Философия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:36, контрольная работа

Описание

Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей действительности, совокупность философских, экономических, социально-политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Философия – мировоззрение……………………………………………...…4
Философия в исторической динамике культуры………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА юля 2.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное общеобразовательное учреждение высшего  

профессионального образования 

ФИЛИАЛ 

Дальневосточного  государственного технологического университета 

(ДВПИ  имени В.В. Куйбышева) в г.  Петропавловске – Камчатском 
 
 
 

Кафедра естественных и информационных дисциплин 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Философия»

Тема: «Философия в системе культуры» 
 
 

Выполнил Руководитель:
Студентка  __________ курса Ст. преподаватель
Факультета  заочного обучения ________________
Специальности «Государственное и  
муниципальное управление  
Ф.И.О _____________________________________________  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа защищена «__________» ____________2010г. с оценкой ____________ 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Философия – мировоззрение……………………………………………...…4
  2. Философия в исторической динамике культуры………………………….10

Заключение………………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Философия   является   теоретической   основой    мировоззрения.    Если мировоззрение  есть  способ,  характер  духовной   ориентации   человека   в окружающей  действительности,   совокупность   философских,   экономических, социально-политических, этических и т.п. взглядов,  убеждений,  идеалов,  то философское  мировоззрение  как  теоретически  обоснованная  система   общих взглядов на  окружающий  мир  и  место  человека  в  нём  составляют  основу мировоззрения в целом.

     Философия  представляет собой  мировоззрительную  форму  сознания.  Самой  ранней формой  мировоззрения  было мифологическое, суть  которого состояла   в  том,  что  только  мифы  могли  объяснить  всё  неизвестное  и неопознанное, такое мировоззрение было  присуще  Древней  Греции,  Вавилону, Египту, население которых в течение довольно-таки длительного  исторического периода жило мифами, т.е. грёзами и фантазиями.[1]

     По  мере   исторического   развития   общество   появилось   религиозное природой, человеком и вне  природы  человека,  именно  поэтому  человеческая душа бессмертна, т.к. после смерти физической его ждёт встреча с Богом.

     Вышеуказанные мировоззренческие формы отличаются от науки   философии, которая  представляет  собой  сознание  теоретическое,  в  то  время, как, например, религия представляет собой просто  массовое  сознание,  которое  в принципе было не чем иным, как прочувствованием  целостности  бытия,  что  и сблизило религию с философией.

     Цель  настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества. 
 
 
 

     1. Философия – мировоззрение

     Мировоззренческий тип  философского  сознания  заключается  в  том,  что научно-теоретическое    знание    –    это    только    одна    сторона    – духовно–практическая.[2]

     Говоря  о философии как  о  мировоззрение,  необходимо  заметить,  что  в современной  философии  первостепенное  значение  имеет  чувство  высочайшей правоты и справедливости, а только затем – рассудок, таким  образом,  именно гражданская позиция в философии приоритетна.

     В различные эпохи складывались различные  типы мировоззренческих  систем, это:

     - космоцентризм, суть его в том,  что именно  гармония  космоса является основой мира (VII – VI в.в. до н.э.)

     - для средних веков – это теоцентризм,  когда всё без исключения  было подчинено Богу (Теос – Бог)

     -  антропоцентризм (гуманизм)  представлял  собой  идеал  универсальной личности, свободной от порабощения.

     Двадцатый век прошёл под знаком своеобразного  «антропологического бума» в философии. Особенно важно то, что произошли серьёзные изменения  в  подходах к осмыслению человека. Эти изменения оказались связанными,  со  становлением антропологии, как особой философской дисциплины.

        Исходным положением философской  антропологии XX в. является то,  что  она ставит  человека   в   центр   мироздания.   Человек   при   таком   подходе рассматривается в качестве своеобразного «ключа» ко всем проблемам,  даже  к тем, которые на первый взгляд воспринимаются  как  не  имеющие  отношения  к теме  о  человеке.  Главным  средством  изучения  становится  духовный   мир человека,  а  всё  остальное  располагается    «вокруг»,   на   «периферии».

     Философско-антропологический подход имеет дело  не  с  фактом  человека  как объекта научного познания (биологического, социального,  психологического  и т.д.), а  с  фактом  человека  как  субъекта  самосознания.  Субъектный  мир человека предстаёт как особая вселенная, являющая собой цент мироздания.

     С  философско-антропологической  точки  зрения  человеческая  духовность превосходит всё природное бытие, принципиально  несводима  к  нему.  Поэтому философская антропология в известном смысле освобождает себя от  зависимости от строго научных представлений, ибо человек для неё  не  столько  природный объект,  сколько  сверхприродный  субъект.  С   другой   стороны,   человек, поставленный в центр мироздания, предстаёт как малая  вселенная,  включающая в себя все качества Вселенной  большой  –  древняя  идея  о  микрокосмосе  и макрокосмосе чрезвычайно популярна в современных размышлениях о человеке.  В человеке  скрыты  тайные  космические  силы.  Все  заключено  в   человеке.

     Глубинные проявления человеческой субъективности, такие,  как  страх,  гнев, эротическое  влечение  и  другие,  являются  лишь   аналогами   таинственных космических сил. И наоборот, таинственные глубины человеческой  души  являют собой  выявление  космических  начал.  Вглядываясь  в  себя,  можно  увидеть проявления  космических  сил,  познать  тайны  Космоса.  Древнее   изречение «познай самого себя» приобретает новое звучание – познавая  себе,  познаешь глубинную сущность Вселенной, почувствуешь её пульс,  недостаточный  прямому наблюдению. Человек заключает в себе целый в зародыше. Одновременно  человек – объединяющее начало, он способен объединить всё многообразие мира. Но  это означает,  что  судьба  человека  зависит   от   судьбы   природы.   Человек ответственен за весь строй природы.

     Для современной философской антропологии  характерно  иное  отношение  к вненаучным формам духовного опыта и познания по сравнению с тем, каким  было это отношение в философской классике XІX в.  и  в  философии,  ориентируется исключительно на науку.

     В частности, философская антропология свысока и пренебрежительно к  идеям мистического познания, хотя и не принимает их безоговорочно.  Она  учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Вместе с  тем  в  ней  не приемлемо  прямое  применение  научных  законов.  Здесь  важен  сам  процесс самопознания и напряжённого  самонаблюдения.  Антропологические  проблемы  – это проблемы, чисто человеческие, поэтому нельзя отстраняться  от  них,  как от чуждого явления.[3]

     В философской антропологии самопознание служит не  только  целью,  но  и методом. Отсюда следует, что мысль, направленная на самого  себя,  идёт  как бы по кругу. Чёловек постоянно  возвращается к себе, но каждый раз  по-новому и в обновлённом виде. Философская антропология  призывает  к  самоугнетению, поэтому главная её проблема и центр –  это  человеческая  личность.  Человек здесь  предстаёт  не  как  абстракция,  не  как  человек   вообще,   а   как экзистенция. Экзистенция – это человеческая самость (от  слова  «сам»).  Это моё «я». Экзистенция говорит о том, что человек создаёт самого  себя  не  по заранее заданному плану или готовому  образцу,  а самостоятельно  в своём внутреннем мире. Наличие внутреннего «я»  несомненно  для каждого,  но  оно ускользает от того, чтобы выразить его прямо и непосредственно.  Однако  без попыток  определить  своё  «я»  жизнь   личности   невозможна.   Философская антропология подчёркивает важность  обращения своего  «я»  и невозможность того, чтобы ограничиться объектно-научным подходом. Для последнего  доступны только  внешние  и  внутренние  проявления,  но  не  непосредственная  жизнь экзистенции. Пристальное внимание к экзистенциональным вопросам  существенно отличает  философскую  антропологию  XX  века  от  философских взглядов  на человека, известных в прошлом.

     Наука – это развивающаяся система  знаний, связанная  с  открытием  новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с  тем особый,  выполняющий  важную   роль   в   обществе,   социальный   институт, предполагающий  наличие  академий,  министерств,  университетов   и   других организаций. Различают гуманитарные (в  том  числе  социально-политические, общественные), естественные и технические науки.  Кроме  того,  в структуре современной науки можно выделить 3 слоя.

     Первый  слой  представлен  философией,  а  также   примыкающей   к   ней математикой. Это слой всеобщего знания.

     Второй  слой составляет частные науки, которые  изучают объекты  в  рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке  двух  соседних  структурных уровней материального мира (промежуточные науки  типа  биофизики).  Сюда  же относятся  сельскохозяйственные  и  медицинские  науки,  техническая   сфера знаний. Этот слой науки, называют частнонаучным.

     В середине XX в. возникли две отрасли  научного знания междисциплинарного характера  –  общая  теория  систем  и  теоретическая  кибернетика,  которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное  положение  между философией и математикой, с одной стороны, и частными науками – с другой.

     Классификация наук, предложенная по, так сказать  «объёмному»  принципу, существенно   дополняет   традиционное   деление   наук   на   гуманитарные, естественные  и  технические,  поскольку  ни   общая   теория   систем,   ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к  естественным, ни к техническим наукам.

     Теория  систем и кибернетика – порождение эпохи НТР. Подобно тому,  как в прошлом веке возникли не аристотелевская логика  и  неевклидова  геометрия, начало XX века  было  ознаменовано  возникновением  теории  относительности и квантовой механики, середина века –  общей  теории  систем  и  теоретической кибернетики, которые тоже радикальным образом изменили научную картину  мира как высшую форму систематизации научного знания.

     Структура философии определяет  её  функции.  В  соответствии  со  своим статусом философия выполняет по отношению ко всем  без  исключения  отраслям знаний две основные функции – мирную и методологическую.  В ретроспективном плане философия всегда  выполняет  мирную  функцию,  а  в  перспективном,  в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение.

     В античности идущая от Аристотеля традиция  считала  метафизику  «первой философией», наукой  о бытии.  Метафизика  есть  онтология.   В античности сколько-нибудь отчётливое разделение метафизики, науки и теологии (учения  о Боге) отсутствует. Основные вопросы античной философии  таковы:   «Что  есть бытие?»,  «Что  есть  идея?»  (Платон),  «Что   есть   форма   и   материя?» (Аристотель).

     Средневековая философия  не  отождествляет  все  знания  с  метафизикой.[3]

     Теперь  метафизика признаётся высшей формой рационального  познания,  но  она соотносится со сверхразумным  знанием.  Вопрос  о  сущем остаётся  основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты,  связанные с религиозной верой и открытием. «Что  есть  Бог?»  – вот основной  вопрос средневековой философии,  которая, подобно античной философии,  остаётся  по преимуществу онтологией.

        Кант делает решающие шаги  к  разрушению  метафизики  как  онтологии,  на первое место он ставит  вопрос  познания:  «Что  я  могу  знать?».  У Канта философия и метафизика  превращаются  преимущественно  в  гносеологию.  Кант считал,  что  метафизика  возможна  как  чисто   априорное   знание.   Такую метафизику Кант построил, но с  противоречиями  реальной  жизни  не  суждено было справиться и ему.

Информация о работе Философия в системе культуры