Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:42, реферат
Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания.
Философия науки – отрасль философского знания, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они, так или иначе, обращаются к феномену науки.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………….…………………4
Наука как часть духовной культуры……………...…………………………8
2.1. Наука и искусство…………….……………………………………………9
2.2. Наука и религия………………….……………………………….……….10
2.3. Наука и философия………….……………………………………………11
Заключение………………..……………………………………….………………..13
Используемая литература и источники……………...………….………………...14
Отличие
науки и искусства в том, что все передовое
в науке через 20-30 лет станет устарелым,
как исторический факт. Совершенное произведение
искусства всегда остается вершиной, неповторимым
событием (нельзя сказать какое из гениальных
произведений гениальнее).
2.2.
Наука и религия
Религия – сложное социальное явление. Не составляет труда описать конкретную религию, сложнее понять религию (почему человек признает существование мира «иного»). Чем вера отличается от знания?
Знание - это то, что твердо установлено, обосновано экспериментально. Точное знание человек научился получать совсем недавно. Большая часть наших представлений вероятны, то есть, основаны на той или иной степени уверенности. Сама наша жизнь вероятный процесс (прошлое, будущее).
Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать (сфера производства: самолет). Но есть действия и виды деятельности, в которых точный расчет невозможен, поскольку нет точного знания об «объекте» (общество и сам человек). Важнейшая характеристика человека - свобода, выбираем цели, и т.д. Но будущее всегда неопределенно, часто не совпадает желание с реальностью. Вера – особое внутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности, предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает все необходимое для ее реализации. Множество действий человек совершает на основе веры и надежды.
Религиозная
вера, как правило, иррациональна. Религия
авторитарна, требует подчинения. Отношения
науки и религии, конечно, не сводятся
взаимному конфликту. Многие ученые были
верующими, что не мешало им делать выдающиеся
открытия. Все чаще ученые говорят о существование
другого, информационного гораздо более
емкого мира – Мира высшей реальности,
тенью которого и является наша Вселенная.
Человек существо творческое, а значит
– свободное. В его жизни всегда будут
вера, надежда и любовь, а значит и религия,
философия и искусство.
2.3.
Наука и философия
Философия – форма духовной культуры, направленная на постановку, анализ и решение конкретных вопросов мировоззрения. Она возникла в VII – VI в до н э. в Китае, Индии, Греции.
Факты, законы не являются сами по себе предметом исследования философии. Оно направлено на создание общего представления о мире и человеке, которое оформлялось в философские системы, выполнявших мировоззренческую функцию. Позднее произошла специализация знаний, формирование новых конкретных наук, их отделение от философии. Шло развитие философии как особой области знания (интенсивно в XVII – XVIIIв). Но даже и в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалась как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, доставшемуся в наследство от средних веков. Р. Декарт: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механики и этики»3.
В XIX в произошло окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. В это время теоретические задачи наука берет на себя, т.к. попытки философов решить их прежними способами оказались безуспешными. Встал вопрос о научности самой философии.
Предметом философии является отношение «человек – мир». В этом отличие философии от других наук. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.
Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствует оценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством (переживание, настроение…)
Наука
не в состоянии уберечь
Философия
дает науке проекты теоретических
проблем, идеи, методы, правила и
операции мышления. Правильность решения
философских проблем невозможно
подвергнуть прямому испытанию
практикой. Философия играет определенную
роль в формировании научной парадигмы,
включающей в себя сложившиеся научные
теории, правила, философские идеи. Наука
в каждый исторический период развивается
в рамках сложившейся парадигмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия по сути своей не может не замечать фундаментальных научных открытий. Напротив, она должна реагировать на них с готовностью осуществить подвижку во всем корпусе философского знания. Ибо с каждым новым открытием в естествознании и гуманитарных науках философия меняет свою форму. Следовательно, рефлексируя по поводу развития науки, она одновременно проводит и саморефлексию, т.е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.
Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не сама наука, а философия. Именно она должна сделать предметом своего анализа рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропологическом измерении, нести ответственность за науку перед человечеством. Выходит, что достижения науки не могут функционировать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, упирающиеся в необходимость предотвращения негативных последствий наисовременнейших научных и технологических разработок, связанных с угрозой существования самого рода Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки. Однако осуществление их находится не только во власти философии. Необходима поддержка институтов государства, права, идеологии, общественного мнения.
Философы
науки уверены, что коренные изменения
в науке всегда сопровождались более
интенсивным углублением в ее
философские основания, и всякий,
кто хочет добиться удовлетворительного
понимания современной науки, должен хорошо
освоиться с философской мыслью.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ: