Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:27, контрольная работа
Постклассическая философия.
Введение
Философия марксизма
Классический позитивизм
Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Заключение
Список использованной литературы
По Конту, науки
распределяются согласно естественной
иерархии (энциклопедический закон): Математика
- астрономия - физика – химия - биология
- социология.
Психологию
Конт разделяет на биологию
и социологию; каждая из этих
наук предполагает наличие
Основные
принципы:
1. от простого
к сложному
2. от абстрактного
к конкретному
3. временной
Считал, что
задача философии охватывать совокупность
наук, познание наиболее общих законов,
систематизация научных знаний. Нельзя
свести одну науку к другой. Нельзя вывести
все из одного принципа или закона. Роль
философии - минимизировать число этих
законов.
Законы науки:
Всякое знание относительно, так как опыт
не завершен.
Социальная
концепция: Конт придумал
Человек в
процессе своей жизни
Социологическая
концепция включает три
1. Социальная
статика (государственные
2. Социальная
динамика.
3. Политика.
Функции семьи:
преодоление природы эгоизма,
воспитание.
Функции государства:
порождение общественного духа.
Идеальная
структура правления - соединение церкви
и государства.
Социальная
политика: совмещение государства
с церковью (нетрадиционные религии
должны уйти в сторону).
Философы
и ученые - позитивные священники.
Так же
Конт утверждал: основной
В процессе
дальнейшего развития
Таким образом,
сущность позитивистской
Иррационализм
и «философия жизни». А. Шопенгауэр,
Ф. Ницше
Неклассическая
идеалистическая философия ставила своей
целью критиковать немецкую классическую
философию, особенно Гегеля, используя
не новые подходы (как это делали материалисты
и позитивисты), а старые. Представители
неклассической философии пытались объяснить
мир, как и "классики", с позиций идеализма,
но идеализма старого, догегелевского
и доклассического (например, платоновского
и др.) и найти новые, оригинальные подходы
в рамках старого доклассического идеализма.
Двумя основными
направлениями неклассической идеалистической
философии XIX в. являлись иррационализм
и "философия жизни" и были, главным
образом, представлены творчеством Шопенгауэра,
Ницше, Дильтея.
Иррационализм
отвергал логические связи в природе,
восприятие окружающего мира как
целостной и закономерной системы, критиковал
диалектику Гегеля и саму идею развития.
Основная
идея иррационализма
Видным представителем
иррационализма являлся Артур
Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве
он выступал против диалектики
и историзма Гегеля, призывал
вернуться к кантианству и
платонизму, а универсальным принципом
своей философии провозгласил волюнтаризм,
согласно которому главной движущей силой,
определяющей все в окружающем мире является
воля.
В своей
книге "Мир как воля и
представление" философ
В свою
очередь, представления (а не объективная
действительность и не познающий субъект)
делятся на объект и субъект. Именно в
основе объекта представлений и лежит
закон достаточного основания, который
распадается на четыре самостоятельных
закона:
• закон
бытия — для пространства и
времени;
• закон
причинности — для
• закон
логического основания — для
познания;
• закон
мотивации для действий
Таким образом,
окружающий мир (представление
объекта) сводится к бытию,
причинности, логическому
Представление
субъекта не имеет такой
• непосредственного
познания;
• отвлеченного
(рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральным
понятием философии Шопенгауэра является
воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное
начало, корень всего сущего, идеальная
сила, способная определять все сущее
и влиять на него. Воля также есть высший
космический принцип, который лежит в
основе мироздания.
Воля:
• лежит
в основе сознания;
• является
всеобщей сущностью вещей.
При объяснении
воли как всеобщей сущности
вещей Шопенгауэр опирается на
кантианство, а именно на
Шопенгауэр
использует данную теорию с
позиций волюнтаризма:
• окружающий
мир есть лишь мир
• сущность
же мира, его вещей, явлений есть не
"вещь в себе", а воля;
• мир
явлений и мир сущности
• точно
так же, как воля человека определяет
его поступки, так и действующая
во всем мире всеобщая воля,
воля предметов и явлений вызывает
внешние события в мире, движение предметов,
возникновение явлений;
• воля
присуща не только живым
• окружающий
мир по своей сущности есть
реализация воли.. Помимо проблемы воли
Шопенгауэр рассматривает и иные
"насущные"
философские проблемы —
Судьба человека
находится во всеобщем мировом
хаосе вещей и явлений и
подчиняется всеобщей необходимости.
Воля отдельного человека слабее совокупной
воли окружающего мира и подавляется ей.
Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.
Философия
Шопенгауэра (его учение о
Продолжателем
философских традиций Шопенгауэра был
Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается
основоположником родственной иррационализму
"философии жизни".
Стержневым
понятием данной философии
Цель философии,
по Ницше, — помочь человеку
максимально реализовать себя
в жизни, приспособиться к
В основе
как жизни, так и окружающего
мира лежит воля. Ницше выделяет несколько
видов воли человека:
• "воля
к жизни";
• воля
внутри самого человека ("внутренний
стержень");
• неуправляемая,
бессознательная воля - страсти,
влечения, аффекты;
• "воля
к власти".
Последней
разновидности воли — "воле к
власти" — философ уделяет особое внимание.
По Ницше, "воля к власти" в большей
или меньшей степени присуща каждому человеку.
По своей природе "воля к власти"
близка к инстинкту самосохранения, является
внешним выражением спрятанного внутри
человека стремления к безопасности и
движущей силой многих поступков человека.
Также согласно Ницше каждый человек (как
и государство) осознанно или неосознанно
стремится к расширению своего "Я"
во внешнем мире, экспансии "Я".
Философия
Ницше (особенно ее главные идеи
— высшей ценности для человека жизни,
"воля к жизни", "воля к власти")
была предшественницей ряда современных
западных философских концепций, в основе
которых лежат проблемы человека и его
жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма
и др.
Впоследствии
идеи Шопенгауэра и Ницше
Заключение
В заключение
хочется сказать, что деление
философии по направлениям - это
во многом условная акция. Ее
можно сравнить с научным абстрагированием
- временным отвлечением от целостности
в аналитических целях. Философские направления
- это то же абстрагирование для изучения
целостной философии. Они перепекаются,
входят составными частями в другие, развиваются,
меняются - словом, живут. В то же время
такое выделение отражает реалии современной
философии. Так, философия XX в. выдвинула
необозримое множество частных направлений
философствования, размышления над отдельными,
хотя и очень важными, философскими вопросами,
но не породила целостных, всеобъемлющих
философских систем, что было типично
для философствования прошедших веков.