Философия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:36, контрольная работа

Описание

Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей действительности, совокупность философских, экономических, социально-политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Философия – мировоззрение……………………………………………...…4
Философия в исторической динамике культуры………………………….10
Заключение………………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА юля 2.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

     Гегель  увидел  в  метафизике  ограниченность  рассудительного  мышления, которая  преодолевается  диалектическим  разумом.  Гегель  связал,  разум  с диалектикой, рассудок – с метафизикой, противопоставив тем самым  диалектику метафизическому методу.  По  Гегелю,  а  он  дал  начало  новой  философской традиции,  диалектика  есть  противоположность  метафизики  как   философии, неадекватной   действительному   положению   дел.    Диалектика   исправляет недостатки  метафизики,  не  справляется    с   жизненными   противоречиями, переходами, процессами развития. Основной  вопрос  гегелевской  философии  – это вопрос о логике. Философия становится  особой  философско-диалектической логикой.

     Неопозитивисты  зачислили  в  метафизику  –  а  они  понимали   её   как умозрительное конструирование – и диалектику, и в целом философию  Гегеля и Маркса. Метафизику они решили изгнать из науки. Это  мероприятие  окончилось неудачей, что и вынуждены были признать постпозитивисты.  Основным  вопросом философии нео- и постпозитивизма стал вопрос о природе научного знания.

        Неопозитивистская   тенденция,   существенно    смягчается    пониманием неустранимости   из   арсенала   знаний   философских   истин,   привела   к аналитической  философии.  Основной  вопрос  философии  теперь  сводится   к вопросу не просто  о науке, а о  рациональности,  будь  то  в  науке  или  в жизни.

        Таким образом, многовековое развитие  философских представлений привело  в конечном  счёте  к  двум   толкованиям   содержания   метафизики.   Согласно негативным представлениям, метафизика  есть  неудовлетворительный  конкурент диалектике.  Положительное   толкование   состоит   в   понимании   её   как совокупности основных принципов философии. 
 
 
 
 

     2. Философия в исторической динамике культуры

     Ценности  в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

     Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.[4]

     Следует отметить, что мировоззрение всегда скоррелировано с конкретно-историческим типом культуры и в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики.

     Существуют  различные классификации форм и типов мировоззрения.

     В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

     а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

     б) о философско-теоретическом мировоззрении;

     в) о научном мировоззрении.

     Наиболее  разработанной и существенно  важной с точки зрения генезиса философии  классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.

     Мифология – это исторически первый, возникший  на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. Такая целостность и синкретичность мифологического мировоззрения была исторически необходимым этапом духовно-практического освоения реальности в эпоху архаических форм социальной организации. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

     С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение  утрачивает свои позиции в культуре, хотя и сегодня различные ее модификации  востребованы массовым сознанием и  оказывают определенное влияние  на социодинамику современной культуры. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослеживается на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия.

     Религиозное мировоззрение исторически зарождается  в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. Можно приводить и другие отличия религии от мифологии. Но гораздо важнее зафиксировать специфику философского мировоззрения по отношению к ним.[4]

     Пока  мифология и религия владели  сознанием людей, у них не возникало  побуждений самостоятельно, на основе рациональных рассуждений и аргументов ответить на вопросы о смысле бытия  и человеческого существования. Сложившаяся система мифологических и религиозных представлений в целом отвечала уровню развития и потребностям архаичных обществ. Однако переход к более сложным формам цивилизованных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

     Становление философии означало утверждение  качественно нового в сравнении  с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными  средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

     Первые  успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что  только с помощью разума (умозрения) или рационального мышления можно  постичь предельные основания и  причины бытия, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Сущность силы разума состояла в логической необходимости, с которой из истинных посылок можно было получить столь же истинное знание в форме вытекающих из них следствий. Это означало, что установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.

     Конечно, нельзя упрощенно интерпретировать утверждение о специфике философского сознания и его отличии от религиозно-мифологических и художественных форм освоения реальности. В своих моделях и концепциях философия также использует метафоры, символы, образы, она пытается приобщить человека к миру высших ценностей и нравственных идеалов. Но главным ее инструментом при этом всегда является язык теоретических понятий и категорий.

     Философия рационализирует складывающиеся в  различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий  культуры. В этом процессе формируется  язык философии как совокупность предельно обобщенных категориальных форм или особых идеальных объектов. Благодаря этому философия в значительной мере преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность, образность и синкретичность художественно-мифологического мышления, а также символизм и метафоричность языка до философских форм мировоззрения.

     Таким образом, исторически философия  возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

     Как теоретически обоснованная квинтэссенция  конкретно-исторического типа культуры философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

     Нескончаемый  спор между мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и  в чем состоит ее предмет, ведется  фактически с момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует ее как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она перманентно проблематизирует свой предмет, и разные ее представители предлагали существенно различные интерпретации целей и задач философского познания. Так, например, Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. И. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ всякого возможного знания. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. Б. Рассел определял ее как вид умозрения, Х. Орте-га-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум.[4]

     Итак, философия многолика, и невозможно совместить разные ее образы и понимания. Поэтому трудно не согласиться с мнением Б. Рассела относительно того, что единственный способ выяснить, что такое философия – это заняться ею. Конечно, трактовка целей и задач философии во многом определяется личностью философа, его духовными ориентациями, социальными и культурными традициями, обусловившими то или иное понимание философского мышления. Вместе с тем всегда существовали такие вопросы, которые с необходимостью предполагали использование возможностей философского размышления в поисках ответа на них. Они получили название метафизических или мировоззренческих вопросов и составили инвариантную часть предмета философии, определив наиболее устойчивые приоритеты ее проблемного поля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в  итоге  повышать  теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее  важно  и  то, что философия помогает  формировать  необходимый  в  обществе  благоприятный нравственный климат,  духовный  мир  человека,  его  нравственные  ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

     Философия помогает более оптимальным  образом  развивать  все науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы, она даёт  теорию  познания  с  её  методами  духовного освоения действительности.

        По мере усвоения философии логическое  мышление  становится более культурным, более правильным,  более  адекватным  действительности;  у человека,  иначе  говоря,   формируется   диалектический   метод   мышления, стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.

     Поскольку в каждом акте мышления в  неявном  виде  используется динамическая система философских категорий (вернее,  вся  духовная  культура человека,  стержнем   которой   является   философия),   поскольку   уровень философской  подготовки  во  многом  определяет  оптимальность   принимаемых решений руководителем любого ранга.

     Итак, философия многолика, и невозможно совместить разные ее образы и понимания. Поэтому трудно не согласиться с мнением Б. Рассела относительно того, что единственный способ выяснить, что такое философия – это заняться ею. Конечно, трактовка целей и задач философии во многом определяется личностью философа, его духовными ориентациями, социальными и культурными традициями, обусловившими то или иное понимание философского мышления. Вместе с тем всегда существовали такие вопросы, которые с необходимостью предполагали использование возможностей философского размышления в поисках ответа на них. Они получили название метафизических или мировоззренческих вопросов и составили инвариантную часть предмета философии, определив наиболее устойчивые приоритеты ее проблемного поля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия в системе культуры