Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:19, реферат
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания,об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
План:
1)Сущность и жизненный смысл мировоззрения.Структура мировоззрения.
2)Исторические типы мировоззрения:мифологическое,религиозное,философское. Религиозная картина мира.
3)Предназначение философии, ее задачи и функции.
Литература
1)Лавриенко,В.Н
Философия:Учебник для вузов/В.
2)Ильин И.А.
На переломе. Философия и мировоззрение.
Философские дискуссии 20-х
3) Франк С.Н. Понятие Философии.Взаимоотношение философии и науки./ С.Н.Франк.- М.: Просвещение, 1996.
4)Интернет-ресурс(Учебное
пособие по социальной
5)Интернет-ресурс
(Вернадский В.И. Научное мировоззрение) http://www.philsci.univ.kiev.
Федеральное
агенство по образованию ГОУ ВПО
«Вятский Государственный Гуманитарний
Унирерситет»
Реферат по философии на тему:
«Философия
в жизни человечества
и общества»
КИРОВ.2010г.
План:
1)Сущность
и жизненный смысл мировоззрения.Структура
мировоззрения.
2)Исторические
типы мировоззрения:
3)Предназначение
философии, ее задачи и функции.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания,об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития
природы, общества
и мышления. Философия вырабатывает
обобщенную систему взглядов на мир, место
человека в нем; она исследует познавательные
ценности, социально-политическое,
нравственное и эстетическое отношение
человека к миру.
1)Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличит от лжи?
Морально-нравственные
проблемы: совесть, ответственность,
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.
Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии. Этивопросы не просто философия, а мировоззрение.Мировоззрение шире, чем философия.Мировоззрение . - система обобщенных чувствований и интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок.
Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции макро-косма и микрокосма).
Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе,обществе, человеке.Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди.
По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности.
Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм, идеалов.
Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.
Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях.
Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину мира. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение философично.
Философия - это теория мировоззрения, она теоретически решает те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т.е.освещено лучами нашего к нему отношения.Ценностно-нормативнй компонент включает в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и мог руководствоваться общественными идеалами.
Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяющего потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог. В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением. Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгляды, убеждения, идеалы.
Выработка психических установок на возможность действовать.Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей.
Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровень мировоззрения. Жизненный уровень часто называется жизненной философией.
Теоретический уровень - религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто присутствуют предрассудки.
К теоретическому
уровню, наряду с наукой принадлежит
философия, которая претендует на теоретическую
обоснованность не только как содержания,
так и способов достижения обобщенных
знаний действительности, а также норм,
ценностей, идеалов.
2)Можно говорить об исторических типах мировоззрения. Принято считать, что 1.мифологическое мировоззрение. Это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением.Мифология возникла на той стадии общественного развития,когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом.
Значительную часть мифологии составляют космологические мифы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремеселодомашнивание животных.
Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,действительное с тем, кто действует.
Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?
Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.
Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении.Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея -идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - разобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог -трансцендентная сущность (над миром).
Современная религия не отвергает достижения науки и подчеркивает, что дело науки - изучать.Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.
Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.
Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно
из противоречий христианской философии: человек свободен и предопределен.
Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее.
Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линейное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа.
Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на землю. Даже младенец грешен первородным грехом.
Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя
Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад.Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргументированно убеждать, - которые привели к строгому систематичес-
кому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной мифологией.
На протяжении веков философов интересовала природа, о чем свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж.Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании природы", Гегеля "Философия природы".
В изучении
природы философов интересовали
вопросы возникновения и
Интересовал вопрос общественной жизни людей. Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т.Гоббс "О гражданине", Д.Дидро "2 трактата о государственном управлении", Ш.Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия права", Энгельс
"О происхождении семьи, частной собственности и государства. Но в общественной жизни философы разработали общие политические, теоретические принципы.
Информация о работе Философия в жизни человечества и общества