Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 13:03, реферат
Франсуа Мари Вольтер относится к виднейшим мыслителям французского
просвещения.Творчество Вольтера настолько полно отражало основные
устремления времени, что весь 18-ый век стали отождествлять с Вольтером.
"Он был больше, чем человек. Он был веком", - сказал о нём Виктор Гюго.
Вольтер оказал огромное влияние на проникновение французского
просвещения в Россию в конце 18-го века.
1. Введение
2. Часть 1. Отношение Вольтера к религии и Богу
3. Часть 2. Основные положения философии Вольтера
4. Заключение
религиозные фанатики. Вольтер всё время сравнивает атеизм и суеверие, и
предлагает читчтелю избрать меньшее зло, в то время как сам он сделал свой
выбор в пользу атеизма.
Конечно, несмотря на это, нельзя назвать Вольтера поборником
атеистических идей, но его отношение к Богу и религии таково, что Вольтера
можно отнести к тем мыслителям, которые так до конца и не определились в
своём отношении к вере. Тем не менее, можно сказать, что Вольтер строго
разграничивает веру в Бога и религию. Он считает, что атеизм лучше слепой
веры, способной породить не просто суеверие, а предрассудки, доведённые до
абсурда, а именно фанатизм и религиозную нетерпимость. “Атеизм и фанатизм -
два чудища, способные разодрать на части и пожрать общество, однако атеизм
в своём заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти,
фанатизм же поражён безумием, эти зубы оттачивающим.” Атеизм может, самое
большее, позволить существовать общественным добродетелям в спокойной
частной жизне, однако, среди бурь жизни общественной он должен приводить к
всевозможным злодействам. “Атеисты, держащие в своих руках власть, были бы
столь же зловещи для человечества, как и суеверные люди. Разум протягивает
нам спасительную руку в выборе между двумя этими чудищами.” Вывод очевиден,
так как известно, что Вольтер превыше всего ценил разум и именно его считал
основой всего.
Таким образом, атеизм Вольтера - это не привычный наш атеизм,
категорически отрицающий существование Бога и всего того, что недоступно
человеческому разуму, а скорее просто выбор из двух зол меньшего, причём
выбор этот Вольтер сопровождает довольно-таки убедительными
доказательствами
того, что именно это
зло является меньшим.
Часть
2.
Конечно и материализм Вольтера тоже не есть материализм в прямом
смысле этого слова. Просто Вольтер, размышляя над тем, что есть материя,
какова её роль в мировоззрени и т.п. в итоге начинает придерживаться
взглядов, которые в чём-то совпадали со взглядами материалистов (в
частности, Вольтер был полностью согласен с тем, что материя вечна), а в
чём-то отличались от них: Вольтер не согласен с тем, что материя первична и
считает, что только пустое пространство существует необходимо, а материя -
благодаря воле Бога, так как пространство - необходимое средство
существования Бога. “Мир конечен, если существует пустое пространство,
значит материя существует не необходимо и получила своё существование от
произвольной причины.”
Вольтер не согласен с тем, что есть некая первичная материя, способная
образовывать любые формы и составляющая всю Вселенную, так какне мог
представить себе “обобщённой идеи протяжённой субстанции непроницаемой и не
имеющей очертаний, не приязывая свою мысль к песку, золоту ит.д. И если бы
такая материя существовала, то не было бы причин,чтобы из зёрен вырастали,
например, киты.” Тем не менее, как уже было сказано выше, Вольтер, как и
материалисты, считал, что материя вечна, но давал этому своё объяснение. По
его словам вечность материи следует из того, что “нет никакой причины, по
которой она не существовала бы ранее”, Бог творил мир не из ничего, а из
материи, а “мир, в каком бы облике он не являлся, столь же вечен, как и
Солнце.” “Я воспринимаю вселенную вечной, ибо она не могла образоваться из
небытия ..., изничего ничто не происходит.” Последняя фраза - самая
универсальная из аксиом Вольтера. Материя неразрывно связана с движением,
но Вольтер считает материю инертной массой, она может лишь сохранять и
непередавать движение, а не быть его источником, следовательно движение не
вечно. Если бы материя “имела сама по себе хоть малейшее движение, это
движение было бы ей внутренне присуще, а в этом случае наличие в ней покоя
оказалось бы противоречием.” Это - один из аргументов, которые высказывал
Вольтер против атеизма, так как из этого следует, что раз материя не может
двигаться сама по себе, значит она получает движение извне, но не от
материи, а от иматериального существа, коим является Бог. Но Вольтер не
приводит аргументов против довода о том, что движение абсолютно, а покой же
относителен. Несмотря на все предыдущие доводы, Вольтеру, в конце концов,
пришлось признать, что движение вечно, так как ни один закон природы не
действует без движения, а все существа без исключения подчиняются “вечным
законам”. Таким образом, нельзя назвать Вольтера материалистом, но и
говорить о том. что материалистические идеи ему чужды, - грешить против
истины.
К тому же в своих суждениях о душе Вольтер недалеко ушёл от
материалистов: он не согласен с уверждением о том, что человек состоит из
двух сущностей - материи и духа, не имеющих ничего общего между собой и
соединённых только благодаря воле Бога. По Вольтеру человек мыслит не
душой, а телом, следовательно душа смертна и не является субстанцией. Душа
- это способность, свойства нашего организма. Вообще, в своих рассуждениях
о душе Вольтер близок к матерналистам. “Способность чувствовать.
припоминать, сочетать идеи - и есть то, что именуют душой.” Однако Вольтер
не отрицает
возможности существования
могу познать их (Бога и души) субстанцию.” Вряд ли он случайно упоребляет
здесь термин “субстанция” для души. Раньше он это категорически отвергал.
Душа, по мнению Вольтера, - это не шестое чувство, так как во сне мы не
имеем идей и чувств, следовательно она не материальна. Материя имеет
протяжённость и плотность и должна была бы мыслить и чувствовать постоянно.
Душа - не часть вселенской души, так как вселенская душа это Бог, а часть
Бога - тоже божество, но человек со своей душой слишком слаб и неразумен.
Души не может быть, так как все все наши способности к движению, мышлению,
волеизлиянию даны нам Богм, их “ мы можем именовать душою, и мы обладаем
потенцией мыслить, не имея души, как мы имеем потенцию производить
движение, не будучи этим движением сами.” Вольтер читает, что душа смертна,
хотя и признаёт, что не может этого доказать, что не мешает ему из-за
отсутствия доказательств не верить в переселение душ. Вольтер не знает,
сделал ли бог так, что душа человека бессмертна. Но чтобы человек
(совокупность тела и души) стал бессмертным, нужно, чтобы после смерти он
сохранил “ свои органы, свою память ... -все способности.” А этого не
происходит, следовательно, бессмертие нереально. Таким образом, видно, что
по своим размышлениям о душе и материи Вольтер находится где-то между
идеалистами и материалистами. Его точка зрения не может быть отнесена ни к
одному, ни к другому направлению, многие от приведённых высказываний
существенно отличаются от общепринятого мнения. Можно сказать, что Вольтер,
пытаясь осмыслить для себя такие филосовские понятия, как душа, материя,
движение и т.п., довольно-таки близок к материалистам, хотя он и считает
душу и мышление даром Божьим: “Бог устроил тело для мышления точно также,
как устроил его для еды и переваривания пищи. Мысли и чувства - тоже божий
дар, так как мы мыслим и чувствуем во сне, когда не контролируем своё
поведение.” “Мои мысли не идут от меня ... и я преклоняюсь перед Богм,
поиогающим мне мыслить, не зная при этом, каким образом я мыслю.” Мысль у
Вольтера - не творение материи, так как она не обладает её свойствами
(дробиться, например,), следовательно это не есть сложная материя, она-
творение Бога. Все части человеческого тела способны на ощущения, и незачем
искать в нём субстанцию, которая бы чувствовала вместо него. “Я совершенно
не понимаю, с помощью какого искусства движения, чувства, идеи память и
рассуждение размещаются в этом кусочке организованной материи, но я это
вижу и сам для себя являюсь тому доказательством.” Разнообразие
человеческих чувств, как считает Вольтер, - это вовсе не следствие того,
что у нас несколько душ, каждой из которых мы способны чувствовать что-то
одно, а следствие того, что человек попадает в различные обстоятельства.
Вообще, чувства у Вольтера занимают далеко не последнее место в его
рассуждениях об основных филосовских понятиях, таких как “идеи”,
“принципы”, “добро”, “свобода”. Например, он пишет, что все идеи мы
получаем при помощи чувств от внешних объектов, то есть у нас нет ни
врождённых идей, ни врождённых принципов. “Идеи - от чувства опыта,” - вот
концепция, выдвинутая Вольтером, причём чувства всегда достоверны, но чтобы
вынести правильное суждение, определение, надо воспринять его не одним, а
как минимум несколькими чувствами.