Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 21:10, реферат
Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых идей. Воззрения Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха, в большей мере определяющих содержание просветительской мысли, существенно развивались на всем протяжении их творческой деятельности.
Введение 3 I.Философия эпохи Просвещения. Философские идеалы 5
1.Д. Локк 7
2.Д. Толанд 8
3.Ф. Бекон 10
4.Ш. Монтескье 10
5.Д. Беркли 12
6. Т. Рид 12
7. Д. Юм 14
II.Свобода и ответственность личности 15
Заключение 18
Список литературы 19
5.Д.Беркли
Так появляется в Англии в начале
XVIII века «субъективный идеализм» Д. Беркли
(1684-1753). Усматривая основную опору материализма
в понятии материи как объективной реальности,
стоящей за нашими ощущениями, чувствами,
Д. Беркли развивает философию, в которой
вообще нет понятия материи. Он всеми средствами
доказывает, что это понятие материи пустое,
что за ним ничего нет реального: есть
только бог, идеи и наши ощущения. Философия
эта оказалась слишком оригинальной, чтобы
стать популярной. Сторонников у нее было
мало. Но именно в силу этой своей оригинальности
она и получила известность в философской
литературе. В последующем делались попытки
вернуться к ней в той или иной форме, но
все они оказывались не очень удачными.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что,
развивая свои взгляды, Д. Беркли справедливо
критикует механистические увлечения
материалистов. В частности, он отмечает
отсутствие должного обоснования использования
метода бесконечно малых величин, переменных
функций в физике и математике. Его аргументы
здесь оказались настолько серьезными,
что привлекли внимание Г. Лейбница, и
Г. Лейбниц был вынужден заняться этими
обоснованиями. Так что критика наук даже
со стороны самых больших оригиналов в
философии может быть тоже полезной для
н аучного прогресса.
6.Т.Рид
Другой философской школой, возникшей
в XVIII веке и противопоставившей себя материализму,
является «философия здравого смысла».
Её родиной является Шотландия, а основатель
её - Т. Рид. Согласно этой философии исходными
основаниями и для науки, и для религии,
и для морали являются «непреложные истины
здравого смысла». Эти истины
отличаются своей
Философы XVIII века большое внимание
уделили и вопросам социально-политического
характера. Были восприняты многие идеи
Д.Локка: «естественное право» с его принципами,
правовое равенство индивидов и др. Вольтер,
подвергая резкой критике феодальные
порядки, доказывал вслед за Д. Локком,
что человека никто не имеет право лишить
ни жизни, ни свободы,
ни собственности. Частную собственность он рассматривал
как необходимое условий свободы гражданина.
Отвергая добуржуазные формы общности
(и прежде всего феодальные), философы
XVIII века предлагают новую - юридическую
всеобщность, перед которой все индивиды
равны. Вольтер во Франции, Лессинг в Германии
выступают с критикой религиозной, национальной
и сословной нетерпимости. Юридическая
всеобщность должна обеспечить необходимое
согласование интересов индивидов с интересом,
общим для всех граждан. Судьбу общности,
его развитие они уверенно связывали с
развитием просвещения. Это убеждение
в конечном итоге определило становление
«философии истории» XVIII века. Виднейшими
представителями ее выступают Кондорсе
во Франции и Гердер в Германии.
7. Д.Юм
XVIII век - это век поклонения разуму, науке,
век больших надежд на науку в плане содействия
общественному прогрессу. Это поклонение
разуму и науке имело в том же веке и своих
противников, что были философы, которые
в XVIII веке предостерегали человека от
чрезмерных упований на возможности науки
и в познании природы, и в преобразовании
общества.
Одним из этих философов был
Д. Юм. Указывая на то, что и в философии,
и в естествознании шли бурные споры о
материи (есть ли она, и если есть, то что
она собой представляет), Д. Юм заявлял,
что все эти споры доказывают лишь одно:
вопрос о существовании вещей, материальных
объектов не имеет строго научного решения.
Д. Юм полагал, что в отличие от материи
ощущения обладают преимуществом непосредственной
очевидности. Иллюзорными считал Д. Юм
и все наши суждения об объективных причинно-следственных
связях. Из того, что одно явление устойчиво
(неизменно) предшествует другому, нельзя
выводить будто предшествующее явление
порождает другое. Нам в ощущениях дано
лишь следование явлений друг за другом,
а порождают ли они одно другое - это нам
выяснить не дано, это не для науки. Д. Юм
не допускает в науку не только суждения
о материи, но и суждения о боге. Он допускает
причиной порядка, гармонии в мире нечто
подобное разуму, лежащему в основе мира,
но он отвергает при этом и традиционное
учение о боге, и отмечает, в частности,
дурное влияние религии на нравственность
и гражданскую.
II.Свобода и ответственность личности
Особое место этой эпохи, охватывающей
конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных
ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения».
Просвещение - необходимая ступень в культурном
развитии любой страны, расстающейся с
феодальным образом жизни. Просвещение
в основах своих демократично, это культура
для народа. Главную свою задачу оно видит
в воспитании и образовании, в приобщении
к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная
культурно-историческая эпоха. Просвещение
сформировало свой идеал и стремилось
сопоставить его с действительностью,
осуществить как можно скорее и как можно
полнее на практике.
Выдвинув идею формирования личности,
просветители показали, что человек обладает
разумом, духовной и физической силой
Люди приходят в мир равными, со своими
потребностями, интересами, удовлетворение
которых - в установлении разумных и справедливых
форм человеческого общежития. Умы просветителей
волнует идея равенства, что только перед
Богом, но и перед законами, перед другими
людьми. Идея равенства всех людей перед
законом, перед человечеством - первый
характерный признак эпохи Просвещения.
Избавление от всех социальных неурядиц
просветители видели в распространении
знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения
победу одержал рационализм, развившийся
в западноевропейской мысли еще в Средние
века.
Возрожденческий идеал свободной личности
приобретает атрибут всеобщности и ответственности:
человек Просвещения думает не только
о
себе, но и о других,
о своем месте в обществе. В
центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства.
Просветители верили в возможность построения
гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической
и духовной жизни Европы, связанные с зарождением
и становлением буржуазных экономических
отношений обусловили основные доминанты
культуры XVIII в.
В основных чертах политическая программа
Английского Просвещения была сформулирована
философом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное
его сочинение - «Опыт о человеческом разумении»
(1690) - содержало позитивную программу,
воспринятую не только английскими, но
и французскими просветителями. К неотчуждаемым
правам человека, согласно Локку, принадлежат
три основных права: на жизнь, свободу
и собственность. Право на собственность
у Локка тесно связано с высокой оценкой
человеческого труда Он был убежден в
том, что собственность каждого человека
есть результат его труда. Правовое равенство
индивидов - необходимый результат принятия
трех неотчуждаемых прав.
Как и большинство просветителей, Локк
исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных
индивидов и их частных интересов. Правопорядок
должен обеспечить возможность получения
выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались
также свобода и частный интерес всех
остальных. Локк подчеркивал: мы рождаемся
на свет с такими способностями и силами,
в которых заложена возможность освоить
почти любую вещь и которые, во всяком
случае, могут повести нас дальше того,
что мы можем себе представить, но только
упражнение этих сил может сообщить нам
уменье и искусство в чем-либо и вести
нас к совершенству. Выдвинув идею формирования
личности, просветители показали, что
человек обладает разумом, духовной и
физической силой. Люди приходят в мир
равными, со
своими потребностями,
интересами, удовлетворение которых -
в установлении разумных и справедливых форм человеческого
общежития. Умы просветителей волнует
идея равенства: не только перед богом,
но и перед законами, перед другими людьми.
Идея равенства всех людей перед законом,
перед человечеством - первый характерный
признак эпохи Просвещения.
Возрожденческий идеал свободной личности
приобретает атрибут всеобщности. И ответственности:
человек Просвещения думает не только
о себе, но и о других, о своем месте в обществе.
В центре внимания просветителей - проблема
наилучшего общественного устройства.
Как течение общественной мысли Просвещение
представляло собой некое единство. Заключалось
оно в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях и предпочтениях. Это прежде
всего цели и идеалы Просвещения, такие,
как свобода, благосостояние и счастье
людей, мир, ненасилие, веротерпимость
и др., а также знаменитое вольнодумство,
критическое отношение к авторитетам
всякого рода, неприятие догм, в том числе
церковных Г. А. Юлдашева.
Заключение
XVII и XVIII века - это время особых исторических
изменений в странах Западной Европы.
В этот период наблюдается становление
и развитие промышленного производства.
Уже в XVII веке многие полагают, что «знание
- сила» (Ф. Бэкон), что именно «практическая
философия» (конкретно-научное знание)
поможет нам с пользой для нас овладеть
природой и стать «господами и хозяевами»
этой природы (Р. Декарт). В
XVIII веке еще более
закрепляется безграничная
Многие мыслители XVIII века уверенно
стали объявлять, что первой и главной
обязанностью любого «истинного друга
прогресса и человечества» является «просветление
умов», просвещение людей, приобщение
их ко всем важнейшим достижениям науки
и искусства. Первой в эпоху Просвещения
вступает Англия. Для английских просветителей
(Д. Локк, Д. Толанд, М. Тиндаль и др.) была
характерна борьба с традиционным религиозным
мировосприятием, которое объективно
сдерживало свободное развитие наук о
природе, о человеке и обществе. Идейной
формой свободомыслия в Европе с первых
десятилетий XVIII века становится деизм.
Английское просвещение было
просвещением для избранных, носило аристократический
характер. В отличие от него французское
просвещение ориентировано не на аристократическую
элиту, а на широкие круги городского общества.
Именно во Франции в русле этого демократического
просвещения зарождается идея создания
«Энциклопедии, или толкового словаря
наук, искусств и ремесел».Философия для
Х.Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая
научное объяснение мира и построение
системы знаний о нем. Он доказывал практическую
полезность научных знаний.
Список использованных
источников
1. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. Москва, Просвещение, 1980.
2. Богута И.И. История философии,
изд-во Мысль. М.,1995.
3. Верцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. М:Рослитиздат,
1958.
4. Вольтер. Философские сочинения. Москва,
Наука, 1989.
5. Дидро Д. Собрание сочинений. М ,1926.
6. История философии в 3-х томах. Под ред.
Г.Ф.Александрова, Б.Э.Биховского,
М.Б.Митина, П.Ф.Юдина. АН СССР, Институт
философии. М:Политиздат,