Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:10, реферат
Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых идей. Воззрения Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха, в большей мере определяющих содержание просветительской мысли, существенно развивались на всем протяжении их творческой деятельности.
Введение 3 I.Философия эпохи Просвещения. Философские идеалы 5
1.Д. Локк 7
2.Д. Толанд 8
3.Ф. Бекон 10
4.Ш. Монтескье 10
5.Д. Беркли 12
6. Т. Рид 12
7. Д. Юм 14
II.Свобода и ответственность личности 15
Заключение 18
Список литературы 19
ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра истории и философии
Философские идеалы эпохи Просвещения
Реферат студентки группы БСТ-12
факультета АСФ
Чулимовой Татьяны Владимировны
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, доцент
Красников В.В.
Тамбов 2012
Содержание
Введение
1.Д. Локк
2.Д. Толанд
3.Ф. Бекон
4.Ш. Монтескье
5.Д. Беркли
6. Т. Рид
7. Д. Юм
II.Свобода и ответственность личности
Заключение
Список литературы
Введение
Интерес к философии эпохи Просвещения
определяется не только тем, что эта философия
является одним из важных этапов в развитии
западноевропейской философской мысли,
во многом повлиявшей на характер новых
философских философских течений в XIX
веке.
Философия эпохи Просвещения привлекает
к себе внимание еще и потому, что многие
ее ориентиры, связанные с преувеличенными
надеждами на разум, науку, просвещение,
в середине XX столетия стала и нашими ориентирами,
идейно в середине XX века мы были захвачены
перспективами научно-технического прогресса
и многие идеи философии истории XVIII века
получают свое второе рождение в «технологическом
детерминизме» XX века. Как в XVIII веке мы
сталкиваемся с описаниями ряда философов
по поводу возможных негативных последствий
научного прогресса для человека, так
и в XX веке в работах многих философов
сквозит то же беспокойство и та же тревога
за судьбу человека, увлеченного научно-техническим
процессом и столкнувшегося с массой проблем,
вызванных этим прогрессом.
В XVIII веке развитие философской
мысли во Франции осуществлялось под эгидой
просвещения. Практически все французские
философы этого столетия были просветителями.
Идейными оппонентами просветителей выступали
во Франции теологами, а сколько-нибудь
значительных философских противников
у них тогда не находилось. Собственно
философские дискуссии развертывались
лишь между представителями самого
просвещения.
Основоположниками
французского Просвещения
Философская мысль Просвещения
находилась, по сути дела, в постоянном
движении, в поиске, в открытии и опробовании
новых идей. Воззрения Вольтера и Руссо,
Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха,
в большей мере определяющих содержание
просветительской мысли, существенно
развивались на всем протяжении их творческой
деятельности.
В завершающих произведениях
каждого из великих просветителей
заметны плодотворные перспективы
дальнейшего продвижения
I. Философия эпохи Просвещения.
Философские идеалы.
Просвещение входит в культуру
как торжество рационализма, завершение
идей, которые появились в период Возрождения
и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII
вв. Просвещение — эпоха гносеологического
оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое
движение Просвещение достигло высшего
расцвета во Франции, хотя и получило распространение
во всех странах Европы. Философы эпохи
Просвещения не только продолжали классические
идеи рационализма, но и формулировали
новые, основываясь на критике картезианской
метафизики за ее умозрительноть и
недостаточную связь с наукой и практикой.
Просвещение усилило критику религиозной
идеологии, опираясь на достижения науки
и принципы материалистической философии.
Во Франции Просвещение приняло форму
материалиэма и атеизма и подготовило
почву для появления социалистических
идей. Идеологи Просвещения ставили перед
собой не только собственно философские
и научные проблемы, но и общие социокультурные
задачи, пытаясь просветить народ, научить
его пользоваться возможностями своего
разума. Последний призван освободить
народ от предрассудков, сделать людей
«совершеннолетними», научить их критически
относиться к предлагаемым религиозным
и социальным проектам. Эти идеи развивали
Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д'Аламбер,
Д. Дидро, П. Гольбах,
Ж. Ламетри, К. Гельвеции во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери. Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смиг в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии. Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения — «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума. Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма. Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных исгин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину. Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходных принципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, ог них следуег идги к истине. Это поднимает статус науки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учат анализировать, критически мыслить, не принимая
ничего на веру. Вместе
с тем, чтобы не упрощать рационалистическую
концепцию эпохи Просвещения, следует
отметить, что философы понимали несаодимость
человека к разуму, наличие в мире
неразумного. Основная идея просветителей
состоит не в том, что все в человеке сводится
к разуму и все, что неразумно — бессмысленно,
а в том, что все, что человек делает, думает,
чувствует, все, во что он верит, может
и должно быть осмыслено разумом. Человек
— существо разумное, и в нем не должно
быть ничего не осмысленного разумом.
Социальный прогресс философы Просвещения
видели в распространении знания, науки,
образовании населения. Они считали, что
особое внимание следует уделять просвещению
правителей, обладающих реальной властью.
XVII и XVIII века - это время особых исторических
изменений в странах Западной Европы.
В этот период наблюдается становление
и развитие промышленного производства.
Все активнее осваиваются в чисто производственных
целях новые природные силы и явления:
строятся водяные мельницы, конструируются
новые подъемные машины для шахт и т.д.
Все эти и другие инженерные работы выявляют
очевидную потребность общества в развитии
конкретно-научного знания. Уже в XVII веке
многие полагают, что «знание - сила» (Ф.Бэкон),
что именно «практическая философия»
(конкретно-научное знание) поможет нам
с пользой для нас овладеть природой и
стать «господами и хозяевами» этой природы (Р.Декарт).
В XVIII веке еще более закрепляется
безграничная вера в науку, в наш разум.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали
объявлять, что первой и главной обязанностью
любого «истинного друга прогресса и человечества»
является «просветление умов», просвещение
людей, приобщение их ко всем важнейшим
достижениям науки и искусства. Эта установка
на просвещение масс стала настолько характерной
для культурной жизни европейских стран
в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был
назван веком Просвещения.
1.Д.Локк
Среди политических работ Локка
основополагающей являются «Два трактата
об управлении государством», где он обосновывает
свое понимание общественного устройства.
Значительную роль сыграли и его
«Письма о терпимости», которые
были непосредственной реакцией на политическую ситуацию в Англии.
Общество в естественном состоянии
у Локка выглядит как социум, организованный
на основе принципов равенства, справедливости,
независимости людей друг от друга. В этом
обществе отношения между индивидами
регулируются нормами морали и религии,
но не права, о котором люди, пребывающие
в естественном состоянии, ничего не знают.
Но, по мере накопления собственности
у отдельных членов общества, у них возникает
желание подчинить себе подобных, которые,
естественно, противятся этому. Второй
предпосылкой разлада в обществе и разрушения
гармонии отношений становится быстрое
увеличение населения. При нехватке земли
каждый видит в другом не товарища, а врага,
мечтающего завладеть долей собственности,
ему не принадлежащей. Так возникает
состояние «войны всех против всех»,
которое длится до тех пор, пока люди
не осознают ненормальности сложившегося
положения вещей. В процессе поиска
выхода из создавшейся ситуации они,
в конечном счете, приходят к мысли
о необходимости учреждения государства,
которому делегируются полномочия силой
устанавливать мир, защищать собственность
и жизнь собственников. Это согласие и
есть «общественный договор», на который
опирается вся пирамида властных, экономических
и правовых отношений современного общества.
2.Д.Толанд
Движение - существенное свойство
материи. Обоснованию этого положения
и критике той точки зрения, согласно которой
материя сама по себе бездействен на и
пассивна, Толанд уделяет главное внимание.
Нужно иметь в виду, что представления
о пассивности, инертности материи преобладали
в европейской, в том числе и английской,
философии XVII -- начала XVIII в. Их разделяли,
в частности, кембриджские платоники.
Именно Кедворту, главе этой идеалистической
философской школы, принадлежит уподобление
материи «мертвой глыбе», приобретающей
движение и силу благодаря божественному
духу, его разуму и воле. Аналогичные идеи
развивал теолог Бентли, утверждавший,
что мертвая и грубая материя не способна
к движению без божественного импульса.
Как известно, .подобные взгляды разделяли
Ньютон и Локк. Последнему принадлежит
мысль о том, что «материя... не обладает
способностью произвести в себе движение».
Английское просвещение было
просвещением для избранных, носило аристократический
характер. В отличие от него французское
просвещение ориентировано не на аристократическую
элиту, а на широкие круги городского общества.
Именно во Франции в русле этого демократического
просвещения зарождается идея создания
«Энциклопедии, или толкового словаря
наук, искусств и ремесел», энциклопедии,
которая бы в простой и доходчивой форме
(а не в форме научных трактатов) знакомила
читателей с важнейшими достижениями
наук, искусств и ремесел.
Идейным вождем этого начинания
выступает Д. Дидро, а его ближайшим соратником
- Д. Аламбер. По замыслу Д. Дидро в «Энциклопедии»
должны были отражаться не только достижения
конкретных наук, но и многие новые философские
концепции относительно природы материи,
сознания, познания и в «Энциклопедии»
стали помещаться статьи, в которых давались
критические оценки традиционной религиозной
догматики, традиционного религиозного
мировосприятия. Все это определило негативную
реакцию церковной элиты и определенного
круга высших
государственных чиновников к изданию «Энциклопедии».
3. Ф.Бэкон
Английский философ, историк, политически деятель, основоположник эмпиризма. В1584был избран в парламент. С1617 лорд-хранитель печати,
затем—лорд-канцлер; барон
Веруламский и виконт Сент-Олбанский.
В 1621 привлечён к суду по обвинению
во взяточничестве, осуждён и отстранён
от всех должностей. В дальнейшем был помилован
королём, но не вернулся на государственную
службу и последние годы жизни посвятил
научной и литературной работе. В целом
великое достоинство науки Бэкон считал
почти самоочевидным и выразил это в своём
знаменитом афоризме «Знание— сила»
. Однако на науку делалось много нападок.
Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу
о том, что Бог не запрещал познание природы,
как, например, утверждают
некоторые теологи. Наоборот, Он дал человеку
ум, который жаждет познания Вселенной.
Люди только должны понять, что существуют
два рода познания: 1) познание добра и
зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено.
Его им дает Бог через Библию. А познавать
сотворенные вещи человек, наоборот, должен
с помощью своего ума. Значит, наука должна
занимать достойное место в «царстве человека».
Предназначение науки в том, чтобы умножать
силу и могущество людей, обеспечивать
им богатую и достойную жизнь.
Утверждение материалистических
идей французские материалисты совмещали
с резкой критикой религии и церкви. Они
отвергали идею существования бога, доказывали
иллюзорность идеи бессмертия души и идеи
сотворения мира. Церковь и религия, полагали
они, дезориентирует массы и тем самым
служат интересам короля и дворянства.
Французские материалисты доказывали,
что история определяется прежде всего
сознанием и волей выдающихся личностей
4. Ш.Монтескье
Монтескьё, Шарль Луи (1689–1755), французский философ и литератор
эпохи Просвещения, известный своей защитой
принципа разделения исполнительной,
законодательной и судебной власти. Вся
жизнь Монтескьё была посвящена почти
целиком чтению, размышлениям и медленной,
тщательной работе над своими сочинениями.
О духе законов– труд всей жизни Монтескьё,
результат более чем двадцати лет чтения,
размышлений и неторопливой, тщательной
литературной работы. Благодаря этой книге
политическая и социальная наука получила
художественную форму и стала доступной
широкой публике. Что такое законы? «Законы,
– утверждает автор в самом начале книги,
– в самом широком значении этого слова
суть необходимые отношения, вытекающие
из природы вещей». Таким образом, эти
отношения внутренне присущи вещам. Их
можно найти и исследовать. Они зависят
от типа правления, будь то тирания, монархия
или демократия. Они различаются в зависимости
от физических особенностей страны, ее
холодного, теплого или умеренного климата,
размера, характера рельефа – равнинного
или гористого, религии, количества населения,
манер, норм морали и обычаев ее обитателей.
Французский материализм XVIII
века отражал особенности естественных
наук этого столетия. Он был механистическим,
ибо в XVIII веке именно механика выделялась
своими успехами в описании природы.В
последующем многие философы, и в частности
представители диалектического материализма,
отмечали как недостаток французского
материализма его «идеализм».
Развитие материалистических идей в странах
Западной Европы в XVIII веке не оставалось
незамеченным со стороны религиозно-идеалистических
школ этого времени. Традиционные идеалистические
школы, имеющие свои корни в средневековом
христианстве, с трудом сдерживали этот
дух новаторства, вступающего в прямое
противоречие с основными догмами религии.
Как следствие этого в философии появляются
новые идеалистические школы, с новых
позиций противостоящие материализму.