Философия жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:27, контрольная работа

Описание

Постклассическая философия.

Содержание

Введение
Философия марксизма
Классический позитивизм
Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Постклассическая философия XIX.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Постклассическая  философия XIX–начала XX веков 

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

 РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

 Кафедра философии  и психологии 
 

Контрольная работа  

по дисциплине Философия 

 Тема 6: Постклассическая  философия XIX – начала XX веков 
 

 Работу выполнил: 

 студент 2 курса ФКИМ 

 группа 23 з/о. 

 Егорова Элина  Дмитриевна 
 

 Проверил: 

 Проф. Заклинский  П.А. 
 

 Москва 2010 

Содержание: 
 

Введение 

Философия марксизма 

Классический  позитивизм 

 Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше 

 Заключение 

 Список использованной  литературы 

Введение 

постклассическая  философия позитивизм прагматизм 

 К постклассической  философии относят ряд философских  учений XIX - начала XX в., в которых  переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах. 

 В данной  работе мы более подробно рассмотрим  философию марксизма, классический  позитивизм, ирроционализм и «философию  жизни» 

Философия марксизма 
 

 Марксистская  философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). 

 Философия  марксизма дала ответы на многие  вопросы того времени. Она получила  широкое распространение (вышла  за рамки Германии, стала интернациональной)  в мире и завоевала большую  популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. 

 В ряде  стран (СССР, социалистические страны  Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была  возведена в ранг официальной  государственной идеологии и  была превращена в догму. 

 Основой философского марксизма являются произведения его основателей, такие как: 

 «Тезисы о  Фейербахе» К. Маркса; 

 «Капитал»  К. Маркса; 

 «Экономическо-философские  рукописи 1844 г.» К. Маркса; 

 «Манифест  Коммунистической партии» К. Маркса  и Ф. Энгельса; 

 «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса; 

 «Диалектика  природы» Ф. Энгельса; 

 «Анти-Дюринг»  Ф. Энгельса; 

 «Роль труда  в процессе превращения обезьяны  в человека» Ф. Энгельса; 

 «Происхождение  семьи, частной собственности  и государства» Ф. Энгельса. 

 Предшествующая  философии марксизма материалистическая  философия (Демокрита, Эпикура,  английских материалистов XVII в.  – Бэкона, Гоббса и Локка, французских  просветителей XVIII в., и особенно  атеистическо-материалистическая философия  Людвига Фейербаха середины XIX в.); бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности) – все это способствовало развитию и распространению философии марксизма и самому марксизму. 

 Историческое  значение марксизма было и  остается связанным с деятельностью  огромных масс людей — пролетариев,  интерес которых защищала и  выражала эта общественная теория. Вместо всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть. 

 Высшая цель  марксизма — разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощенного  человечества. Марксизм доказывает  неизбежность уничтожения всякого  рабства, унижений отчуждения  и несвободы людей. Этот высший  смысл исторической процесса  реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики. 

 Сердцевину, суть философии марксизма образуют  исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это — мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре. 

 В перспективе  дальнейшего развития человечества  философские решения кардинальных  мировоззренческих проблем, предложенные  марксизмом и очищенные от  различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, должны стать несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса (да и то, к сожалению, больше в виде угрозы и опасности самоуничтожения — в форме «зла»). Между тем марксистская философия была и остается ориентированной преимущественно на решение именно общечеловеческих, всемирно-исторических задач. 

 Чем дальше  человечество будет выходить  из состояния господства архаических  и современных видов частной  собственности и отчужденного  труда, чем прочнее будут симптомы и гарантии приближения к концу его «предыстории», как называл Маркс общество, где сохраняется необходимость материального производства в его современной для XIX—XX веков форме, тем очевиднее будет становиться для людей историческая перспективность, значимость философии марксизма. 

 Главное в  марксизме – учение о всемирно  – исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая  миссия пролетариата, обусловленная  его решающей ролью в системе  крупного промышленного производства, которое порождено развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, в создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса с неизбежностью ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата – необходимого условия для построения социализма. Основоположники научной идеологии пролетариата Маркс и Энгельс показали, что рабочий класс существенно отличается от всех предшествующих и современных ему эксплуатируемых классов. Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом из всего предшествующего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически переработаны основоположниками марксизма. 

 Маркс никогда  не закрывал глаза на реальное состояние, в каком находились пролетарии его времени. Достаточно вспомнить его знаменитую отповедь «болванам» из эмигрантских кружков 50-х годов, задававшимся вопросом, кто дал ему право выступать от лица пролетариата, ежели он сам — не рабочий. Маркс ответил, что право это он взял сам и доказано оно исключительно ненавистью, которую к нему питают правящие классы. Гордое «Я никогда не льстил пролетариям» — убедительное свидетельство тому, что приход Маркса в пролетарское движение был вызван не эмоциями или расчетами, а глубоким пониманием хода истории, собственной исторической роли и беспрекословной верой в свою теорию. 

 Наряду с  этим возникает такая мысль.  Полное отрицание философии марксизма  или же полное ей поклонение  вытекает по большей степени  из нежелания людей размышлять и находить за и против в различных теориях жизни человека. Кто-то, например, до сих пор считает даже Сталина полным приверженцем марксизма и продолжателем дела Ленина, хотя, по моему мнению, он по большей степени использовал это как некое прикрытие, для проведения своей политики: деленинизации и девестернизации страны. Кто-то же наоборот считает все это абсурдом. Но если вникнуть и углубиться в философию марксизма, то можно понять, что она была актуальна именно на тот период и не могла не возникнуть в головах мыслителей того времени. Сейчас философия марксизма имеет место быть, но в более скрытой форме. Безусловно, течение времени и исторические события ежедневно заставляют многих людей менять свои точки зрения, однако общая направленность мыслей Маркса и Энгельса остаются актуальными и на данный момент. 
 

Классический  позитивизм 
 

 ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) —  широко разветвленное течение  в буржуазной социологии. Еще  Ульянов (Ленин) назвал позитивизм  «презренной партией середины в социологии », поскольку все его разновидности выступают с претензией подняться «выше» материализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии и социологии. Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и др.), надуманными, бессмысленными. По их мнению, социология и философия не должны выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие их изменением, развитием. Таким образом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на научность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом преодоления односторонностей и материализма, и идеализма позитивизм на самом деле в скрытом виде протаскивает субъективный идеализм, в духе идеализма объясняет достижения науки. Идеалистический характер взглядов позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опыта — одного из основных понятий позитивистской социологии. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может установить объективный характер предметов, явлений, проникнуть в их сущность, ибо он имеет дело только со своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприятий, переживаний. В рамки субъективного опыта человека позитивизм стремится заключить все научное познание. Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт (Франция). Большую роль в разработке позитивистских взглядов в этот период сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Пытаясь доказать «справедливость» позитивистской точки зрения, Конт выдвинул идеалистическую схему, согласно которой познание в своем историческом развитии проходит три стадии. На первой стадии (теологической) человек видит причину наблюдаемых явлений в действии сверхъестественных сил; на второй стадии (метафизической) он кладет в основу этих явлений некие абстрактные сущности (напр., природу), и только на третьей стадии (позитивной) он признает опытное, практически полезное знание. Эту схему Конт кладет в основу всего исторического процесса. По его мнению, прогресс общества — это простое развитие духовных способностей человечества. Враждебны материалистическому пониманию истории были взгляды и других представителей позитивизма. Спенсер выдвинул, например, так называемую органическую теорию общества. Уподобляя общество биологическому организму, он заявлял, что социальная жизнь стремится к равновесию сил, к гармонии классовых интересов. На этой основе социальные революции объявлялись им «вредными». Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) материя — лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20—30-е гг. 20 в. Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к. объектом социологии он объявляет логическую структуру науки, ее язык. Это одно из наиболее распространенных направлений современной западной социологии. 

Информация о работе Философия жизни