Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:42, реферат
Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.
Философия науки – отрасль философского знания, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они, так или иначе, обращаются к феномену науки.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………….…………………4
Наука как часть духовной культуры……………...…………………………8
2.1. Наука и искусство…………….……………………………………………9
2.2. Наука и религия………………….……………………………….……….10
2.3. Наука и философия………….……………………………………………11
Заключение………………..……………………………………….………………..13
Используемая литература и источники……………...………….………………...14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ФИЛИАЛ
ФГОУ ВПО УРАЛЬСКОЙ
АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В Г.ТЮМЕНИ
Оценка _____________ Подпись преподавателя _______________
Философская
концепция науки
Контрольная
работа
по
дисциплине «Философия»
Корзан
Юлии Анатольевны
Специальность – «Государственное и муниципальное управление»
Группа – ГМУ-611
Научный руководитель:
В.И.
Табуркин
Тюмень
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Заключение………………..………………………………
Используемая
литература и источники……………...………….………………..
ВВЕДЕНИЕ
Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.
Философия науки – отрасль философского знания, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они, так или иначе, обращаются к феномену науки.
Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы:
Предметом философии науки является сущностная природа науки, её место и роль в системе культуры.
В этой работе рассмотрены основные философские концепции науки в двух аспектах:
1.
ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ,
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Исходя из установки, согласно которой философия науки совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании науки, основными концепциями философии науки будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Позитивизм – наиболее широко распространенное течение западных философов второй половины XIX века, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) н и их синтетические объединения, а философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.
Недостатки этой концепции в том, что она не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.
Философия Огюста Конта1, Милля, Спенсера – первая историческая форма позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология – опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон. По этому закону выделяют три стадии развития человечества:
Недостатки этой концепции – характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов.
Вторая форма позитивизма объединяет махизм (Мах) и эмпириокритицизм (Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания XX века». Основное внимание махистами уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также «совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретным наукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии.
Учения о философии науки выдающихся мыслителей XX века Л.Витгенштейна и К.Поппера относятся к третьему этапу философии позитивизма, кот называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Главные идеи мыслителя в области философии науки таковы: наука нуждается в очищении своего языка.
Л. Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в науке верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность.
К.Поппер в ходе исследования сущности науки, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. В своих трудах «Логика н открытия» (1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания науки, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д.
Наука не может сводиться к верифицируемым высказываниям. Наука – знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки доказываются легко. Например, предположение, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалось тяжело, в борьбе с церковью и с рядом ученых.
Постпозитивистская философия науки XX века представлена работами Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М.Полани, в которых прослеживается общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике науки.
Т. Куну удалось преодолеть некоторые недостатки, присущие позитивистским взглядам на науку. В науке нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигма формирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Научный прогресс лучше понимать как научную эволюцию — прирост знания внутри парадигмы. Наука всегда социально и культурно обусловлена. Чтобы понять науку, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины науки достаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказали влияние на современную философию науки.
Современная
философия науки выступает от имени естественнонаучного
и гуманитарного знания, пытается понять
место науки в современной цивилизации
в ее многообразных отношениях к этике,
политике, религии. Тем самым философия
науки выполняет и общекультурную функцию,
не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими
узкопрофессиональный подход к явлениям
и процессам. Она призывает обращать внимание
на фил план любой проблемы, на отношение
н мысли к действительности во всей ее
полноте и многоаспектности, предстает
как развернутая диаграмма воззрений
на проблему роста н знания.
2.
НАУКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Наука в современном мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, как часть духовной культуры
А. Эйнштейн: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть»2.
Наука – знание об окружающем мире (или части его). Ее задача – дать истинное отражение исследуемых процессов, объективную картину того, что есть.
Культурно-
Средние века: теология - верховная инстанция, наука решает частные проблемы земного порядка.
Возрождение: борьба между наукой и богословием (теологией).
И только в середине XVI в. переворот в миропонимании позволил науке оспорить у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения (чему способствовал Николай Коперник). Пришлось согласиться с представлениями, которые противоречили обыденному миропониманию.
Таким образом, только в период Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения. Это давалось с трудом из-за сопротивления церковной власти.
После Ньютона, с развитием опытного естествознаниия наука стала задавать тон в формировании мировоззренческих установок. Постепенно предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования.
В
результате осуществления культурно-
2.1.
Наука и искусство
Искусство – это мышление в образах. Художественное познание требует специальных видов искусства – музыки поэзии…Необходимы особые мастера своего дела – художники, искусствоведы… Необходимы средства реализации – с одной стороны: актеры, музыканты, с другой стороны: краски, холсты, кисти…и т.д. Науку и искусство объединяет то, что они, являясь частью духовной культуры, формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным.
Гуманитарные науки: пример - ни одно социологическое исследование не дает такого почти физически ощутимого представления о быте Замоскворечья, как пьесы А. Н. Островского.
Естественные науки: пример - пифагорейцы считали музыку и математику средствами очищения души от греховной связи. В основе музыкальной гармонии лежат открытие пифагорейцами правильные числовые отношения, определяющие музыкальные интервалы.
Последний штурм – попытка измерить «алгеброй гармонию» после введения Шенноном количественной меры информации. Сказали, что гениальные произведения обладают огромным информационным содержанием.
Великие произведения науки и искусства освещены вдохновением автора. Хотя и те и другие должны выполнять и рутинную работу. И научные произведения и произведения искусства несут на себе отпечаток авторского стиля.