Философия в России в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:51, реферат

Описание

Все трагедии и переломы ХХ века испытала на себе русская философия советского периода. Это было время, когда философов почти насильно одевали в государственные мундиры, когда совершалось публичное избиение, моральная травля людей, сохранявших признаки свободомыслия. Длительный период в стране шла непрерывная "зачистка" философских кадров, реализовалась политика выращивания "стерильных философов", не замеченных в нелояльности к марксизму-ленинизму. Наступило однажды время, когда в стране остался только один философ.

Содержание

Введение 3
Русский марксизм и его философия 4
Русское философское зарубежье 9
Заключение 15
Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Философия России XX столетия.docx

— 54.00 Кб (Скачать документ)

К собственно философским  трудам В.И. Ленина относятся: "Материализм  и эмпириокритицизм", "Философские  тетради" (опубликованы после смерти В.И. Ленина), "Государство и революция", статья "О значении воинствующего  материализма". Отдельные положения, мысли, замечания философского характера высказаны в многочисленных его экономических, политических, идеологических работах, статьях, докладах, выступлениях. Занимаясь практической революцией, он не стремится к кабинетной работе, не имел часто для этого условий и времени. Объем его специальных философских трудов много меньше, чем у Г. Плеханова, у большевика А. Богданова, у известных теоретиков русского религиозно-философского возрождения. Это давало повод для утверждений, что Ленин не был философом. Такие утверждения неверны. В. Ленин развил ряд оригинальных философских идей и занял выдающееся место в русском неомарксизме. Его советские эпигоны (И.В. Сталин и др.), руководствуясь ошибочной точкой зрения, что философия марксизма представляет собой высочайшую вершину новейшей мировой философии, заявляли, что ленинская философия есть новый этап в развитии марксовой философии. Объявляя себя приверженцами ленинизма, они по-азиатски хитро выражали свою причастность к величайшей мудрости.

Сам В. Ленин  был скромнее. он часто называл  себя рядовым марксистом в области  философии. Но это был харизматический  марксист. Его неистовая страсть  и энергия выражались бурно, резко. И одним этим он нередко подавлял оппонентов. Революционаризм - альфа  и омега творчества В. Ленина. Он жил, мыслил и действовал в революционную  историческую эпоху. Это было время  страшных социальных конфликтов. и  он был одной из сил подобных конфликтов. Основа его философии - революция  до конца, до реального социализма. Но реальная история, вопреки В. Ленину, не исчерпывается тенденцией социализации общественной жизни. В ней есть иные пласты, другие искания и обретения. Поэтому философия В. Ленина (и  К. Маркса) не универсальна. Она исторически  ограничена и не может претендовать на высшее место в бесконечном  прогрессе мировой философской  мысли.

Рассмотрим кратко содержание одной философской работы В.И. Ленина - его книгу "Материализм  и эмпириокритицизм", которая  в эпоху "строительства коммунизма" и "развитого социализма" объявлялась "верными ленинцами" чуть ли не Библией диалектического материализма.6

Она написана в 1908 г. и вышла в 1909 г. в Москве. После  первой русской революции в рядах  марксистской партии начался идейный  разброд. Ленин поставил задачу отстоять от нападок философских ревизионистов  теоретические основы марксизма - диалектический и исторический материализм. Главные  вопросы, рассматривавшиеся в книге  Ленина:

- разработка  категорий материи, движении, пространстве, времени, критика новейшего "физического  идеализма";

- защита материалистической  теории познания как теории  отражения и критика субъективно-идеалистической  теории познания эмпириокритицизма;

-экспликация  принципов исторического материализма, обоснование принципа партийности  в философии, защита идеологической  функции марксизма;

В. Ленин настаивал  на коренном различии между старым материализмом и диалектическим материализмом по ряду принципиальных философских вопросов. Главный из них: что такое материя? Ленин  подчеркивал, что старое понимание  материи как вещества, телесности сегодня неприемлемо. Сохраняет свое значение лишь определение материи как объективной реальности, существующей вне человеческого ума, вне ощущений. Эту трактовку материи В. Ленин применил для философского освоения новейших достижений естествознания, для преодоления "кризиса в физике" на рубеже Х1Х-ХХ вв. и для опровержения "физического идеализма".

В своей книге  В. Ленин сформулировал обязательные требования в области материалистической теории познания, получившие название "три гносеологических вывода". Здесь он выступал как жесткий  идеолог от материализма, отвергающего созерцательную позицию в гносеологии. В этой связи В. Ленин разрабатывал вопрос о практике как критерии истины, настаивая на диалектической трактовке  практики, которая несет в себе противоречивое содержание. Практика, согласно Ленину, способна подтверждать и абсолютную, и относительную  истину. При этом Ленин утверждал, что между абсолютной и относительной  истинами нет непроходимой грани, что  каждая относительная истина содержит в себе зерно абсолютной истины. А вместе они представляют собой  грани объективного процесса познания.

В. Ленин выступил против попыток махистов ввести идеализм в методологию общественных наук, против тезиса махистов о том, что  общественное бытие и общественное сознание тождественны. Он считал теорию о тождестве сознания и бытия  реакционной теорией.

Философ В. Ленин  более резко, чем Г. Плеханов, формулировал принцип партийности философии. "Новейшая философия", - писал В.И. Ленин, - так же партийна, как и  две тысячи лет тому назад. Борющимися партиями по сути дела... являются материализм  и идеализм...". Он объявил борьбу материализма и идеализма главной  закономерностью развития философии. При этом он заявлял, что философия  вносит свой вклад в идеологическое противоборство классов современного общества. Тем самым он привносил  политический мотив в философию.7

В. Ленин уверял, что есть высший тип философской  партийности. Ее образец он видел  в философии марксизма. По его  словам, высота партийности философии  диалектического и исторического  материализма заключается в том, что она дает целостное, последовательное материалистическое миропонимание, соединенное  с творческим диалектическим отношением к миру, с разработкой научно обоснованных программ прогрессивного преобразования мира. Высокопарные слова, однако, превращались в свою противоположность, в оправдание запретов и арестов, в меры по высылке  из страны инакомыслящих уже после  победы советской власти. Теория об объективной партийности тем  самым дополнялась тенденциозной  практикой. 
 
 

Русское философское зарубежье

Западное  зарубежье

Русские философы - изгои и изгнанники - появились  в Европе и в Америке после  победы большевизма в России. Среди  самых известных и получивших европейское и мировое признание  были Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.И. Шестов и ряд других русских мыслителей. Общей для большинства зарубежных русских деятелей была религиозная  направленность философии, а также  социально-философская проблематика в ее связи с судьбой и будущим  России.

Н. Бердяев.

Главные труды  Н.А. Бердяева: "Самопознание", "Смысл  творчества", "Философия неравенства", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Судьба России". Надо сказать, что  это был весьма продуктивный писатель, и его духовное наследие насчитывает  десятки книг и множество статей. Он не только писал, но и активно  включался в общественную деятельность. В юности Н. Бердяев считал себя "критическим  марксистом", примыкал к течению "легального марксизма". Вместе с  тем он был ориентирован на религию  и идеализм в своих философских  воззрениях, а Маркса ценил в молодые  годы за социальные идеи. Окончательно порвал с марксизмом в период первой русской революции.

В 1903 г. издавал  в России журнал "Вопросы жизни" (вместе с С.Н. Булгаковым). В 1918-1922 гг. Н. Бердяев участвовал в создании "Вольной Религиозно-философской  академии". После изгнания уже  в Берлине вновь создал  "Религиозно-философскую академию", затем (в 1925 г.) перевел ее работу в Париж. Был также редактором журнала "Путь".

В своей работе "Самопознание" Н. Бердяев высказался, что он никогда не был человеком  политическим. Но во внешних событиях его жизни все было наоборот. Его  преследовали и царский, и советский  режимы. Он много работал в сфере  публицистики, возвышал свой голос  в политических вопросах. Наш мыслитель  открыто выступал против социалистического  государства (еще в 1918 году). Последнее  он называл "сатанократией". Объектами  его постоянной критики и теоретического ниспровержения были социализм, коммунизм, идея диктатуры пролетариата, революция. По этой причине В. Ленин и Ф. Дзержинский  в 1922 г. оценили его деятельность как идейную белогвардейщину  и санкционировали его высылку  вместе с другими "образованными  крепостниками". Спустя несколько  лет меры в отношении противников  большевистской диктатуры были уже  гораздо круче.

"Неполитичность" Н. Бердяева надо, видимо, понимать  в свете того, что он всегда  оставался философом, стремился  выразить себя прежде всего и главным образом как философ. А философия, говорил он еще в сборнике "Вехи", живет в области "вселенской истины", ищет выходы из тупиков сознания. Философию Н. Бердяев почитал как орган самосознания человеческого духа, но не как инструмент изменения общества или орудие низвержения политической системы.

Н. Бердяев стоял  на позиции идеализма. Исходным пунктом  его концепции является противопоставление духа природе. Дух - высшая мировая сила. Он наполнен свободой, творчеством, а  природа - область необходимости, пассивности, неподвижности. Не понятно, правда, где нашел наш мыслитель такую природу. Этот ее образ нужен Бердяеву, чтобы обосновать главную идею своей философии - личную свободу и персонализм.8

Царство духа, по Бердяеву, не совпадает, не тождественно психической реальности, которая  субъективна. Дух же возвышается, и  над материей, и над психикой, связанной с человеческой материей. Дух достигает сферы Божественного. Но он пронизывает собой жизнь  святых, мистиков, людей, занятых творческой деятельностью. Кто имел духовный опыт, говорил Бердяев, тот не нуждается  в рациональном доказательстве существования  Бога.

Естественная  реальность, по Бердяеву, проявляет  свою связь с Богом символически. В символах просвечивается сверхъестественное начало. Философ полагал, что многие факты истории являются символами, например, рождение Христа, его смерть на кресте.

Н. Бердяева часто  называют философом свободы. Действительно, тема свободы - одна из главных в  его философских исканиях. В разработке этой темы русский мыслитель занимает весьма оригинальную позицию. Он различает  три вида свободы: иррациональную, рациональную и свободу, проявляемую в любви  к Богу.

Иррациональная  свобода первична. Она коренится  в "ничто", из которого Бог сотворил мир. Бердяев писал, что свобода  не создается Богом, она коренится  в Ничто. И Бог не обладает властью  над свободой. Он всемогущ лишь над  сотворенным миром, а над небытием у него нет власти. Бердяев утверждает также, что Бог не творит воли, имеющейся  у высших существ. Он лишь помогает в наполнении воли добром. Тогда, по Бердяеву, получается, что не творя  свободу, Бог не становится ответственным  за мировое зло. И лишь отпадание  от Бога дает своим результатом зло. Волевые действия, стремящиеся возвыситься  над Богом, рождают зло. Сказанное  Бердяевым, означает простую истину - соблюдайте запрет, не покушайтесь  на власть над царствием Божием, и тогда даровано людям спасение в добре. Наш философ - это апологет высшей власти и правильного порядка  в мире. Такую же позицию поддерживали всегда идеологи от религии, когда утверждали божественную природу высшей власти земных правителей. До конца природу  вселенского зла Бердяев не разрешил, оставив его в области непостижимой тайны (см. его книгу "Опыт эсхатологической метафизики").

Говоря о рациональной свободе, Н. Бердяев имеет в виду подчинение моральному закону, выбор  человеком в пользу добродетельного  поведения и жизни. Но моральное  начало всегда соседствует у людей  с грехопадением. Здесь проявляется  трагизм рациональной свободы. Чтобы  спасти человеческий мир от распада  через греховность, Бог появляется в ипостаси Искупителя, в личности Бога-Сына. С этого момента свобода  существует как любовь Бога. Любовь становится источником отвращения от зла и от рабства перед злом.

По Бердяеву, через любовь просвечивает духовная свобода. Она связана с распространением христианской любви и ведет к  формированию нового человека. Человек  становится личностью, ибо обретает свободу духа, руководствуется Божественным духом по любви, без насилия и  рабства над человеком. К такому же благотворному результату, считал Н. Бердяев, ведет творчество. Развивая божественную способность творчества, мы способны нести в мир одухотворенное начало и свободу, а также противостоять  высшим материальным ценностям, вещизму, социализму, который обещал материальное благополучие и т.п.

История у Бердяева - трагический процесс, грандиозный  и непредвиденный, в него вовлечены  личные воли и стихийные массы, взаимодействующие  с силами добра и зла. Эти силы испытывают идейные внушения. Однако люди делают личный выбор, и в конце  концов возникает организованное человеческое поведение, рождается цепь исторических событий. Без личностного начала история не существует. В этом Н. Бердяев, конечно, прав. Но он все-таки умалял роль массового начала в истории.

С.Л.Франк

Другой крупнейший мыслитель русского зарубежья - С. Л. Франк (1877-1950 гг.). В отношении философской деятельности и трудов С.Л. Франка  давались самые лестные оценки со стороны многих известных мыслителей. Так, В. Зеньковский, крупнейший знаток русской философии, говорил, что система Франка является самым значительным и глубоким, что мы находим в развитии русской философии.

С. Франк родился  в Москве в еврейской семье. В  юности примкнул к революционным  народникам, затем обратился к  марксизму, преследовался царским  правительством, но затем порвал с  революционными течениями и переключился на занятия философией. Был близок с Н. Бердяевым, С. Булгаковым. В 1922 году он выслан из советской России. Жил  и работал в Берлине, Мюнхене, затем в 1937 году переселился во Францию, а в 1945 году переехал в Лондон. Главные  его философские работы: "Предмет  знания", "Методология общественных наук", "Введение в философию", "Живое знание", "Смысл жизни", "Духовные основы общества", "Непостижимое", "Свет во тьме".

Информация о работе Философия в России в XX веке