Философия жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:27, контрольная работа

Описание

Постклассическая философия.

Содержание

Введение
Философия марксизма
Классический позитивизм
Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Постклассическая философия XIX.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

 По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика – химия - биология - социология. 

 Психологию  Конт разделяет на биологию  и социологию; каждая из этих  наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определенную научную систему. 

 Основные  принципы: 

1. от простого  к сложному 

2. от абстрактного  к конкретному 

3. временной 

 Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии - минимизировать число этих законов. 

 Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен. 

 Социальная  концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе. 

 Человек в  процессе своей жизни приспосабливается  к условиям среды. 

 Социологическая  концепция включает три раздела: 

1. Социальная  статика (государственные институты:  семья, государство, церковь). 

2. Социальная  динамика. 

3. Политика. 

 Функции семьи:  преодоление природы эгоизма,  воспитание. 

 Функции государства:  порождение общественного духа. 

 Идеальная  структура правления - соединение церкви и государства. 

 Социальная  политика: совмещение государства  с церковью (нетрадиционные религии  должны уйти в сторону). 

 Философы  и ученые - позитивные священники. 

 Так же  Конт утверждал: основной метод  науки - феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться. 

 В процессе  дальнейшего развития позитивизма  все более четко выявлялась  его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая  тенденция, роднившая его с  юмизмом. Из науки постепенно  выбрасывалась мировоззренческая  проблематика, и ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней. 

 Таким образом,  сущность позитивистской концепции  соотношения философии и науки  отражается во фразе О. Конта:  «Наука - сама себе философия». Тем  не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (О. Конт, Дж. Ст. Милль), научная картина мира (Г. Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Э. Мах, П. Дюгем), логический анализ языка науки (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап), лингвистический анализ языка (Дж. Райл, Дж. Остин, поздний Л. Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (К. Поппер, И. Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки. 
 

Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше 
 

 Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма. 

 Двумя основными  направлениями неклассической идеалистической философии XIX в. являлись иррационализм и "философия жизни" и были, главным образом, представлены творчеством Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. 

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как  целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. 

 Основная  идея иррационализма заключается  в том, что окружающий мир  есть разрозненный хаос, не имеет  целостности, внутренних закономерностей,  законов развития, не подконтролен  разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле. 

 Видным представителем  иррационализма являлся Артур  Шопенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве  он выступал против диалектики  и историзма Гегеля, призывал  вернуться к кантианству и  платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. 

 В своей  книге "Мир как воля и  представление" философ выводит  логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания. 

 В свою  очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона: 

 • закон  бытия — для пространства и  времени; 

 • закон  причинности — для материального  мира; 

 • закон  логического основания — для  познания; 

 • закон  мотивации для действий человека. 

 Таким образом,  окружающий мир (представление  объекта) сводится к бытию,  причинности, логическому основанию  и мотивации. 

 Представление  субъекта не имеет такой сложной  структуры. Сознание человека  осуществляет познавательный процесс  через представление субъекта  путем: 

 • непосредственного  познания; 

 • отвлеченного (рефлективного) познания; 

 • интуиции. 

 Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. 

 Воля: 

 • лежит  в основе сознания; 

 • является  всеобщей сущностью вещей. 

 При объяснении  воли как всеобщей сущности  вещей Шопенгауэр опирается на  кантианство, а именно на теорию  Канта, в силу которой в сознании  отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе"). 

 Шопенгауэр  использует данную теорию с  позиций волюнтаризма: 

 • окружающий  мир есть лишь мир представлений  в сознании человека; 

 • сущность  же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; 

 • мир  явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений  и миром воли; 

 • точно  так же, как воля человека определяет  его поступки, так и действующая  во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; 

 • воля  присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей"  воли; 

 • окружающий  мир по своей сущности есть  реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные 

"насущные" философские проблемы — человеческой  судьбы, свободы, необходимости,  возможностей человека, счастья.  В целом взгляд философа на  данные проблемы носит пессимистический  характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. 

 Судьба человека  находится во всеобщем мировом  хаосе вещей и явлений и  подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. 

 Философия  Шопенгауэра (его учение о четверояком  законе достаточного основания,  волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 

 Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни". 

 Стержневым  понятием данной философии является  понятие жизни, которая понимается  как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека. 

 Цель философии,  по Ницше, — помочь человеку  максимально реализовать себя  в жизни, приспособиться к окружающему  миру. 

 В основе  как жизни, так и окружающего  мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: 

 • "воля  к жизни"; 

 • воля  внутри самого человека ("внутренний  стержень"); 

 • неуправляемая,  бессознательная воля - страсти,  влечения, аффекты; 

 • "воля  к власти". 

 Последней  разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я". 

 Философия  Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 

 Впоследствии  идеи Шопенгауэра и Ницше будут  неоднократно востребованы в  различных направлениях философии  ХХ века. Новый философский взгляд  на мир, который проявляется  в творчестве иррационалистов,  – это иррационализация истории,  выражение ощущения одиночества и отчаяния человека в огромном мире, идеи аристократичности наполненного мифами познания. Новое мировидение требует и нового способа его выражения – таким становится язык неклассической иррациональной философии. Это уже не концептуальные философские обобщения, а, скорее, «откровения» человеческого духа, выраженные через иносказания и символы, эссеистскую литературную форму. 

Заключение 
 

 В заключение  хочется сказать, что деление  философии по направлениям - это  во многом условная акция. Ее  можно сравнить с научным абстрагированием - временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления - это то же абстрагирование для изучения целостной философии. Они перепекаются, входят составными частями в другие, развиваются, меняются - словом, живут. В то же время такое выделение отражает реалии современной философии. Так, философия XX в. выдвинула необозримое множество частных направлений философствования, размышления над отдельными, хотя и очень важными, философскими вопросами, но не породила целостных, всеобъемлющих философских систем, что было типично для философствования прошедших веков. 

Информация о работе Философия жизни