Философия в жизни человечества и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:19, реферат

Описание

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания,об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Содержание

План:
1)Сущность и жизненный смысл мировоззрения.Структура мировоззрения.
2)Исторические типы мировоззрения:мифологическое,религиозное,философское. Религиозная картина мира.
3)Предназначение философии, ее задачи и функции.

Работа состоит из  1 файл

рефетат по философии.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Философы  думали  о  наилучшем устройстве общества и завещали другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.

Предметом раздумываний являлся и сам человек,  его ум, чувства, язык, мораль.

Например, у  Сократа главный философский  вопрос - человеческая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.

Другие труды:  Аристотель "О душе", "Этика". Б.Спиноза "Этика", Т.Гоббс "О  человеке",  Дж.Локк "Опыт о человеческом разуме", Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии".

Философия теоретически сформулировала мышление,  как система самых общих взглядов на мир и место человека в нем.  В центре философии находится человек в его соотношении с природным  и  социальным миром.

Многие философские  проблемы связаны с вопросом о  соотношении материи и сознания.  Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:

  1. Что  является первичным,  определяющим:  материальное или духовное?
  2. Соотношение  материи и сознания с точки зрения того,  как человеческое сознание относится к действительности?  Способно  ли сознание познать мир?

Философы  разделились на два лагеря:  материалисты и идеалисты. Оба  взгляда  являются монистическими (исходящими из одного).Но в истории философии существует еще и дуалистическое  направление, которое  признает  материальное  и  духовное независимо друг от друга.

И материализм,  и идеализм прошли в своем развитии несколько форм:

  1. Стихийный материализм.
  2. Метафизический, механистический материализм 17 века.
  3. Отечественный материализм 60-х годов 19 века. (Чернышевский).
  4. Современная  форма материализма - диалектический материализм (Маркс, Плеханов, Ленин).

Идеализм.

 Объективный идеализм  -  первичность  духовного  мира,  мира идей, чистой мысли,  мирового разума,  существующих вне субъекта.Мир людей, вещей - порождение  духовного мира (Платон и Гегель).

Субъективный  идеализм - первичны человеческие ощущения,  человеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир рассматривается как порождение и результат творческой деятельности субъекта.

Материалисты  считают, что мир познаваем, но процесс  познания сложен, диалектически противоречив.

Есть пессимистические системы взглядов скептицизм,  агностицизм. Первый утверждает,  что  существует  два  взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают познаваемость мира.

Кант пришел  к  выводу  о существовании границ познания.  Он предупреждал об опасности всезнайства,  о том,  что есть  граница между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я ограничил возможность науки и дал место вере."

Агностицизм -  философское учение согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания  окружающей человека действительности.  Этот термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 г.  для обозначения философской позиции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками "позитивного знания". Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведен  в скептицизме Юма,  который полагал,  что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может  выйти за его пределы,  а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

Вульгарный  материализм - течение в буржуазной философии сер. 19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху,когда уже сложились исторические условия для преодоления  ограниченности предшествовавшего   материализма.  Они  популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, отрицали специфику  сознания,  которое  непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания определялось главным образом  химическим составом продуктов питания.

Деизм - философское воззрение,  получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности течения событий.

Дуализм - двойственный.  Философское учение,  исходящее из признания равноправными,  не  сводимыми друг к другу два начала -дух и материю. Представитель  - Декарт.

Истина -  адекватное  отражение объекта познающим субъектом,воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и не зависимо от  человека  и  его  сознания,  объективное  содержание чувств, эмпирического опыта,  понятий,  идей,  суждений,  теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория истины характеризуется как результат процесса познания, так и методы, с  помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

Мифология -  форма общественного сознания,  способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного сознания.  Предпосылки  мифологической  "логики"  служили неспособностью человека выделить себя из окружающей среды  и  не- расчлененного мифологического мышления.....

Монизм - способ,  рассматривающий многообразие явления мира, исходящее из  одного начала,  единой основы всего существующего и построение теории в форме  логически  последовательного  развития исходного положения.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Скептицизм - античное,  философское направление,  основанное Пирроном.  Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не допускали возможность достоверности знания.  Отвергали существующие причины явлений,  объективное существование добра и зла.  Считали всех философов глупцами.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой признается только  мыслящий  субъект,  а все остальное существует лишь в сознании индивида.

Теизм -  религиозное мировоззрение,  исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала,  сотворившего мир в свободном акте воли и затем им распоряжающегося. 
 

3)В свое  время Кант сформулировал три вопроса,  которые имеют принципиальное значение для философии:  что я могу знать,  что  я должен делать, на что я могу надеяться.

Эти вопросы  отражают 3 типа отношений человека к миру:  познавательное (гносеология),  практическое (праксиология), ценностное (аксиология).

Кант подчеркивал,  что без знаний нельзя стать философом, но одних знаний мало,  т.к. подлинный философ - практический, воспитывающийся учением и делом.  Любые цели, знания должны согласовываться с высшими целями человеческого разума.  Без этого  стержня достижения людей теряют смысл.

Кант считает, что эти три вопроса сведены  к четвертому, "Что есть человек?" Если существует наука,  действительно нужная человеку, то это та,  их которой можно научиться тому,  чтобы  быть человеком.

Высшая цель для Канта - человек,  как цель,  а не  средство.Пока человечество этого не добилось.

В центре внимания философии находится человек  с его природным и социальным миром. Что имеется ввиду?

     1.Человечество не как объект в  философии,  но  как  субъект(творец, деятель).

     2. Философия рассматривает человека  не просто  как  субъект,но  человека в его отношении к  миру.Она должна определять то  конкретное и уникальное место,  ко-

торое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззренческой установки невозможна никакая  активно-творческая  деятельность человека.

     3.Философия должна ответить на  центральный вопрос, возникающий  при рассмотрении отношения человека  к миру, на основании вопроса философии

        О первичности объекта или субъективности бытия.

     - О формах  отражения субъектом мира объектов;

     - О способах истинности  субъективного   образа  объективного мира.

     4.Философия должна освободить  человеческий ум от скрытых   в нем препятствий  к  адекватному восприятию мира,  т.е.  выполнить миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частнонаучного знания.

     5.Философия должна обосновать  свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще. 

Мы говорим:  "К Вселенной надо подходить  объективно",  т.е.так, как она  существует в действительности.


Информация о работе Философия в жизни человечества и общества