Философия в России в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:51, реферат

Описание

Все трагедии и переломы ХХ века испытала на себе русская философия советского периода. Это было время, когда философов почти насильно одевали в государственные мундиры, когда совершалось публичное избиение, моральная травля людей, сохранявших признаки свободомыслия. Длительный период в стране шла непрерывная "зачистка" философских кадров, реализовалась политика выращивания "стерильных философов", не замеченных в нелояльности к марксизму-ленинизму. Наступило однажды время, когда в стране остался только один философ.

Содержание

Введение 3
Русский марксизм и его философия 4
Русское философское зарубежье 9
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Философия России XX столетия.docx

— 54.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  культуры

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств»

Библиотечно-информационный факультет.

Кафедра философии. 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Философия  в России в XX веке 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы

                                                        Проверил:  
 
 

Санкт-Петербург

2011 год

Содержание 

Введение 3

Русский марксизм и его  философия 4

Русское философское зарубежье 9

Заключение 15

Список  литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Все трагедии и  переломы ХХ века испытала на себе русская  философия советского периода. Это  было время, когда философов почти  насильно одевали в государственные  мундиры, когда совершалось публичное  избиение, моральная травля людей, сохранявших  признаки свободомыслия. Длительный период в стране шла непрерывная "зачистка" философских кадров, реализовалась  политика выращивания "стерильных философов", не замеченных в нелояльности к марксизму-ленинизму. Наступило однажды время, когда  в стране остался только один философ. Им был Иосиф Сталин. Все остальные  обязывались комментировать работы Сталина, или уйти на другое нефилософское  поприще. Ситуация начала меняться после  смерти Сталина, но медленно, с рецидивами репрессивных мер против братьев-философов.

К сожалению, за все эти трудные советские  годы русская философия во многом теряла свой национальный колорит, утрачивала исторические корни, не имела духовных контактов с зарубежной русской  философской мыслью. Она превратилась в идеологический и политический придаток новой государственной  власти. Развитие  нашей внутренней философии было упаковано в жестко обозначенные рамки догматизированного марксизма-ленинизма.

Двадцатый век  для России оказался, мягко говоря, весьма необычным. Такого размаха и  колебаний маятника событий история  еще не знала. Советский период оказался одним из самых драматических  в жизни русского народа, что не могло не сказаться и на его  мировоззрении.

В этот интервал времени отличительной особенностью русской философии являлся идеологизм - помимо большевизма, он охватывал  и многие другие направления, преимущественно  антикоммунистического, религиозно-консервативного  толка. Эти направления равно  существовали как в зарубежье, так  и в СССР. Несмотря на "железный занавес", между русской эмиграцией и советским диссидентством всегда существовало самое прочное и  кровное родство; это была по существу единая и целостная духовная оппозиция  против "большевизанства", "сталинократии". Их объединяла одна общая черта - решительное  неприятие "октябрьского переворота", вера в духовное и политического  возрождение России.

Современные философы предлагают различные классификации  тенденций философского знания в  этот период. Например, Замалеев А.Ф. в  своей работе "Курс истории русской  философии" выделяет в то время  философию антикоммунизма, евразийство, неомонархизм, теорию "всемирного народоустройства", христианский социализм, философию  космизма, философско-антропологические  учения и постренессансный мистицизм.1 
 
 
 
 
 
 

Русский марксизм и его  философия

Революционный марксизм пришел в Россию из Европы в последней четверти XIX столетия и стал одним из влиятельнейших течений  русской общественной мысли, одержав  идейную победу над народничеством и легальным марксизмом. Он стал духовной и политической программой деятельности русской социал-демократии, основой формирования рабочего движения и пролетарской партии.

Деятели марксизма  идейно готовили русскую революцию, разрабатывали проекты перехода России на путь социалистического и  коммунистического развития. Русские  представители марксизма активно  работали в направлении его адаптации  к своеобразным условиям России. В  этом деле главным стало доказательство положения, что Россия с конца XIX в. перешла в разряд капиталистических  обществ и несет все революционные  тенденции капитализма, является активным участником мирового революционного процесса, который должен был сокрушить  всю мировую систему капитализма.

Русские марксисты  пристальное внимание уделяли особенностям будущей русской революции, сознавая, что она созревает в условиях вопиющих противоречий социальной, экономической  и политической жизни страны. Философской  основой марксизма передовые  русские его представители считали  диалектический и исторический материализм, т.е. диалектику как философский  метод и социально-историческую концепцию, которая вытекала из марксовой  теории общественно-экономической  формации. Русский философский марксизм утверждал свои позиции в жарких идейных дискуссиях.  Это дало право В.И. Ленину высказаться в начале ХХ в., что Россия выстрадала марксизм.2

Самыми влиятельными деятелями и философскими гуру русского марксизма были Г.В. Плеханов (1856-1918гг.) и В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924гг.).

Г. В. Плеханов

 Г. Плеханов в молодые годы был сторонником революционного народничества. Затем он порвал с этим течением и в 1883 году в Женеве организовал марксистскую группу единомышленников, назвав ее "Освобождение труда". Члены группы вели активную пропаганду идей социализма. Сам Г. Плеханов вел плодотворную работу в составе II Интернационала. Он же стоял у истоков формирования российской социал-демократической партии. В дальнейшем в условиях русских революций принял сторону так называемых "меньшевиков", осудил большевистский октябрьский переворот. Его главные труды: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "История русской общественной мысли" (не завершена).3

В области философии  Г. Плеханов выступил в роли интерпретатора ряда важнейших идей К. Маркса. В  первую очередь это касалось принципа материалистического понимания  истории. Русский марксист полагал, что разработка данного принципа позволяла глубоко преобразовать все общественные науки: философию, социологию, историю, эстетику. Опора на этот принцип давала вместе с тем возможность реалистично вырабатывать стратегию и тактику классовой борьбы пролетариата и социалистического движения.   такого подхода к пониманию истории общества, который исключал субъективный произвол в человеческой истории. История идет необходимыми путями и ее ход и направление определяются действием географической среды и состоянием производительных сил. Из таких объективных предпосылок вырастает экономический и социально-политический строй, а далее - психика общества и различные идеологии. Схематизм подхода, применяемого Г. Плехановым к исследованию общества, не позволил ему уловить в истории России поворотные пункты, связанные с революционным накалом в деятельности пролетарских и крестьянских масс. Он оказался не способен уловить чрезвычайные особенности, экстремальные пункты в развитии русских революций, он устранился от активного руководства революционными силами в то время, когда решительность действий этих сил была требованием текущего момента.

В области теории познания Г. Плеханов выступал с резкой критикой субъективистской позиции  махизма. Он всегда подчеркивал, что  материя и ее объекты даны нам  в наших ощущениях. Тем самым, он принимал материалистический принцип  отражения в познании. Однако, Г. Плеханов допускал колебания в понимании  активно-деятельного характера отражения, заявлял, что наши чувственные впечатления  это "иероглифы", а в них материя  лишь "зашифрована" и совершенно неизвестна. В такой позиции заметна  склонность к кантианству, к его  идее о непознаваемой "вещи в себе".

Г. Плеханов давал  также упрощенную интерпретацию  диалектики Г. Гегеля и К. Маркса. Диалектическое развитие он трактовал как ступенчатое, скачкообразное. В такой интерпретации  диалектическая концепция и метод, применимы, по мнению Г. Плеханова, к  исследованию революционного развития общества. Однако, диалектика не может  быть сведена к теории скачков. Ее глубинный смысл состоит в  признании противоречий в качестве источника и движущих сил развития. Этой "стороне" диалектики Г. Плеханов не придавал должного значения.

Важными и интересными  были труды Г. Плеханова по истории  философии, а в особенности - по истории  русской философии. Все философские  споры он связывал с отражением социальных конфликтов; в партиях и философских  группах усматривал проявления многообразных  интересов людей. Например, идеализм XIX в. он характеризовал как одно из духовных орудий классового господства. Исключение делал Г. Плеханов в отношении  Г. Гегеля - за огромный вклад в разработку диалектики и применение ее к исследованию исторического развития общества. Во всей мировой истории Г. Плеханов всегда выделял заслуги философов-материалистов. Сближение и мир между материализмом  и идеализмом он считал невозможным. В истории русской философии  Г. Плеханов опять-таки выше ставил достижения материалистов, всего большого течения  материалистической философии. Его  перу принадлежат блестящие работы о В.Г. Белинском, А.И. Герцене, Н.Г. Чернышевском и др.

Г. Плеханов глубоко  разрабатывал проблемы эстетики, связывая ее с материалистической тенденцией. Он высоко оценил положение Н. Чернышевского  о связи эстетического идеала с классовой дифференциацией  общества. В духе марксизма Г. Плеханов определял задачи искусства в  связи с требованиями общественного  бытия людей. Он говорил, что художник  воспроизводит действительность в свете определенных классовых пристрастий. Плеханов сделал плодотворную попытку объяснить смысл художественности в искусстве, обратившись к исследованию диалектического взаимодействия формы и содержания. С этой позиции он критиковал формализм и мистицизм в искусстве, ставших модой в начале ХХ в. для течения "декадентов" в России.

В. И. Ленин как философ

В.И. Ленин - одна из крупнейших личностей, оказавшая исключительное влияние на историю России в ХХ в. Как политик, и как философ он в свои молодые годы считал себя учеником Г. Плеханова. Однако, он разошелся с учителем по многим принципиальным вопросам (по отношению к русской революции и возможностям строительства социализма в России, по отношению к первой мировой войне, по отношению к религии и церкви, по вопросу об организационном устройстве революционной партии, по трактовке коренных положений теории марксизма и т.д.). Эта фигура в силу своей сложности и противоречивости остается во многом не понятой и не оцененной по справедливости. Есть живые ленинцы во всем мире, которые продолжают возвеличивать В. Ленина до запредельных высот. Но есть и большие группы идеологов, политиков и философов, которые воюют с ним до нашего времени как с живым врагом, стремясь принизить и уничтожить его. За этим стоят и личные амбиции старых и новых идеологов, и борьба за власть и влияние в новой России, а также за место в современной глобальной политике.

В.И. Ленин с  молодых лет соединил свою судьбу с революционно-практической деятельностью. Он был талантливейшим организатором. В. Ленин - один из основателей Российской социал-демократической рабочей  партии, один из создателей первой общероссийской политической газеты "Искра", он стоял  у руководства съездами РСДРП, был  инициатором выделения революционного крыла этой партии (большевиков), вел  непримиримую борьбу с реформизмом в лагере русских марксистов и во II Интернационале, был проводником политического лозунга и организатором действий "за поражение" собственного правительства в первой мировой войне. В.И. Ленин организовал социалистический поворот в политическом движении революции 1917 года, затем стал лидером октябрьского переворота, основателем советского государства, организатором советского лагеря в гражданскую войну и в борьбе против иностранной интервенции.

Он выступал в роли ведущего идеолога революционного марксизма в России, был организатором  пропаганды и агитации в пользу революционного марксизма. Идеологическую работу В.И. Ленин уже в первое десятилетие  ХХ в. стал тесно связывать с задачами защиты философии марксизма против философского ревизионизма, с углублением  принципов диалектического метода как основы понимания кризисных  ситуаций в общественной жизни и  в науке новейшего времени.4

В.И. Ленин был  весьма последователен, когда рассматривал марксизм и его философию не в  качестве завершенной теоретической  доктрины, но в качестве руководства  к революционным действиям. Важна  была при этом верность целям и  принципам, а тактика и концептуальный аппарат могут меняться. Он призывал своих сторонников действовать  в новых сложных условиях гибко, доверять не буквам старых марксистских текстов, а жить своим умом, вырабатывая  современные лозунги борьбы.5

Информация о работе Философия в России в XX веке