Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:41, реферат
Философия воли к власти, философия вечного становления достигает своей кульминации в идее бытия. Становление есть. Нет бытия возле или рядом со становлением – это бытие, напротив, является только выражением продолжительности, самосохранения, имманентного порядка, справедливостью самого становления.
Жизнь Ницше
понимает весьма широко. Жизнь —
это не только явление белкового
мира, как мы это понимаем. Весь мир
представляется Ницше неким живым
организмом, и возникновение белковых
тел, а тем более млекопитающих
и человека, есть определенный этап
на пути развития этой жизни. Просто возникновение
жизни именно в нашем понимании этого
слова есть определенный этап на пути
воли к власти. Живое существо более властно,
более свободно. Млекопитающее еще более
властно, оно проявляет свою волю к власти.
Человек — еще один этап на пути воли к
власти, но человек не понимает этого и
неправильно пользуется этим, создает
различного рода ценности, причем ценности
тоже самые неправильные: вместо того
чтобы констатировать в качестве высшей
ценности волю к власти, как то диктует
закон жизни, человек говорит, что нужно
быть смиренным, покорным, подставлять
вторую щеку и т. д. Это уже есть полный
декаданс, это ослабление воли к жизни.
Но декаданс есть один из необходимых
моментов на пути всеобщего нигилизма,
т. е. возврата к первоначальному состоянию,
когда высших ценностей не было. Поэтому
декаденты для Ницше — это Платон, христиане,
Кант, даже Конт с его верой в прогресс.
Отсюда и наше понимание термина «декадент»:
«юноша бледный со взором горящим», существо,
потерявшее волю к жизни, характерное
своей бледностью и страстью к написанию
стихов, т. е. чего-то совершенно далекого
от жизни, а если стихи еще и декадентские,
где все о смерти да о чем-нибудь таком
же мрачном, то о какой же воле к власти,
о какой жизни здесь может идти речь? Конечно,
это лишь частный случай декадентства,
образ которого был отражен в русской
культуре конца XIX — начала XX в., но корни
его были ницшеанские.
Итак, человек
устанавливает ценности, но воля к
власти есть единственная причина установления
этих ценностей. Почему так получается?
Потому что ценности и их изменение находятся
в связи с увеличением власти того, кто
устанавливает ценности. Ницше как бы
по-иному рассматривает мысль французских
материалистов о том, что религия есть
опиум для народа, что религия выдумывается
некоторыми людьми. Почему? Да потому,
что люди, которые это понимают, создают
религию, чтобы властвовать. Но и маленький
человек тоже понимает, что для того, чтобы
выжить в этом мире, нужно подчиняться
его законам. Это есть форма сохранения
жизни, та же форма проявления воли к власти.
Я принимаю существующие законы, принимаю
существующую мораль, существующие ценности,
это есть проявление воли к власти. Т. е.
воля к власти всегда проявит себя, даже
в самых абсурдных проявлениях, даже таких,
как создание системы ценностей.
За моралью, пишет
Ницше, скрыты три силы: инстинкт стада
против сильных и независимых, инстинкт
неудачников против счастливых и
инстинкт посредственности против исключения.
Стадо, неудачники и посредственности
также хотят жить, также хотят проявлять
свою волю к власти, свое жизненное начало,
поэтому они и устанавливают эти моральные
ценности, это их способ борьбы с сильными,
счастливыми и независимыми. Это проявление
воли к власти, но это проявление и декаданса,
потому что ведет к ослаблению жизненного
начала, к вырождению человечества, поэтому
переоценка всех ценностей есть необходимый
момент на пути к осчастливливанию человечества,
на пути к возвращению его жизненного
начала. Мы видим, что жизнь, становление,
воля к власти у Ницше — это синонимы,
это одно и то же, фундаментальная черта
бытия, хотя о бытии Ницше старается не
говорить. Воля к власти и есть причина
введения ценностей, поэтому воля к власти
становится и началом внедрения новых
ценностей, и началом переоценки старых.
Нигилизм, таким
образом, есть закон внутри истории
обесценивания ценностей. Обесценивание
ценностей ведет к переоценке
ценностей, поэтому сам нигилизм
ведет свое начало и происхождение
из способности введения ценностей,
а ценности устанавливаются волей к
власти. Поэтому все течение истории —
и смерть Бога, и нигилизм, и декаданс можно
понять только через волю к власти. Как
пишет сам Ницше в 693 афоризме: «Воля к
власти — это интимнейшая сущность бытия».
Нигилизм имеет
некоторые формы своего существования.
Нигилизм отрицает любую ценность, а одной
из ценностей является прогресс, прогрессивное
развитие человечества. Ницше, естественно,
не верил в начало и конец мира, мир должен
быть бесконечным. Мир вечен. На определенном
этапе возникают некоторые ценности, идет
процесс нигилизма, сопровождаемый декадансом,
и это приводит к обесцениванию всех ценностей.
Поскольку мир вечен, то и вечно ничто.
Нет никаких конечных целей. Если бы они
были, пишет Ницше, мы бы уже давно их достигли.
Поэтому можно говорить лишь о вечном
ничто. Ницше описывает это в своем парадоксальном
образе вечного возвращения.
Смысл учения о
вечном возврате очень трудно понять
и еще труднее объяснить. Ницше
описывает это как бесконечную
дорогу, по которой человечество всегда
проходит через одни и те же ворота. Это
не вечный возврат (экпироза) стоиков:
мир существует, потом сгорает, потом вновь
возникает и снова проходит все детали
и моменты того мира с точностью до мельчайших
повторений. Ницше не столь наивен, чтобы
утверждать, что наш мир опять повторится
в той же самой подробности и через множество
лет мы с вами снова соберемся в этой же
самой аудитории и снова будем говорить
о Ницше (хуже наказания не придумать).
У Ницше скорее это поэтический образ:
человечество, вернее, каждое человеческое
существо в этом мире всегда проходит
через одни и те же ворота. Этот образ встречается
в работе «Так говорил Заратустра». Что
обозначают эти ворота, как происходит
вечное возвращение, Ницше не описывает.
Но в других местах он показывает, что
в мире соблюдается определенное количество
жизни, соблюдается закон сохранения энергии,
поэтому невозможно не прийти к выводу
о том, что все так или иначе ограничено,
не бесконечно, и когда-то придет к своему
концу и вынуждено будет повториться,
иначе мы должны будем прийти к выводу
о конечности мира, а это, по Ницше, нереально.
В «Сумерках
кумиров» Ницше говорит о четырех
причинах существования заблуждений,
которые приводят к возникновению
ценностей. Фрагменты этих рассуждений
собраны в главу «Четыре
Первое заблуждение
— это подмена причины
Второе великое
заблуждение — это ложная причинность.
Люди ошибочно считали, что у всех их поступков
есть окончательная причина, их свободная
воля. Я — это причина всех поступков людей.
Но и этот внутренний мир человека Ницше
также считает призраком. Мир полон призраков,
и я — один из этих призраков. Воля лишь
сопровождает события. Движущей силой
является жизнь, а воля есть проявление
этой жизни, один из ее феноменов. Поэтому
воля только лишь сопровождает жизнь.
Нет никаких духовных причин. Есть причина
только жизненная.
Третье великое
заблуждение — воображаемая причинность.
Люди всегда стремятся объяснить неизвестные
им явления, в особенности если эти явления
их устрашают. Объясняя эти явления, люди
успокаиваются, даже если дают объяснения
ложные. Это — проявление воли к власти.
Но сами объяснения часто бывает неправильными.
В качестве причин явлений люди придумывают
различных духов, богов. В действительности
же все эти мнимые объяснения есть результат
чувства удовольствия или неудовольствия,
т. е. одного из проявлений жизненного
начала. Мораль и религия должны исследоваться
только с точки зрения психологии заблуждения,
как утверждает Ницше.
И четвертое
великое заблуждение, которое связано
со вторым и с третьим, — это
заблуждение свободной воли. Изобретение
свободной воли — это «фокус теологов»,
выдуманный для подчинения ими человечества.
Им очень удобно говорить людям, что они
свободны, что они отвечают за свои поступки,
и поэтому их можно наказывать за то, что
они совершают поступки не так, как им
предписано высшей моралью. Эта выдумка
свободной воли как причины ответственности
есть порождение опять же воли к власти
теологов, которые придумывают волю, исходя
из своего «желания наказывать и судить».
«Христианство, — пишет Ницше, — есть
метафизика палача». И дальше он пишет
о том, что «никто не дает человеку его
качеств: ни Бог, ни общество, ни его родители
и предки, ни он сам (—бессмыслица последнего
из отрицаемых представлений имеет место
в учении Канта как «интеллигибельная
свобода», а может быть, уже и у Платона).
Никто не ответствен за то, что он вообще
существует... Фатальность его существа
не может быть высвобождена из фатальности
всего того, что было и что будет. Он не
есть следствие собственного намерения,
воли, цели... Но нет ничего, кроме целого!..
Понятие «Бог» было до сих пор сильнейшим
возражением против существования... Мы
отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность
в Боге: этим впервые спасаем мы мир».
Что такое познание,
с точки зрения Ницше? Познание как
познание истины Ницше также не признает.
Познание — это интерпретация, истолкование.
Не существует каких-то событий в себе,
которые нужно познать с точки зрения
материалистической, отразив их в человеческом
уме. Духа как такового нет, поэтому познание
есть интерпретация. Зачем существует
интерпретация? Для того чтобы сохранить
жизнь. Познание есть проявление воли
к власти. Существует ли то, что нужно интерпретировать?
Возможно, существует. Но чтобы дойти до
признания того, существует ли объект
познания, нужно отказаться от умопостигаемого
мира, переведя все человеческое в природное.
Люди сами себе устроили мир — нужно отказаться
от этого мира, устроенного человеком
для самого себя. Поэтому любое познание
всегда есть заблуждение. Заблуждение
есть основа жизни. Как пишет Ницше, «надо
любить заблуждение». Даже сама истина
есть заблуждение, без которого человек
не может жить. Но поиск истины — это опять
же проявление декаданса. Истину ищут
те, кто не может действовать. Поэтому
науку нужно соединить с волей к власти,
с действием. Только такое познание, такое
истолкование будет полностью сочетаться
с волей к власти.
Понимая, что
человек есть проявление определенных
биологических процессов, Ницше
не испытывает особого пиетета, особой
любви к человеку. Ницше указывает,
что человек есть болезнь на коже
земли. Возникновение человека —
это ослабление жизненного начала.
Как пишет Ницше, «нет ничего отвратительнее
человеческого лица». Однако человек —
существо парадоксальное. С одной стороны,
человек есть проявление воли к власти,
закономерный этап на пути развития воли
к власти, а с другой — это то существо,
которое впервые начинает от воли к власти
отказываться. Поэтому нужно вернуть человека
к состоянию животному, к состоянию до
декаданса, до отказа от жизненного начала.
Поэтому свой идеал сверхчеловека, т. е.
человека, который будет жить своим жизненным
началом, произведя переоценку всех ценностей,
Ницше иногда называет «белокурым животным».
Иногда это выражение переводят как «белокурая
бестия» (от лат. bestia — животное). От всех
остальных животных человек отличается
тем, что он есть лживое животное. Его ложь
заключается в создании моральных суждений,
которые по своему определению не могут
быть истинными. Моральные суждения можно
оценивать только с точки зрения воли
к власти. Мораль есть условие сохранения
неудачников, но она есть инстинкт страдающих,
поэтому она тоже есть воля к власти. Поэтому
человечество должно отвергнуть эту мораль.
Сильные должны отвергнуть ее, а «слабые
должны погибнуть — вот человеколюбие».
Справедливость — это функция силы, поэтому
справедливость должна быть жестокой.
Себя Ницше
сверхчеловеком не считал. Он считал себя
обычным человеком, поднявшимся до высших
истин. Хотя говорить об истине в применении
к Ницше достаточно сложно, ведь, с точки
зрения самого Ницше, истины не существует,
существует только лишь заблуждение, которое
нужно любить. Но тем не менее мы говорим
о Ницше на своем языке, и приходится применять
наши категории к его собственной философии.
Так вот, себя самого сверхчеловеком Ницше
не считал, а что будет представлять из
себя этот сверхчеловек, Ницше описывал
расплывчато. Единственная ценность для
сверхчеловека, которой он должен и может
придерживаться, — это честность. Хотя
опять же, поскольку все люди не могут
стать сверхчеловеками, то честность —
это добродетель только между своими,
в отношении же к низшим и слабым можно
применять любые средства. Толпа не любит
честности. Честность нужна лишь иногда,
среди своих, могущих ее понять.
Ницше явился основателем
и созидателем целой
Сегодня мы продолжим
изучение философии жизни — школы,
у истоков которой стоял