Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:41, реферат
Философия воли к власти, философия вечного становления достигает своей кульминации в идее бытия. Становление есть. Нет бытия возле или рядом со становлением – это бытие, напротив, является только выражением продолжительности, самосохранения, имманентного порядка, справедливостью самого становления.
Как мыслитель,
Ницше совершенно чужд нашему мировоззрению.
Он сам себя противопоставил христианству,
и работа «Антихрист» («Антихристианин»)
с подзаголовком «Проклятье христианству»
говорит сама за себя. Поэтому, рекомендуя
читать Ницше, я отнюдь не собираюсь проповедовать
его идеи, но его надо читать в качестве
материала, необходимого для знаний. Как
и любой критик и противник христианства,
Ницше может быть очень полезен для христиан.
В свое время я рекомендовал вам работу
Дидро «Приложение к философским мыслям»,
в которой он беспощадно вскрывает многие
парадоксы, на которые мы часто закрываем
глаза или о которых ленимся размышлять.
Ницше делает это, может быть, еще более
резко и жестоко. Но тем не менее он это
делает, и эта его «проповедь» не оказалась
бесплодной. Аргументы Ницше были не менее
популярны и авторитетны, чем в свое время
аргументы французских материалистов
или аргументы марксистов.
Ницше был одним
из любимейших писателей русской
интеллигенции конца XIX — начала XX в.
Насколько Ницше был популярен в Германии,
вы, я думаю, хорошо знаете. Нацисты называли
себя «детьми Заратустры», книги Ницше
часто носили с собой. Насколько правильно
они понимали его, это уже другой вопрос.
Кроме того, Ницше стал родоначальником
«философии жизни», которой принадлежит,
в частности, Анри Бергсон, который был
властителем дум французской католической
интеллигенции начала XX в. Мы видим, что
приключения идей Ницше достаточно сложны
и многогранны. Все это необходимо знать,
чтобы понять значимость Ницше в культуре
XX в.
О Ницше написано
множество трактатов. В учебниках,
как правило, идут по наиболее легкому
пути, излагая концепцию Ницше
по главам: «Онтология Ницше», «Гносеология
Ницше», «Учение о человеке» и
т. д. Но такой способ изложения совершенно
искажает основную мысль Ницше, ибо, как
уже говорилось, он считал себя разрушителем
философии. Вернее, он считал, что объективно
констатирует факты, а факты, по Ницше,
свидетельствовали о том, что философия
разрушила сама себя.
Поэтому представлять
Ницше как обычного философа будет не
совсем адекватно — не адекватно его внутренней
стихии мысли. Постараемся понять логику
Ницше исходя из самого Ницше, а затем
попытаемся это как-то систематизировать.
Ключевой фразой
для понимания Ницше, с легкой руки
Мартина Хайдеггера, является 125-й фрагмент
из «Веселой науки» (в 1-м томе двухтомника
Ницше). Суть его состоит в следующем: некий
безумец выбегает с фонарем на улицы города.
Люди в недоумении спрашивают его, что
он собирается делать, и он отвечает: тот
Бог, которому вы все поклоняетесь и поклонялись,
на самом деле мертв (в другом переводе:
умер). Почему он мертв? Потому что вы сами
его убили. В этой странной мысли проявляется
стремление Ницше к парадоксам, и эта парадоксальность
разрешается тогда, когда мы поймем, что
имел в виду Ницше, говоря, что Бог умер.
Бог у Ницше — это не только Бог христианства
или любой другой религии, а весь сверхчувственный
метафизический мир.
Безумец констатирует
факт. Он не обвиняет, он просто говорит
людям, что они убили Бога. Раньше они Ему
поклонялись, теперь Его нет. Теперь не
существует того сверхчувственного мира,
одной из модификаций которого является
и мир божественный.
Почему так
случилось, что люди убили Бога (говоря
словами безумца)? Ответ на это
Ницше дает в таких терминах, как нигилизм
и декаданс. Это два ключевых термина,
означающие закон развития человечества,
закон развития истории. Во втором фрагменте
«Воли к власти» Ницше пишет: «Что обозначает
нигилизм? То, что высшие ценности теряют
свою ценность. Нет цели, нет ответа на
вопрос: зачем?».
Нигилизм —
это закон развития общества, это
движение, а не просто мнение того или
иного исторического лица или
философа. Нигилизм движет историей. Это
есть фундаментальный закон развития
всей истории человечества, в том числе
Запада. Освободиться от нигилизма невозможно
так же, как невозможно освободиться от
закона. И выражение «Бог мертв» обозначает
констатацию одного из этапов нигилизма.
Нигилизм показывает, как человечество
на определенном этапе создает сверхчувственный
мир, как это было сделано Платоном, развивавшем
идеи Сократа, и на определенном этапе
человечество от этой идеи отказывается,
убивает «бога». И это выражение служит
констатацией некоего этапа развития
человечества.
Поскольку нет
сверхчувственного мира, нет Бога, то исчезает
со всем этим и все то, что является порождением
этого мира: исчезает мир высших ценностей,
авторитет высшего Разума, Логоса, авторитет
платоновского высшего блага — авторитет
морали. Все это — мораль, разум, нравственные
ценности, возникая на определенном этапе
развития, затем изживает себя. И Ницше
это констатирует. Он не разрушает, он
не говорит, что пора отказаться от морали,
от разума, нет. Он просто говорит (как
он сам себе это представляет), что наступило
такое время, когда человечество уже подошло
к этому отказу, оно уже созрело, оно находится
уже во взрослом состоянии.
Раньше люди
были детьми, им нужен был какой-то
внешний покровитель, ими управлял
как бы (именно как бы) некий моральный
закон, некий авторитет высшего Разума.
Теперь люди выросли из пеленок и могут
жить самостоятельно. Они получают абсолютную
свободу, ничто не является для них авторитетом.
Но не все люди это понимают, а из тех, кто
понимает, многие сопротивляются этому.
Даже понимая, что Бога нет, они находят
Ему некоторую замену в вере в исторический
прогресс, в коммунизм, в счастье всех
и т. п. Нигилизм, по Ницше, должен привести
к радикальному выводу: отказу от всех
высших ценностей. Но отказ от всех высших
ценностей еще не может быть радикальным
нигилизмом до конца, потому что отказываясь
от всех ценностей, человек оставляет
место для этих ценностей, а это место
не может быть пустым. Люди заполняют его
чем угодно: верой в коммунизм, в прогресс,
в авторитет науки и т. п. Поэтому радикальный
нигилизм состоит не только в отрицании
всех ценностей, но в отмене самого места,
которое служит вместилищем этих ценностей.
В этом отличие радикального нигилизма
от частичного нигилизма, каковым являются
так называемые современные прогрессивные
воззрения типа социалистичских и коммунистических.
Метафизика, по мнению Ницше, и создает
это самое место, которое в разные времена
занимали мир идей, моральный и категорический
императив, прогресс, культура, цивилизация.
Поэтому атеизм еще не есть нигилизм, это
одно из следствий нигилизма, причем нигилизма
частичного, неполного. Теперь становится
понятным 2-й афоризм из «Воли к власти»:
«Что обозначает нигилизм? То, что высшие
ценности теряют свою ценность. Нет цели,
нет ответа на вопрос: зачем?».
Метафизический,
сверхчувственный мир всегда был миром
высшей цели, человечество всегда к нему
стремилось, стремилось к высшим идеям:
идее блага, к Богу, к категорическому
императиву или прогрессу. Сейчас мы понимаем,
говорит Ницше, что нет цели, нет ответа
на вопрос: зачем?
И третий афоризм:
«Радикальный нигилизм есть убеждение
в абсолютной несостоятельности мира
по отношению к высшим ценностям. Мы не
имеем ни малейшего права признать какую-либо
потусторонность или существование вещей
в себе».
Христианская
мораль была великим средством для
противодействия практическому и теоретическому
нигилизму, утверждая не просто необходимость
веры в высшие ценности, а указывая, что
эти ценности действительно существуют.
Впрочем, Ницше не считал христианство
своим главным врагом. Есть один замечательный
фрагмент в его работе «Сумерки идолов»
(другой перевод: «Сумерки кумиров»). Он
называется «Как истинный мир наконец
стал басней. История одного заблуждения»
и представляет собой краткую форму изложения
философской основы нигилизма. Человечество,
по Ницше, не всегда было в таком состоянии.
Досократовская философия была истинной
философией, она ничего не выдумывала,
никаких умопостигаемых миров. Парменид,
особенно Эмпедокл, Анаксагор и наиболее
любимый Ницше Гераклит мыслили мир так,
как он есть, в его развитии, в его становлении,
в его жизни. Сократ был первый человек,
который изменил философские акценты.
Поэтому Сократ, с точки зрения Ницше,
это главный враг человечества. Именно
Сократ, а не Иисус Христос или основатель
какой-нибудь другой религии. Среди своих
предшественников Ницше в первую очередь
называет Гераклита, а среди своих врагов
— Сократа. Читая работы Ницше, вы увидите,
какую ненависть питает он к этому греческому
философу, размышляя в том числе и о его
внешности, и о его образе жизни и т. д.
Так вот, именно Сократ, по Ницше, повернул
человечество в сторону декаданса — упадка
жизненных сил.
«Истинный мир,
достижимый для мудреца, для благочестивого,
для добродетельного, — он живет
в нем, он есть этот мир. (Старейшая
форма идеи, относительно умная, простая,
убедительная. Перифраза положения: «я,
Платон, есмь истина».)». Т. е. первая и наиболее
отчетливая форма создания этого умопостигаемого
мира: мир есть, он существует, он достижим
для мудреца, и не просто достижим, а мудрец
и есть этот мир: «я, Платон, есмь истина».
Второй этап
уже есть некое следствие нигилизма,
отрицания этой истины. Человечество
идет по нисходящему пути от высшего
этапа до настоящего состояния, которое
констатитует Ницше, до переоценки всех
ценностей:
«Истинный мир,
недостижимый нынче, но обетованный для
мудреца, для благочестивого, для добродетельного
(«для грешника, который кается»). (Прогресс
идеи: она становится тоньше, запутаннее,
непостижимее, — она становится женщиной,
она становится христианской...)». Т. е.
христианство для Ницше — это некий переходный
момент от платонизма.
Третий этап:
«Истинный мир,
недостижимый, недоказуемый, немогущий
быть обетованным, но уже, как мыслимый,
утешение, долг, императив. (Старое солнце,
в сущности, но светящее сквозь туман
и скепсис: идея, ставшая возвышенной,
бледной, северной, кенигсбергской.)».
Кого здесь имеет в виду Ницше, всем понятно.
Четвертый этап:
«Истинный мир
— недостижимый? Во всяком случае недостигнутый.
И как недостигнутый, также неведомый.
Следовательно, также не утешающий, не
спасающий, не обязывающий: к чему может
обязывать нас нечто неведомое?.. (Серое
утро. Первое позевывание разума. Петушиный
крик позитивизма.)».
Пятый этап:
«»Истинный мир»
— идея, ни к чему больше не нужная,
даже более не обязывающая, — ставшая
бесполезной, ставшая лишней идея, следовательно,
опровергнутая идея — упраздним ее. (Светлый
день; завтрак; возвращение bon sens и веселости;
краска стыда Платона; дьявольский шум
всех свободных умов.)». Это уже время Ницше.
И шестой этап:
«Мы упразднили
истинный мир — какой же мир
остался? быть может, кажущийся?.. Но нет!
вместе с истинным миром мы упразднили
также и кажущийся! (Полдень; мгновение
самой короткой тени; конец самого
долгого заблуждения; кульминационный
пункт человечества; INCIPIT ZARATHUSTRA.)». Это,
надо понимать, будущее — время сверхчеловека,
время, когда люди откажутся от мира высших
ценностей и дадут им высшую переоценку.
Поэтому нигилизм — это не только обесценивание
высших ценностей, но и их переоценка.
Переоценка ценностей
— это изменение самого способа создания
ценностей. Для этого нужна иная точка
отсчета. Раньше эту точку отсчета человечество
выдумывало, как выдумали ее Сократ и Платон.
Для Платона было ясно: я, Платон, есмь
истина. Вполне ясная точка отсчета. Дальше
точка отсчета осталась, но содержание
ее оказывается все более и более расплывчатым.
Точка отсчета становится все более непонятной,
но место ее все равно остается, будь то
вера в прогресс или в ценности науки.
В конце концов Ницше отрицает и саму точку
отсчета, само место содержания этих ценностей.
Если имеет место переоценка всех ценностей,
то нужна и новая точка отсчета, новая
точка зрения.
Эта точка зрения
является не только новой точкой отсчета
для установления новых ценностей,
но она одновременно является и местом
пребывания этих ценностей. Сверхчувственное
не может быть этим местом, поэтому остается
только лишь чувственное, и не просто чувственное,
а жизнь. Чувственное дается нам как нечто
постигаемое и, следовательно, чуждое
и непонятное, а жизнь, которую я переживаю
сам в себе, дается мне непосредственно.
Поэтому точкой отсчета и одновременно
областью существования ценностей может
быть только сама жизнь.
В 715 фрагменте
«Воли к власти» написано: «Точка
зрения ценностей есть точка зрения
условий сохранения и увеличения сложных
образований соотносительно с продолжительностью
жизни внутри процесса становления». Главное
для нас здесь то, что точка зрения ценностей
— это есть точка зрения. Ценность не есть
нечто в себе. Даже жизнь не есть именно
ценность, как сказали бы мы с точки зрения
современного гуманизма (человеческая
жизнь есть высшая ценность по отношению
ко всем другим вещам), нет, так Ницше не
считает. Ценность есть точка зрения и
всё. Точка зрения со стороны жизни. Жизнь
есть точка отсчета этой ценности и точка
зрения на условия сохранения и увеличения
сложных образований, т. е. жизненных образований,
образований, которые имеют жизнь и некоторую
продолжительность жизни внутри процесса
становления. Ценность есть точка зрения
на сохранение жизни. Я хочу сохранить
свою жизнь, у меня есть инстинкт на сохранение
жизни, для меня ценно всё то, что способствует
сохранению моей жизни. Вот это и есть
для меня ценность. Поэтому ценность есть
мое видение мира, то, как я вижу. И в непонимании
этого, по Ницше, была величайшая ошибка
Платона. Откуда берется сам термин «идея»?
Словом «идея» обозначается форма, вид,
происходит оно от слова эйдос, обозначающего
вид, то, как мы видим. И это зафиксировано
у Платона одним словом, но он неправильно
понял свою собственную мысль и эйдосу
придал не субъективный, а объективный
смысл, поместив то, что мы видим, в мир
объективный. Если я устанавливаю ценности
с точки зрения сохранения своей жизни,
то закон жизни говорит, что сохранение
жизни — это всегда увеличение жизни (именно
поэтому в 715 фрагменте говорится о сохранении
и увеличении сложных образований). Поэтому
жизнь сама всегда стремится увеличить
себя.
Увеличивая себя,
жизнь и вводит ценности, поэтому
жизнь всегда связана со становлением.
Этот термин, который ввел Гераклит,
Ницше очень высоко ценил. Жизнь есть процесс
становления. Становление — это не просто
изменение, т. е. перевод чего-то во что-то
другое, это есть фундаментальная черта
жизни. Жизнь стремится становиться чем-то,
она стремится утвердиться, главенствовать,
властвовать. Поэтому основной закон жизни
— это воля к власти. Это не значит, что
Ницше говорит: я хочу властвовать, всех
покорять своей воле и т. п. Такого рода
идей и тиранических замашек у него нет.
В данном случае он опять же просто констатирует,
что, исследуя процесс жизни, мы замечаем,
что жизнь есть становление, есть увеличение,
а увеличение жизни всегда достигается
путем господства, путем власти. Поэтому
основной закон жизни — это воля к власти.