Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:51, реферат
Все трагедии и переломы ХХ века испытала на себе русская философия советского периода. Это было время, когда философов почти насильно одевали в государственные мундиры, когда совершалось публичное избиение, моральная травля людей, сохранявших признаки свободомыслия. Длительный период в стране шла непрерывная "зачистка" философских кадров, реализовалась политика выращивания "стерильных философов", не замеченных в нелояльности к марксизму-ленинизму. Наступило однажды время, когда в стране остался только один философ.
Введение 3
Русский марксизм и его философия 4
Русское философское зарубежье 9
Заключение 15
Список литературы 16
Министерство культуры
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
Библиотечно-информационный факультет.
Кафедра
философии.
Реферат на тему:
Философия
в России в XX веке
Выполнила: студентка группы
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Введение 3
Русский марксизм и его философия 4
Русское философское зарубежье 9
Заключение 15
Список
литературы 16
Все трагедии и переломы ХХ века испытала на себе русская философия советского периода. Это было время, когда философов почти насильно одевали в государственные мундиры, когда совершалось публичное избиение, моральная травля людей, сохранявших признаки свободомыслия. Длительный период в стране шла непрерывная "зачистка" философских кадров, реализовалась политика выращивания "стерильных философов", не замеченных в нелояльности к марксизму-ленинизму. Наступило однажды время, когда в стране остался только один философ. Им был Иосиф Сталин. Все остальные обязывались комментировать работы Сталина, или уйти на другое нефилософское поприще. Ситуация начала меняться после смерти Сталина, но медленно, с рецидивами репрессивных мер против братьев-философов.
К сожалению, за все эти трудные советские годы русская философия во многом теряла свой национальный колорит, утрачивала исторические корни, не имела духовных контактов с зарубежной русской философской мыслью. Она превратилась в идеологический и политический придаток новой государственной власти. Развитие нашей внутренней философии было упаковано в жестко обозначенные рамки догматизированного марксизма-ленинизма.
Двадцатый век для России оказался, мягко говоря, весьма необычным. Такого размаха и колебаний маятника событий история еще не знала. Советский период оказался одним из самых драматических в жизни русского народа, что не могло не сказаться и на его мировоззрении.
В этот интервал
времени отличительной
Современные философы
предлагают различные классификации
тенденций философского знания в
этот период. Например, Замалеев А.Ф. в
своей работе "Курс истории русской
философии" выделяет в то время
философию антикоммунизма, евразийство,
неомонархизм, теорию "всемирного народоустройства",
христианский социализм, философию
космизма, философско-антропологические
учения и постренессансный мистицизм.1
Революционный марксизм пришел в Россию из Европы в последней четверти XIX столетия и стал одним из влиятельнейших течений русской общественной мысли, одержав идейную победу над народничеством и легальным марксизмом. Он стал духовной и политической программой деятельности русской социал-демократии, основой формирования рабочего движения и пролетарской партии.
Деятели марксизма
идейно готовили русскую революцию,
разрабатывали проекты перехода
России на путь социалистического и
коммунистического развития. Русские
представители марксизма
Русские марксисты
пристальное внимание уделяли особенностям
будущей русской революции, сознавая,
что она созревает в условиях
вопиющих противоречий социальной, экономической
и политической жизни страны. Философской
основой марксизма передовые
русские его представители
Самыми влиятельными деятелями и философскими гуру русского марксизма были Г.В. Плеханов (1856-1918гг.) и В.И. Ленин (Ульянов) (1870-1924гг.).
Г. В. Плеханов
Г. Плеханов в молодые годы был сторонником революционного народничества. Затем он порвал с этим течением и в 1883 году в Женеве организовал марксистскую группу единомышленников, назвав ее "Освобождение труда". Члены группы вели активную пропаганду идей социализма. Сам Г. Плеханов вел плодотворную работу в составе II Интернационала. Он же стоял у истоков формирования российской социал-демократической партии. В дальнейшем в условиях русских революций принял сторону так называемых "меньшевиков", осудил большевистский октябрьский переворот. Его главные труды: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "История русской общественной мысли" (не завершена).3
В области философии Г. Плеханов выступил в роли интерпретатора ряда важнейших идей К. Маркса. В первую очередь это касалось принципа материалистического понимания истории. Русский марксист полагал, что разработка данного принципа позволяла глубоко преобразовать все общественные науки: философию, социологию, историю, эстетику. Опора на этот принцип давала вместе с тем возможность реалистично вырабатывать стратегию и тактику классовой борьбы пролетариата и социалистического движения. такого подхода к пониманию истории общества, который исключал субъективный произвол в человеческой истории. История идет необходимыми путями и ее ход и направление определяются действием географической среды и состоянием производительных сил. Из таких объективных предпосылок вырастает экономический и социально-политический строй, а далее - психика общества и различные идеологии. Схематизм подхода, применяемого Г. Плехановым к исследованию общества, не позволил ему уловить в истории России поворотные пункты, связанные с революционным накалом в деятельности пролетарских и крестьянских масс. Он оказался не способен уловить чрезвычайные особенности, экстремальные пункты в развитии русских революций, он устранился от активного руководства революционными силами в то время, когда решительность действий этих сил была требованием текущего момента.
В области теории
познания Г. Плеханов выступал с резкой
критикой субъективистской позиции
махизма. Он всегда подчеркивал, что
материя и ее объекты даны нам
в наших ощущениях. Тем самым,
он принимал материалистический принцип
отражения в познании. Однако, Г.
Плеханов допускал колебания в понимании
активно-деятельного характера
Г. Плеханов давал также упрощенную интерпретацию диалектики Г. Гегеля и К. Маркса. Диалектическое развитие он трактовал как ступенчатое, скачкообразное. В такой интерпретации диалектическая концепция и метод, применимы, по мнению Г. Плеханова, к исследованию революционного развития общества. Однако, диалектика не может быть сведена к теории скачков. Ее глубинный смысл состоит в признании противоречий в качестве источника и движущих сил развития. Этой "стороне" диалектики Г. Плеханов не придавал должного значения.
Важными и интересными
были труды Г. Плеханова по истории
философии, а в особенности - по истории
русской философии. Все философские
споры он связывал с отражением социальных
конфликтов; в партиях и философских
группах усматривал проявления многообразных
интересов людей. Например, идеализм
XIX в. он характеризовал как одно из
духовных орудий классового господства.
Исключение делал Г. Плеханов в отношении
Г. Гегеля - за огромный вклад в разработку
диалектики и применение ее к исследованию
исторического развития общества. Во
всей мировой истории Г. Плеханов
всегда выделял заслуги философов-
Г. Плеханов глубоко разрабатывал проблемы эстетики, связывая ее с материалистической тенденцией. Он высоко оценил положение Н. Чернышевского о связи эстетического идеала с классовой дифференциацией общества. В духе марксизма Г. Плеханов определял задачи искусства в связи с требованиями общественного бытия людей. Он говорил, что художник воспроизводит действительность в свете определенных классовых пристрастий. Плеханов сделал плодотворную попытку объяснить смысл художественности в искусстве, обратившись к исследованию диалектического взаимодействия формы и содержания. С этой позиции он критиковал формализм и мистицизм в искусстве, ставших модой в начале ХХ в. для течения "декадентов" в России.
В. И. Ленин как философ
В.И. Ленин - одна из крупнейших личностей, оказавшая исключительное влияние на историю России в ХХ в. Как политик, и как философ он в свои молодые годы считал себя учеником Г. Плеханова. Однако, он разошелся с учителем по многим принципиальным вопросам (по отношению к русской революции и возможностям строительства социализма в России, по отношению к первой мировой войне, по отношению к религии и церкви, по вопросу об организационном устройстве революционной партии, по трактовке коренных положений теории марксизма и т.д.). Эта фигура в силу своей сложности и противоречивости остается во многом не понятой и не оцененной по справедливости. Есть живые ленинцы во всем мире, которые продолжают возвеличивать В. Ленина до запредельных высот. Но есть и большие группы идеологов, политиков и философов, которые воюют с ним до нашего времени как с живым врагом, стремясь принизить и уничтожить его. За этим стоят и личные амбиции старых и новых идеологов, и борьба за власть и влияние в новой России, а также за место в современной глобальной политике.
В.И. Ленин с
молодых лет соединил свою судьбу
с революционно-практической деятельностью.
Он был талантливейшим организатором.
В. Ленин - один из основателей Российской
социал-демократической
Он выступал
в роли ведущего идеолога революционного
марксизма в России, был организатором
пропаганды и агитации в пользу революционного
марксизма. Идеологическую работу В.И.
Ленин уже в первое десятилетие
ХХ в. стал тесно связывать с задачами
защиты философии марксизма против
философского ревизионизма, с углублением
принципов диалектического
В.И. Ленин был весьма последователен, когда рассматривал марксизм и его философию не в качестве завершенной теоретической доктрины, но в качестве руководства к революционным действиям. Важна была при этом верность целям и принципам, а тактика и концептуальный аппарат могут меняться. Он призывал своих сторонников действовать в новых сложных условиях гибко, доверять не буквам старых марксистских текстов, а жить своим умом, вырабатывая современные лозунги борьбы.5