Философская концепция науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:42, реферат

Описание

Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.
Философия науки – отрасль философского знания, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они, так или иначе, обращаются к феномену науки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………….…………………4
Наука как часть духовной культуры……………...…………………………8
2.1. Наука и искусство…………….……………………………………………9
2.2. Наука и религия………………….……………………………….……….10
2.3. Наука и философия………….……………………………………………11
Заключение………………..……………………………………….………………..13
Используемая литература и источники……………...………….………………...14

Работа состоит из  1 файл

Философская концепция науки.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«УРАЛЬСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

ФИЛИАЛ  ФГОУ ВПО УРАЛЬСКОЙ  АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ В Г.ТЮМЕНИ 
 

Оценка _____________   Подпись преподавателя _______________

                                                      «____»___________2010 г. 
 

Философская концепция науки 
 

Контрольная работа 
 

              по  дисциплине «Философия»  

Корзан  Юлии Анатольевны 

              Специальность – «Государственное и муниципальное  управление»

              Группа  – ГМУ-611

              Научный руководитель:

              В.И. Табуркин 
               

Тюмень

2010

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…………………………………………………………………………...…3

  1. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………….…………………4
  2. Наука как часть духовной культуры……………...…………………………8
  3. 2.1. Наука и искусство…………….……………………………………………9
  4. 2.2. Наука и религия………………….……………………………….……….10
  5. 2.3. Наука и философия………….……………………………………………11

Заключение………………..……………………………………….………………..13

Используемая  литература и источники……………...………….………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.

    Философия науки – отрасль философского знания, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, а также часть философских  учений, разрабатываемая в той  мере, в какой они, так или иначе, обращаются к феномену науки.

    Философия науки пытается ответить на следующие  основные вопросы:

  • что такое научное знание и как оно устроено;
  • каковы принципы его организации и функционирования;
  • что собой представляет наука как производство знаний;
  • каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют.

    Предметом философии науки является сущностная природа науки, её место и роль в системе культуры.

    В этой работе рассмотрены основные философские концепции науки в двух аспектах:

  • философия науки совпадает с общефилософскими направлениями в исследовании науки;
  • наука как часть духовной культуры.
 
 
 

1. ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ПОСТПОЗИТИВИЗМ 

    Исходя из установки, согласно которой философия науки совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании науки, основными концепциями философии науки будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

    Позитивизм – наиболее широко распространенное течение западных философов второй половины XIX века, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) н и их синтетические объединения, а философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

    Недостатки этой концепции в том, что она не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.

    Философия Огюста Конта1, Милля, Спенсера – первая историческая форма позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология – опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон. По этому закону выделяют три стадии развития человечества:

  1. теологическая (состояние вымысла) – необходимая точка отправления человеческого ума.
  2. метафизическая (абстрактное). Попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему.
  3. позитивная (научная, положительная). – твердое и окончательное состояние.

    Недостатки этой концепции – характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов.

    Вторая  форма позитивизма объединяет махизм (Мах) и эмпириокритицизм (Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания XX века». Основное внимание махистами уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также «совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретным наукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии.

    Учения  о философии науки выдающихся мыслителей XX века Л.Витгенштейна и К.Поппера относятся к третьему этапу философии позитивизма, кот называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Главные идеи мыслителя в области философии науки таковы: наука нуждается в очищении своего языка.

    Л. Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в науке верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность.

    К.Поппер в ходе исследования сущности науки, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. В своих трудах «Логика н открытия» (1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания науки, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д.

    Наука не может сводиться к верифицируемым высказываниям. Наука – знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки доказываются легко. Например, предположение, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалось тяжело, в борьбе с церковью и с рядом ученых.

    Постпозитивистская  философия науки XX века представлена работами Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М.Полани, в которых прослеживается общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике науки.

    Т. Куну удалось преодолеть некоторые  недостатки, присущие позитивистским взглядам на науку. В науке нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигма формирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Научный прогресс лучше понимать как научную эволюцию — прирост знания внутри парадигмы. Наука всегда социально и культурно обусловлена. Чтобы понять науку, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины науки достаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказали влияние на современную философию науки.

    Современная философия науки выступает от имени естественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на фил план любой проблемы, на отношение н мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста н знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАУКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 

    Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры

    А. Эйнштейн: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть»2.

    Наука – знание об окружающем мире (или части его). Ее задача – дать истинное отражение исследуемых процессов, объективную картину того, что есть.

    Культурно-мировоззренческая  функция – древняя социальная функция науки. Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир. С появлением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде всего через научную картину мира.

    Средние века: теология - верховная инстанция, наука решает частные проблемы земного  порядка.

    Возрождение: борьба между наукой и богословием (теологией).

    И только в середине XVI в. переворот  в миропонимании позволил науке  оспорить у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения (чему способствовал Николай Коперник). Пришлось согласиться с представлениями, которые противоречили обыденному миропониманию.

    Таким образом, только в период Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения. Это давалось с трудом из-за сопротивления церковной власти.

    После Ньютона, с развитием опытного естествознаниия наука стала задавать тон в формировании мировоззренческих установок. Постепенно предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования.

    В результате осуществления культурно-мировоззренческой  функции научного представления  превратились в часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения. 

    2.1. Наука и искусство 

    Искусство – это мышление в образах. Художественное познание требует специальных видов  искусства – музыки поэзии…Необходимы особые мастера своего дела – художники, искусствоведы… Необходимы средства реализации – с одной стороны: актеры, музыканты, с другой стороны: краски, холсты, кисти…и т.д. Науку и искусство объединяет то, что они, являясь частью духовной культуры, формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным.

    Гуманитарные науки: пример - ни одно социологическое исследование не дает такого почти физически ощутимого представления о быте Замоскворечья, как пьесы А. Н. Островского.

    Естественные науки: пример - пифагорейцы считали музыку и математику средствами очищения души от греховной связи. В основе музыкальной гармонии лежат открытие пифагорейцами правильные числовые отношения, определяющие музыкальные интервалы.

    Последний штурм – попытка измерить «алгеброй  гармонию» после введения Шенноном количественной меры информации. Сказали, что гениальные произведения обладают огромным информационным содержанием.

    Великие произведения науки и искусства  освещены вдохновением автора. Хотя и те и другие должны выполнять и рутинную работу. И научные произведения и произведения искусства несут на себе отпечаток авторского стиля.

Информация о работе Философская концепция науки