Философские воззрения Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Философия Всеединства Владимира Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание

История философии – это дисциплинa, предметoм изучения кoтoрой являeтся прoцесс вoзникнoвения и рaзвития филoсoфскoгo знания. Истoрия филoсoфии представляет сoбoй теoретическую рекoнструкцию, интeрпрeтaцию и критическoе oсмысление этoгo знания, выявление внутренней связи и взаимooбусловленности его сoставляющих, представленных различными филoсoфскими течениями, направлениями и шкoлaми, а тaкже выявляет их сoциокультурную oбусловленнoсть.

Содержание

1. История философии. 2-5 стр.
2. Особенности русской религиозной философии: 6-7 стр.
2.1 Философия Всеединства В.Соловьева. 7-11 стр.
3. Философские воззрения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. 11- 19 стр.
4. Вывод. 19- 20 стр.
Словарь терминов. 20-27 стр.
Персоналии. 27- 39 стр.
Используемая литература. 41 стр.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по философии_ правленный.docx

— 173.62 Кб (Скачать документ)

История философии. 2008.

 

МАТЕРИАЛИЗМ

 (от лат. materialis — вещественный) — многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов.

1. Утверждение относительно  существования или реальности: только  материя существует или является  реальной; материя является изначальной  и фундаментальной составляющей  универсума; только данные в ощущениях  сущности и процессы реальны;  универсум не управляется неким  рассудком, целью или конечной  причиной; все строго причинно  обусловлено материальными (неодушевленными,  неумственными) процессами или  сущностями; умственные сущности, процессы  или события (хотя они и существуют) всегда причинно обусловлены  материальными сущностями, процессами  или событиями и сами по  себе не производят к.-л. каузального  воздействия (эпифеноменализм), ничто  сверхъестественное не существует (натурализм); ничто умственное не существует.

2. Утверждение относительно  познания существующего или реального:  все объяснимо в терминах материи,  находящейся в движении, или материи  и энергии, или, наконец, просто  материи (в зависимости от того, как понимается материя); все качественные  различия сводимы к количественным  различиям; только объекты, доступные  научному исследованию, являются  физическими или материальными  (т.е. доступными для всех, управляемыми, не-умственными, естественными или  чувственно воспринимаемыми).

3. Утверждение о ценностях:  здоровье, телесное удовлетворение, чувственные удовольствия и им  подобные вещи являются той  единственной или высшей ценностью,  к которой может стремиться  или которой способен достичь  человек. 

4. Утверждение об объяснении  человеческой истории: человеческие  действия и культурные изменения  детерминируются исключительно  или по преимуществу экономическими  факторами (экономический детерминизм  или близкие ему позиции)

Философия: Энциклопедический  словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией  А.А. Ивина. 2004.

 

АТЕИЗМ

(греч. atheos — отрицание  бога: а — отрицательная приставка, theos — бог) — безбожие, мировоззрение,  отвергающее религию, т.е. веру  в существование сверхъестественного  мира (богов, духов, бессмертия  души и т.д.). Поскольку существует  множество различных религиозных  доктрин (язычество, христианство, индуизм и т.п.), то и отрицание  их принимает неодинаковые формы.  Так, в европейской культуре  под А. обычно понимается отрицание  существования личного Бога, теизма, т.е. иудаизма, христианства и  ислама, в свою очередь выступающих  в различных вариантах: монотеизм,  пантеизм, деизм, суфизм и др. В  разнообразных историко-культурных  контекстах под А. может подразумеваться  религиозное свободомыслие, порывающее  с представлениями о Боге, предписываемыми  господствующей церковью, религиозный  агностицизм: сомнение в возможности  познания Бога — даже если  признается его существование,  наконец, А. в собственном смысле  слова — категорическое отрицание  его бытия. Поскольку исторические  религии обычно представлены  особыми социальными ин-тами, связанными  с властными структурами, то  критическое отношение к ним  во многом определялось социально-политическими  мотивами.

Философия: Энциклопедический  словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией  А.А. Ивина. 2004.

 

ЛЖЕХРИСТИАНСТВО

Псевдохристианские религиозные  организации 

Некоторые религиозные организации  характеризовались как «псевдохристианские» или «лжехристианство и псевдорелигия. Российский исследователь … 

65 КБ (5019 слов) - 00:08, 31 января 2012

Лже-Христос 

Лжемессия | Антихрист Лже-Христо́с. (ψευδόχριστος. мн. ч. лжехристы́) —  в христианской эсхатологии человек, выдающий себя за Мессию — Иисуса …

Википедия.

 

ИДЕАЛИЗМ

(от греч. idea — образ,  идея) — филос. система или  доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное, телесное, чувственное, безоценочное, фактическое и механистическое, то И. делает ударение на внепространственном, нетелесном, сверхчувственном, нормативном или оценочном, телеологическом.

Поскольку для термина  «И.» характерны как многозначность, так и неясность и неточность, его употребление оправдано, как  правило, лишь в тех случаях, когда  уточняется конкретная форма И., напр., И. Платона, гегелевский И., объективный  И., моральный И. и т.п.

Термин начал использоваться в кон. 17 в., во-первых, применительно  к теории идей в учении Платона  и в христианском теизме и, во-вторых, для обозначения эпистемологической доктрины Р. Декарта и Дж. Локка, согласно которой «идеи» как непосредственные объекты, с которыми имеет дело человек, являются субъективными. Уже в нач. 18 в. термин «И.» стал использоваться для обозначения позиции, согласно которой внешний мир представляет собой только отпечаток человеческого  ума. Популяризации термина способствовал  И. Кант, назвавший свою теорию познания «критическим, или трансцендентальным, идеализмом».

Философский энциклопедический  словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

 

МИФОЛОГЕ́МА,                                                                                                                    конкретно-образный, символич. способ изображения реальности, необходимый в тех случаях, когда она не укладывается в рамки формально-логич. и абстрактного изображения. Мн. аспекты учения о Боге как Творце, Промыслителе и Спасителе даны в Библии в форме М. (см. ст. Миф и Библия).                                                                                     Яндекс.Словари›Библиологический словарь.

ОНТОЛОГИЯ

 учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда О. отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.

Бытие — последнее, о чем  допустимо спрашивать, но оно не может быть определено традиционным образом. В любой проблеме, особенно это касается понятий духа, сознания, материи, есть что-то последнее, что  само не может быть определено. Бытие  — это чистое существование, не имеющее  причины, оно — причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это  действительность как таковая. Поскольку  бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия — попытка приобщиться  к истинному существованию, обретение  самобытности, свободы.

Термин «О.» стал употребляться  в философии X. Вольфа — предшественника  И. Канта.

Философия: Энциклопедический  словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией  А.А. Ивина. 2004.

 

ГНОСЕОЛОГИЯ

(от греч. gnosis – познание  и logos – учение)

учение о познании; по Н. Гартману, метафизическая составная  часть теории познания наряду с логической и психологической. Гносеологический – относящийся к процессу познания.

Философский энциклопедический  словарь. 2010.

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Википедия.

ДЕМИУРГ

(др.-греч. δημιουργός —  «мастер, ремесленник, творец»  от др.-греч. δῆμος — «народ» и ἔργον — «дело, ремесло, промысел») — изначально — название класса ремесленников в античном греческом обществе. Впоследствии словом демиург, за редким исключением, стали обозначать Бога-творца, создателя мира. Первым в таком значении его использовал Платон.

 

В космологических системах гностиков демиург - подчиненный  верховному Божеству творец из материи  видимого мира и чувственной души.

Малый энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907

 

ТЕУРГИЯ

(греч. theoyrgia — художественное  деяние; сакральный ритуал, мистерия) Одна из значимых и самобытных  категорий эстетики русского  символизма. В древности Т. обозначалось  сакрально-мистериальное общение  с миром богов в процессе  особых ритуальных действ. Вл. Соловьев  осмыслил Т. как древнее «субстанциальное  единство творчества, поглощенного  мистикой», суть которого состояла  в единении земного и небесного  начал в сакральном творчестве. Особо он выделил современный  этап Т., который обозначил как  «свободная теургия» или «цельное  творчество». Его сущность он  усматривал в сознательном мистическом  «общении с высшим миром путем  внутренней творческой деятельности»,  которая основывалась на органическом единстве главных составляющих творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества». Это понимание теургии нашло активный отклик как в среде символистов, так и у большинства русских религиозных мыслителей начала XX в. (представителей неоправославия, прежде всего). Вяч. Иванов особо акцентировал внимание на мысли Вл. Соловьева о том, что искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003.

 

ИСТОРИОСОФИЯ

Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях  и духовно нравственном смысле исторического  процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий.

Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании  общих законов исторического  развития, непосредственно связанный  с предметом философии истории  в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид  Гердер в работе «Идеи к философии  истории человечества» (1784).

Википедия.

 

КВИНТЭССЕНЦИЯ

(от лат. quinta essentia — пятая  сущность, перевод греч. ), в антич.  философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной  тверди или светил), учение о  котором впервые было разработано  в платоновской Академии (см. «Тимей»  55 с, где корпускулы К. обладают  формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию  пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круго-вращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса—Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир,— субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырёх элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделённых свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения — пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах — двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворённости мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа — космич. бога.

Философский энциклопедический  словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

 

УТИЛИТАРИЗМ

(от греч. utilitas польза, выгода)

точка зрения пользы; этическое  направление, считающее, что целью  человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие, независимо от того, идет ли речь об индивиде или  об обществе. Происхождение нравственных норм утилитаризм выводит, по крайней  мере частично, из соображений пользы. Основателем утилитаризма как псевдоэтической  системы, построенной на отождествлении добра и пользы, был Иеремия  Бентам, который считал, что 4 возможно большее число людей должно стремиться к возможно большему счастью», что, способствуя благу общества, мы тем  самым одновременно способствуем своему собственному (см. Эвдемонизм). Как основатель утилитаризма, так и др. более  поздние его представители были преимущественно англичанами: Джон Стюарт Милль, Зидвик  и др.

Философский энциклопедический  словарь. 2010.

 

ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

философское направление, которое  ограничивается познанием возможного опыта, а опыт считает возможным  лишь внутри сознания, превращает бытие  в сознанное бытие (сознание) и  не выходит за пределы сознанного бытия. Представители имманентной  философии – нем. философ Шуппе (на рус. яз. см.: Шуппе. Имманентная философия, 1912), Циен, ЭттингерРейхман, итал. философ Палумбо и др. К этой точке зрения склоняется также позитивизм.

Информация о работе Философские воззрения Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого. Философия Всеединства Владимира Соловьёва