Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:17, реферат
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране - в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию - Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.
Введение
Тема данной контрольной работы – мир
исламской культуры. Самой поздней по
времени возникновения мировой религией
является ислам, или мусульманство.
Актуальность темы обусловлена следующим фактором - исламские общины имеют значительное влияние в нашей стране - в России, а также в среднеазиатских странах СНГ. Районы традиционного распространения ислама в России охватывают значительную территорию - Северный Кавказ, Поволжье. Также преимущественно ислам исповедуют в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, ирано-язычные - в подавляющем большинстве.
1. Возникновение ислама
Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было преимущественно скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. В городе Мекке, религиозном центре языческих племен Аравии, на главной площади стоял храм кубической формы Кааба (араб, “куб”), в наружной стене которого находилась ниша с Черным камнем. Вокруг этого камня многие арабские племена поставили скульптурные изображения богов своих родов и племен. Их насчитывалось более 300. Каждый год в одно и то же время еще до ислама арабы совершали паломничество к священному камню и своим богам. Традиция требовала, чтобы на этот период все распри, войны или кровная месть были прекращены. Уже тогда среди родовых богов упоминается имя Аллаха (араб. аль-Илах). Но как такового единства не было.
Один проповедник (ханиф)
из племени курейшитов, выходец из обедневшей
купеческой семьи, которого легенды часто
рисовали как пастуха, Мухаммед из Мекки
(ок. 570—632) нашел путь к единобожию. Проповедуя
веру в единого бога Аллаха, он одновременно
призывал к уничтожению идолов в Каабе,
за что подвергся преследованиям и вынужден
был бежать в город Ятрибу, где родилась
его мать. Позже этот город в честь Мухаммеда
переименуют в Медину, т. е. “город пророка”.
С этого времени (с 622 года) мусульмане
ведут свое летоисчисление. Гробница Мухаммеда
в Медине — второе (после Каабы) место
паломничества мусульман. [2]
Путем уговоров и силой оружия аравийские
племена одно за другим обращались в ислам,
и к концу 630 года большая часть Аравии
признала власть Мухаммеда. После смерти
Мухаммеда новое государство, имевшее
в своей основе, как политические, так
и религиозные принципы, стало называться
Арабским халифатом. Все последующие завоевания
под зелеными знаменами ислама велись
с его позиций. Мусульмане считали, что
существует как бы три территории: территория правоверных
(мусульман), территория неверных (тех,
кто не проповедует единобожия) и некая
третья территория, на которой обитают
носители других монотеистических взглядов,
но не мусульмане (например, христиане).
С последними, можно поддерживать сравнительно
мирные отношения, но неверных следует
либо обращать в исламскую религию, либо
убивать.
Так осуществлялась экспансия ислама на самые обширные территории.
2. Сущность мусульманского вероучения
2.1 Ислам
Ученые признают, что ислам возник из соединения
элементов иудейства, христианства.
Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха (вера
в которого составляет суть исламского
культа), всемогущего и непостижимого
для человека. Для того чтобы рассказать
человечеству правду о Боге и мире, были
выбраны специальные люди — пророки, последним
из которых и был Мухаммед. Другими, более
ранними пророками были Адам, Ной, Авраам,
Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос
и др., чьи учения были затем во многом
искажены их последователями, за исключением,
разумеется, оставшегося истинным учения
Мухаммеда. Таким образом, ислам выделяет
христиан и иудеев из числа людей, исповедующих
другую религию, считая их «людьми писания».
Мир, согласно исламу, был создан за шесть
дней: Аллах сказал: «Будь», и появились
небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом
из земли: вылепив оболочку человека из
глины, Аллах вдохнул в человека «свой
дух» — жизнь. Таким образом, человек состоит
из двух сущностей — телесной и духовной.
Мусульмане верят, что после смерти человека
ждет божественное возмездие – всеобщий
божий суд. Посмертная участь человека
будет зависеть от того, как он вел себя
при жизни, от соотношения в ней плохих
и хороших поступков, которые он совершил.
Подсчитать это совсем несложно: ведь
на каждого человека ангелы заводят специальный
свиток, куда заносят все его деяния. В
день Страшного суда каждый получит по
заслугам и попадет либо в рай, либо в ад.
Судьба человека и его смертный час, говорят
мусульмане, заранее записаны в Книге Судеб.
Отношение арабов к судьбе отражено в
старинной пословице: «Всем назначен день
смерти». Под судьбой они издавна понимали
предопределенную участь, непреодолимый
и неизменяемый ход времени. Ислам развил
и усилил этот подход — на судьбу стали
смотреть как на проявление воли единого
и всесильного бога.
Уже в VII в. возникли следующие направления
в исламе, существующие и поныне:
- Хараждиты утверждали,
что главой религиозной общины мог быть
любой правоверный мусульманин, избранный
данной общиной.
- Согласно концепции суннитов1, между
религиозной общиной и будущим главой
государства - халифом - должен быть заключен
особый договор, а сам халиф должен удовлетворять
следующим условиям, иметь звание богослова-законоведа
высшего ранга, быть родом из племени курейшитов
(к этому племени принадлежал и сам Мухаммед),
быть справедливым, мудрым, здоровым и
заботиться о своих подданных.
- Шииты полагали,
что государственная и религиозная власть
имеет божественную природу и поэтому
может переходить по наследству только
к прямым наследникам Мухаммеда. (Шииты
не признают суннитских халифов)
На рубеже VII—VIII вв. в исламе сложилось
еще одно течение — суфизм, которое
окончательно оформилось к XII в. его последователей
называли факирами, или дервишами. Они
осуждали богатство, провозглашали культ
бедности и самоотречения для спасения
души и слияния с богом и разработали учение
о постепенном познании бога и слиянии
с ним через мистическую любовь и интуитивные
божественные озарения. [4]
2.2 Коран
Основные положения ислама изложены в
главной священной книге мусульман — Коране (от араб.
куран — чтение). Основу его составляют
заповеди, проповеди, обрядовые и юридические
установления, молитвы, назидательные
рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные
им в Медине и Мекке, записанные его помощниками
(известно, что пророк не умел ни читать,
ни писать, и его речи-откровения первоначально
записывались его сподвижниками даже
на пальмовых листьях и камнях). Ученики
Мухаммеда также выучивали их наизусть
и декламировали наподобие старинной
арабской поэзии. Коран написан рифмованной
прозой и ритмическими предложениями,
арабисты cчитают рифму изысканной, а ритм
— четким.
Все изречения, в которых говорящим лицом
является не Мухаммед, а Аллах, относят
к числу откровений,
все прочие — к числу преданий. Полный
текст Корана был собран уже после смерти
Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при
халифе Османе, который был сподвижником
и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен
каноническим. Вскоре были составлены
и комментарии к Корану.
В Средние века было немало людей, которые
знали Коран наизусть. Коран было запрещено
переводить с арабского на другие языки,
и именно на Коране было основано обучение
арабскому языку. Исламизация предполагала
непременное чтение и знание этой великой
книги, что приводило к распространению
арабского языка. Арабизация в
Средние века была одним из важнейших
элементов создания мусульманской культуры.*
Для более чем миллиарда
мусульман Коран — священная книга, требующая
к себе особого отношения: его запрещается
брать в руки, не будучи в состоянии ритуальной
чистоты, класть на пол, в грязные места,
считается порицаемым также ставить его
ниже других книг и разговаривать во время
его чтения.
Обязанности мусульманина перед Кораном:
По шариату, мусульманин несет следующие
обязанности перед Кораном:
1. Верить в то, что Благородный Коран является
Словом Всевышнего Аллаха и учиться читать
его в соответствии с правилами произношения
(таджвида).
2. Брать Коран в руки лишь в состоянии
омовения и перед чтением произносить:
«А’узу би-л-Лахи мин аш-шайтани-р-раджим!»
(«прибегаю к защите Аллаха от зла, исходящего
от Сатаны, гонимого камнями»), «Би-сми
л-Лахи р-Рахмани р-Рахим!» («Во имя Аллаха,
Милостивого, Милосердного!») При чтении
Корана надо по возможности обратиться
в сторону Каабы и выказывать предельное
уважение и при чтении, и при слушании
его текстов.
3. Коран необходимо читать в чистых местах.
Нельзя читать Коран возле людей, занятых
другими делами или рядом с прохожими.
4. Держать Коран на высоких (полках) и чистых
местах. Нельзя держать Коран на низких
полках и нельзя класть на пол.
5. Строго следовать (насколько хватает
сил) всем Предписаниям, указанным в Коране.
Всю свою жизнь строить в соответствии
с нравственными принципами Священного
Корана. *
В Коране существуют различного рода запреты.
Например, на употребление вина и некоторых
продуктов питания, на украшение дома
картинами и скульптурами, изображающими
людей или животных, и т.д. Особенно оговариваются
в Коране запреты на вступление в брак
с иноверцами.
Так же выделяются общечеловеческие ценности.
Например, запрещено самоубийство, поощряются
гостеприимство и помощь беднякам, Коран
призывает объединяться для благих дел,
а не для вражды. Все время акцент делается
на том, что форма выражения чувств людей
друг к другу и по отношению к вере, Аллаху
должна совпадать с внутренним состоянием.
Особенно детально разработана бытовая
этика. Вот некоторые из ее норм. Перед
едой и после нее обязательно моют руки.
Во время трапезы хозяин первым приступает
к еде и заканчивает последним. Все приборы,
еда и прочее передаются только правой
рукой: левая считается нечистой, поскольку
ею совершаются омовения всех частей тела.
Можно есть руками, но пищу нужно брать
тремя (или больше) пальцами, но никак не
двумя. Облизывать пальцы можно, а обгладывать
кости нельзя. Перед едой обязательно
произнесение басмали (благословения): «Бисимиллахи-р-рахмани-р-
Первым подается хлеб. Лепешки, лаваш нельзя
резать ножом — надо ломать руками. Запрещено
пить вино, играть в азартные игры. Нельзя
есть свинину. Если хлеб упал на землю,
его надо обязательно поднять и отдать
птицам или животным. Гостеприимство свято.
Если умер человек, его надо похоронить
в течение суток. Особое отношение должно
быть у мусульман к вопросам веры. Коран
говорит: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь
к молитве, когда вы пьяны, пока не будете
понимать, что вы говорите, или оскверненными
– кроме как, будучи путешественниками
в дороге – пока не омоетесь. А если вы
больны или в путешествии, или кто-нибудь
из вас пришел из нужника, или вы прикасались
к женщинам и не нашли воды, то омывайтесь
чистым песком и обтирайте ваши лица и
руки. Поистине, Аллах извиняющий и прощающий»
[1]
Кроме Корана, важными источниками знаний,
норм – самых разнообразных, в арабской
культуре считается Сунна и Шариат. Сунна
(образ жизни, поведения) – это сборник
легенд и религиозных преданий о пророке
Мухаммеде. Это источник, поясняющий и
дополняющий Коран, служащий основой мусульманского
вероучения, обрядов. Шариат – свод законов,
включающий широкий круг правовых норм,
хотя в данной культуре политическая и
религиозная сферы разделены достаточно
условно. Вместе Коран, Сунны, Шариат образуют
довольно четкую систему религиозных,
нравственных, правовых норм и требований,
регулирующих и в какой-то степени определяющих
сознание, быт и жизнь мусульманина от
рождения до смерти. [3]
2.3Мусульманские
праздники
В мусульманском религиозном календаре
праздничных дат немного. В период становления
ислама Пророк Мухаммад запретил своим
последователям праздновать немусульманские
праздники и принимать в них участие, так
как, участвуя в религиозном празднике,
человек тем самым присоединяется к обряду
той религии, которая его устраивает и
проводит.
Согласно преданию, верующие явились к
Мухаммеду и сказали, что живущие в Медине
евреи празднуют свой праздник, и спросили,
можно ли мусульманам присоединиться
к ним. Пророк однозначно запретил им это,
сказав, что Аллах определит для мусульман
праздники лучше, и именно они будут угодны
Богу. Так мусульманам были даны два великих
праздника: Ид уль-адха (Курбан
байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан
байрам).
Остальные памятные дни изначально праздниками
не считались, и по их случаю не было никаких
торжеств. Однако практически сразу особое
место отведено таким дням, как джума (пятница),
день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения.
Они были определены как время усердного
поклонения Аллаху, а не как время для
торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые
в наше время, дни считались памятными
датами (начало нового года по хиджре (лунному
календарю), Маулид и т.д.), и долгое время
в исламе вообще никак не отмечались.
Если светский праздник - это причина или
же повод к беззаботной радости, веселому
время препровождению, то в мусульманском
понимании, праздник - это возможность
для каждого многократно умножить добрые
деяния, которые в Судный день будут сравнены
с плохими деяниями, это возможность перевешивания
чаши весов своих деяний в сторону добра.
Мусульманские праздники дают верующим
стимул для более усердного богослужения.
Поэтому в праздники, в священные дни и
ночи мусульмане совершают специальные
ритуальные намазы, читают Коран и молитвы,
стараются обрадовать родственников,
соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают
друг друга, раздают пожертвования, дарят
подарки, стараются ни в коем случае не
обижать никого.
Например, 6 ноября – 1-ый день
Рамадана (Начало Большого поста).
1-й день рамадана - это начало месячного
поста (саум) в течение священного месяца
рамадан. Большой пост в течение месяца
рамадан (по-перс. - рамазан) обязателен
для всех взрослых, здоровых, ритуально
чистых людей. Ритуальная чистота (тахара)
в исламе имеет очень большое значение,
тахара означает освобождение от всего
оскверняющего. Нарушившие случайно пост,
должны поститься после окончания месяца
рамадан в течение потерянных дней. Соблюдение
30-дневного поста в месяце рамадан связано
с упоминанием в Коране о том, что именно
в этот месяц Аллах через архангела Джабраила
ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения
Коран.
5 декабря - Ураза-байрам
(Ид аль-Фитр) - праздник разговения.
Исламский мир завершает священный месяц
поста Рамадан праздником разговения
Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Ураза-байрам
- праздник разговенья знаменует завершение
поста в месяце рамадан. Он называется
малым праздником в противоположность
большому празднику - празднику жертвоприношения.
В праздник разговенья дарят подарки,
обмениваются традиционными блюдами с
ближайшими соседями; очень важно в дни
праздника собрать вместе всех своих родственников
и не выпускать их из дома, так как считается,
что в Ид аль-фитр в дом приходят души умерших.
После торжественного богослужения верующие
посещаются усыпальницы местных святых,
кладбище - помянуть умерших. Семьи умерших
за последний год устраивают поминки с
приглашением муллы, родственников и близких.
22 февраля - Ид аль-курбан
- Праздник жертвоприношения. Ид аль-курбан
(Курбан-байрам, Ид-аль-Адха) - Праздник
жертвоприношения. Праздник жертвоприношения
является частью мусульманского обряда
паломничества в Мекку.
Для принесения жертвы мусульмане специально
откармливают выбранное животное. Иногда
мусульмане приготовленных к закланию
животных украшают всевозможными магическими
амулетами, разукрашивают яркой краской,
увешивают ожерельями и колокольчиками.
Близким, друзьям и родственникам в дни
праздника стараются сделать подарки.
В последующие после праздника дни обычно
наносят визиты к родным и близким знакомым,
так как посещение в дни праздника жертвоприношения
считается благословенным и желательным.
3. Культура
3.1 Наука
Как и вообще на Востоке, в исламской культуре
ценились мудрость и мудрецы. Многие халифы
покровительствовали ученым, чем немало
гордились.
Известный на Востоке среднеазиатский
ученый Мухаммед бен Муса
(787—ок. 850), прозванный аль-Хорезми
(т. е. родом из Хорезма), автор трактата
по арифметике и алгебре «Книга о восстановлении
и противопоставлении», ввел в мировую
культуру так называемые арабские цифры.
Впервые они появились в Индии, но через
работы Хорезми, переведенные в XII веке
на латинский язык, стали известны миру,
значительно облегчив математические
расчеты, затрудненные римской цифровой
системой.
Именно Хорезми впервые употребил в науке
понятие «алгебра» (от
арабского названия его трактатов «Китаб аль-джебр
валь мукабала»). От латинской транслитерации
имени ученого — algorithmi (Аль-горизми
— аль-Хорезми) произведен и термин «алгоритм».
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам,
математик и физик, автор знаменитых трудов
по оптике.
Надо отметить и еще одно удивительное
направление в развитии арабской науки
— алхимию (араб, «аль-кимия»
от греч. hernia «черная
магия»; heo — «лью»). Алхимией
занимались и до арабов, например, в Египте
в начале первого тысячелетия н. э. Как
и другие алхимики, арабы искали “философский
камень”, с помощью которого надеялись
получать золото из свинца и других металлов.
Однако при этом они открыли способ дистилляции,
и, пожалуй, первыми выделили из органических
продуктов спирт — алкоголь (араб, al-kohl «мельчайший
порошок»). [1]
Весьма высокий уровень у арабов имела
медицина, ее достижения в различных областях
длительное время питали европейскую
медицину. Один из первых знаменитых врачей
ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом
в мире ислама, многие его труды являются
настоящими медицинскими энциклопедиями.
Крупную энциклопедию в области медицины
представляет собой и «Канон медицины»
знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший
хирург арабского мира аз-Захрави поднял
хирургию до ранга самостоятельной науки,
его важнейший трактат «Ташриф» положил
начало иллюстрированным трудам по хирургии.
Он стал применять антисептические средства
при лечении ран и накожных повреждений,
изобрел нити для хирургических швов,
а также около 200 хирургических инструментов,
которые впоследствии использовались
хирургами, как в мусульманском, так и
в христианском мире. Другим знаменитым
пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар),
один из крупнейших арабских врачей Испании
(1094—1160). Он первым описал воспаление легких,
рак желудка и др.; его считают предвестником
экспериментальной медицины.
Арабским ученым мы обязаны также созданием
фармацевтики как признанной профессии,
фармакология стала самостоятельной наукой,
независимой от медицины, хотя и связанной
с нею. Они придавали огромное значение
химиотерапии, многие лекарственные травы
арабской фармакопеи до сих пор используются
в лечении: сенна, спорыш и др.
Арабское искусство врачевания знало
водотерапию, психотерапию и лечебную
диету. Следует обратить внимание на то,
что в арабском мире было построено много
госпиталей, в том числе и специальные
госпитали для психически больных; часто
эти госпитали были связаны с научными
3.2 Литература
В первые века ислама искусство рифмовать
становится в больших городах придворным
ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы.
В VIII—Х вв. были записаны многие произведения
доисламской арабской устной поэзии. Так,
в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни
доблести»), в которые вошли стихотворения
более 500 староарабских поэтов. В Х в. писателем,
ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани
была составлена многотомная антология
«Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая
произведения и биографии поэтов, а также
сведения о композиторах, исполнителях.
Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между
747 – 762 - между 813 – 815), виртуозно владеющий
формой стиха. Для него были характерны
ирония и ветреность, он воспевал любовь,
веселые пиры и подсмеивался над модным
тогда увлечением старыми стихами бедуинов.
В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый
сейчас на весь мир сборник арабских народных
сказок «Тысяча и одна ночь».
В основе их лежали переработанные сюжеты
персидских, индийских, греческих сказаний,
действие которых было перенесено в арабскую
придворную и городскую среду, а также
собственно арабские сказки. Это сказки
про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода
и др. Героями сказок были также принцессы,
султаны, купцы, горожане. Излюбленным
персонажем средневековой арабской литературы
был бедуин — дерзкий и осторожный, лукавый
и простодушный, хранитель чистой арабской
речи.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму
(1048—1122), персидскому поэту, ученому, его
стихи — философские, гедонические и вольнодумные рубай.
3.3 Архитектура. Искусство
Арабская архитектура развивалась на
основе переработки арабами прежде всего
греческих, римских и иранских художественных
традиций.
Наиболее известные памятники архитектуры
того времени мечеть Амра в Фустате
и соборная мечеть
в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был
построен знаменитый храм «Купол скалы»
в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным
мрамором. С VII—VIII вв. мечети имели прямоугольный
двор, окруженный галереями, многоколонный
молитвенный зал. Позднее появились монументальные
порталы на главном фасаде.
С Х в. здания начинают украшать изящными
растительными и геометрическими орнаментами,
в которые были включены стилизованные
надписи – арабская вязь.
Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был
построен по принципу бесконечного развития
и ритмического повторения узора
В исламе запрещалась скульптура, не одобрялись
изображения живых существ. В результате
живопись не получила в арабской культуре
значительного развития, ограничиваясь орнаментами.
С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том
числе книжной.
В целом изобразительное искусство ушло
в ковровость,
его характерными чертами стали цветистость
и узорчатость. Сочетание ярких красок,
однако, было всегда строго геометрично,
рассудочно и подчинено мусульманской
символике.
Арабы считали лучшим для глаз цветом
красный – это был цвет женщин, детей и
радости. Насколько был любим красный,
настолько был презираем серый. Белый,
черный и фиолетовый цвета трактовались
как цвета траура, отказа от радостей жизни.
Особенно выделялся в исламе зеленый цвет,
имевший исключительный престиж. В течение
многих веков он был запретен и для немусульман,
и для низших слоев приверженцев ислама.
[4]
Заключение
Несмотря на наличие разных направлений,
ислам в целом представляет собой достаточно
цельную религиозную систему. В силу своей
специфики ислам буквально с момента своего
возникновения оказался втянутым в постоянные
политические распри и разногласия.
Безусловная исключительность личности
пророка Мухаммеда явилась причиной того,
что провинциальное движение с идеологией,
близкой иудео-христианским сектам приобрело
глубоко оригинальные черты, духовную
и политическую мощь, сделавшую рождение
ислама одним из важнейших событий всемирной
истории.
Я надеюсь, что достаточно четко раскрыла
тему – мир исламской культуры. В данной
работе описала такие моменты, как возникновение
ислама, сущность мусульманского вероучения,
культура.
Несколько предварительных замечаний
В свое время мы учили в школе русский язык как свод незыблемых правил. Попавшим в языковые институты пришлось сразу же отбросить такое отношение: первое, что они узнали и в чем наглядно убедились, — это то, что язык — живой, развивающийся организм. Другие столкнулись с этим в ходе своей жизнедеятельности.
Аналогичная картина и с философскими направлениями — они также меняются, границы между ними условны, а гносеологические переклички и пересечения неизбежны.
Большую роль в усилении неопределенности играет и познавательная традиция: одного философа его комментаторы могут относить к разным направлениям, а одно и то же направление называть разными именами. Н. Бердяева относят и к русским религиозным: (философам, и к экзистенциалистам, и к персоналистам, а древнегреческую школу с наиболее известным представителем Фалесом называют то милетской, то ионийской. И это не какая-то небрежность. Тот же Бердяев занимался проблемами, входящими в круг всех трех указанных направлений.
Впрочем, сложности на этом не заканчиваются. Есть еще как минимум четыре:
В утешение любителям строгой однозначности можно напомнить, что правилами русского языка, преподанными нам в школе, мы успешно пользуемся до конца наших дней, хотя иногда и попадаем впросак. То же касается и философских направлений. В основном они довольно устоявшиеся и общепринятые. Но если вы увидите, например, герменевтика Шлейермахера среди немецких романтиков, а философского антрополога Тейяра де Шардена среди неотомистов — не удивляйтесь, а вспомните, о чем мы вас здесь предупредили.
Домифологическая стадия и мифология
Эти стадии закономерны для
истории познания мира человеком. Они
переходим между чисто
Потребность представления мира как целого заставляла человека уподоблять богов людям, а людей — богам. Более того, человек антропоморфизирует и природу, олицетворяет ее, делая таким образом ее себе подобной, а потому более понятной. Кроме того, осознание мира как целого невозможно без решения вопроса о его происхождении.
Но эти желания не были подкреплены ни практическими, ни теоретическими знаниями. Исходя из ограниченного опыта и страха перед непонятными явлениями природы, человек домысливал то, что он не знал, и таким образом создавал понятный ему и даже в какой-то мере управляемый (молитвы, жертвоприношения) Космос. Естественно, этот домышленный мир был неадекватен реальному, а необъяснимое и то, что было тогда выше понимания, превращалось в божественное.
Надо отметить еще два момента. В качестве нерасчлененного единого целого мифология включала в себя зачатки всех будущих форм духовности человечества: религии, философии, политики, искусства, в том числе литературного — сказки, легенды, предания, эпос. Мифология — прародительница всех форм современной духовности. Но и сам мифологический тип мышления на протяжении всей человеческой истории порождается ими. Гносеологическая причина этого — в невозможности для конечного человека достичь полного познания мира, перманентное сохранение непознанного, которое мифологизируется и современным сознанием в принципе так же, как и мифологическим.
Мифологизация действительности — это не только негативное антинаучное явление. Во-первых, в нынешних условиях она противостоит чрезмерной рационализации духовного мира человека, во-вторых, дополняя личную картину мира до целостной и непротиворечивой, придает человеку уверенность в себе, абсолютно необходимую для полноценного существования.
Античность
Досократики
Объединить многочисленные
древнегреческие школы и
Но в отличие от мифологии, досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями введением deus ex machina, т.е. отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма.
Одно из делений досократических школ может быть таким:
В этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора — число, у Левкиппа и Демокрита — атомы, у Гераклита — огонь и т.д.
Из этих школ резко выделяются софисты — своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.
Ранний эллинизм
Киники
Антисфен, Диоген и их последователи, по словам Вл. Соловьева, проповедовали верховенство природы и разума, единую сущность всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторически разделенных границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в непоколебимой доблести духа.
Отсюда — их осуждения правительства, частной собственности, института брака, рабства. Отсюда и презрение ко всяким условностям и приличиям — в манерах, одежде, пище. Их конструктивная программа формировалась «от противного»: мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него; блага жизни непрочны — поэтому не следует стремиться к ним. Моральная свобода заключается в освобождении от желаний. Поэтому идеал мудреца — опрощение и смирение.
Как известно на примере
жизни Диогена, киники делом доказывали
возможность реального
Гедонизм (эпикурейцы)
Эпикуреизм в обыденном мнении нередко отождествляют с наслаждением любой ценой, не принимая во внимание разумность и нравственность. Однако эти представления справедливы лишь в отношении вульгарных эпигонов этой античной философской школы.