и правил человеческих взаимоотношений, согласующихся с социокультурным этносом и политикой государства. Отдельно взятое предприятие -это часть общегосударственного механизма экономической и политической системы и, как следствие, вопреки расхожему мнению руководителей малых и средних компаний, не находится во внешнеорганизационном вакууме. Менеджеры различных уровней данных предприятий в работе с персоналом берут за основу себяцентристское положение и свои моральные нормы выдают за общеорганизационные. Данное положение недопустимо, так как зачастую нарушает права работника.
Философия управления персоналом не должна идти вразрез с законодательными нормами государства, в границах которого функционирует данная конкретная организация, соответственно, при ее разработке необходимо опираться на национальное законодательство, в частности на нормативно-правовые акты, регламентирующие основные права и обязанности человека и гражданина, правила экономического оборота, трудовые отношения.
Значительную часть фундамента философии управления конкретной организации должны составлять принятые в соответствии с действующим
16
законодательством локальные нормативно-правовые акты, основными из которых являются устав, учредительный и коллективный договоры, стратегообразующие приказы и распоряжения высшего руководства. В том случае если организация имеет внешнеэкономические связи, необходим о учитывать, кроме отечественного, национального, и иностранное законодательство, а также предписания международного права. Однако правовые нормы являются не единственным ориентиром для построения философии системы управления персоналом компании в современных условиях. Современный менеджер в процессе управления персоналом обязан учитывать такие составляющие, как религиозные, моральные и этические нормы, обычаи делового оборота, опыт передовых предприятий аналогичных и смежных отраслей народного хозяйства, национальные и региональные
особенности стратегии кадровой политики на уровне государства, региона, предприятия и его структурного подразделения.
Однако необходимо отметить, что в процессе выработки философии управления персоналом руководство организации нередко сталкивается с проблемой коллизионности требований на различных уровнях: как между нормами одной группы (например, между различными требованиями к поведению в аналогичных ситуациях для последователей различных религий), так и между нормами, принадлежащими к разным группам. Так, нередко отдельные нормы права с точки зрения различных социальных групп могут представляться аморальными, и наоборот - предписания морали, обычаев могут признаваться законодателем противоправными и наказуемыми.
Отправной точкой сбалансированности в управлении персоналом должна стать документально закрепленная философия компании. Несмотря на то что "бумага стерпит все", уже на стадии разработки данного документа
необходимо твердо осмыслить значимость философии управления персоналом как фундамента дальнейших межличностных отношений в
17
организации. Развернутость естественнонаучного содержания понятия "философия управления персоналом" не находит пока должного отражения в научных трудах, что обусловлено его новизной для теории управления персоналом.
Разработка и внедрение в деятельность компании философии управления персоналом - это сложный и планомерный процесс, осуществление которого требует от менеджера комплексных знаний в таких областях, как социология, психология, экономика, юриспруденция, этика, логика и, конечно же, менеджмент.
Философия управления персоналом проявляет свои сущностные характеристики в гармонизации отношений работника и работодателя. Сознание каждого человека притягивает к себе почти мистическая сила согласованного волеизъявления, которое, в свою очередь, способно изменять судьбы государств и обеспечивать удовлетворение простейших жизненных потребностей отдельного человека. Предоставляя же возможность максимально удовлетворять потребности каждого конкретного работника, организация прокладывает себе дорогу к успеху и эффективному развитию.
Основными принципами разработки философии организации являются:
* системность;
* исключение дублирования действующего законодательства;
* соответствие действующему законодательству;
* конкретность включаемых положений;
* реальность закрепляемых прав и обязанностей;
* наличие механизмов защиты в случае нарушения требований философии организации.