Философские взгляды Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:57, контрольная работа

Описание

История философии древней Греции является историей возникновения и развития стихийной диалектики: борьбы материализма против идеализма, науки против религии.
Наиболее полно материализм, связанный с диалектическим взглядом на природу, был развит в V веке до нашей эры Гераклитом Эфесским.
Философское учение Гераклита - одно из лучших достижений древнегреческой культуры, в котором он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики, против идеалистических и антидиалектических течений.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………… 3

1. Учение о сущем: логос как единство и борьба противоположностей……………………………………..… 4

2. Учение о всеобщем течении и изменении………………..... 10

Заключение ………………………………………………………………… 16

Работа состоит из  1 файл

Алёна Гераклит.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: “Философия” 

Тема: “Философские взгляды Гераклита” 
 

  Выполнил:
   
   
   
Проверил:  
   
   
   
   
 
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

2009 
 
 

  СОДЕРЖАНИЕ  
     
Введение ………………………………………………………………… 3
     
1. Учение о  сущем: логос как единство и борьба противоположностей……………………………………..… 4
     
2. Учение о  всеобщем течении и изменении………………..... 10
     
Заключение ………………………………………………………………… 16
     
  Список литературы………………………………………….. 17
Введение

    История философии древней Греции является историей возникновения и развития стихийной диалектики: борьбы материализма против идеализма, науки против религии.

    Наиболее  полно материализм, связанный с  диалектическим взглядом на природу, был  развит в V веке до нашей эры Гераклитом Эфесским.

    Философское учение Гераклита - одно из лучших достижений древнегреческой культуры, в котором он выступил в защиту ионийского материализма и стихийной диалектики, против идеалистических и антидиалектических течений.

    Целью настоящей работы является анализ философских взглядов  Гераклита, причём акцент делается на его учении о логосе, так как идея логоса составляет центральную часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях.

    Философия Гераклита является вершиной стихийного диалектического понимания мира, И хотя, речь идёт не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики; некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

    Именно идеи Гераклита о диалектическом  единстве гармонии и борьбы противоположностей, о противоречивой природе всех вещей, впервые очень близко подошли к формулировке диалектического закона единства (гармонии) и борьбы противоположностей и сохранили свою актуальность по сегодняшний день, что обусловило выбор темы настоящей работы.

    Для выполнения  настоящей работы были изучены фрагменты работ Гераклита как основной источник его идей, а также специальная и учебная литература. 

  1. Учение  о сущем: логос как единство и борьба противоположностей

    Обратимся непосредственно к рассмотрению философских взглядов Гераклита и начнём с его учения о сущем (логосе), с его онтологии.

    Стиль изложения Гераклита связан с  содержанием развиваемого им учения. Соединяя в одном предложении  противоположные образы и понятия, он стремился выразить разгаданную  им противоречивую сущность бытия и всех вещей.

    Греческий термин “логос”, впервые использованный Гераклитом в качестве одного из основных философских понятий и ставший популярным во всей античной философии, имеет очень много значений и непереводим на другие языки.

    Смысл термина “логос” менялся в зависимости от контекста. Он мог означать и нечто объективно существующее, согласно которому “всё совершается”, и субъективное “слово”, “мысль” или теоретическое “высказывание” самого Гераклита, адекватное объективному “логосу”.

      В некоторых других случаях логос - это “всеобщее” (всеобщая истина или всеобщий порядок), которому необходимо следовать, а также божественный закон, на который необходимо опираться. Складывается впечатление, что у Гераклита слова “война” или “борьба”, “гармония” (связь, единство), “мера” являются синонимами слова “логос”. “Логос” употреблён им также в смысле “славы”, “учения”, “души”.1

    Многозначность  термина “логос”, понимание которого во фрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. 2

    Важным  звеном в философской системе  Гераклита, соединяющим его онтологию  с гносеологией, является учение о  логосе, душе и боге. В представлении  эфесского мудреца, жизнь мира подчинена известной закономерности, которую он именует логосом. Эта закономерность имманентно присуща материи, стало быть, существует от века, раньше даже образования земли (например, фр. В 31, где говорится о превращениях огня и, в частности, образовании моря, “согласно тому же логосу, который был раньше, чем возникла земля”). Закономерность эта проникает весь космос, включая и населяющих этот мир людей (фр. В 2 — “логос присущ всем”), и определяет его развитие (фр. В 72 — “логос, который всем управляет”). 1

      Своею главной заслугой философ считает именно постижение этой общей закономерности, которой большинство людей не желает замечать, несмотря на то, что с проявлениями её они сталкиваются на каждом шагу.

    Логос Гераклита являет собою мистически понятую или, по крайней мере, так выраженную объективную категорию. С представлением о логосе смыкается у него, представление о душе, где мистический момент определённо довлеет над реальностью. “Душам смерть — воде рожденье, воде смерть — земле рожденье; из земли ведь вода рождается, а из воды — душа” (фр. В 36). 2

    Главное, однако, в учении Гераклита о душе состоит в установлении связи  между душою человека и общим  логосом. Согласно Гераклиту, душа сопричастна  логосу, и этим объясняются неисчерпаемые  потенциальные возможности человеческого разума.

    Отношение Гераклита к теме божественного  непоследовательно. Так, он критикует  и отвергает исполненные грубого  суеверия представления и граничащие с первобытной магией обряды народной религии.

    Отдавая дань традиционному, вскормленному мифологией образному мышлению, эфесский философ сохраняет в своей системе бога для инообозначения как проникающей мир объективной закономерности, так и её отражения в сознании человека: “Божество: день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод... Оно изменяется, подобно [огню], когда он смешивается с курениями и обозначается именем того удовольствия, которое каждый от него получает” (фр. В 67). 1

    В одном из высказываний Гераклита  “логос” означает единство всего. Так, день и ночь, добро и зло – не одно и то же, и это известно всякому. А вот то, что день и ночь, добро и зло как все противоположности составляют единое целое – мало кому известно. Такие противоположности, следуя друг за другом, создают цикличность, повторяемость, определённую периодичность, что определяется единством, согласованностью, гармонией противоположностей, т.е. “всеобщим логосом”. 2

    Всё существующее, по Гераклиту, постоянно  переходит из одного состояния в  другое, так он развивает материалистическую диалектику, учение о развитии через противоречие. Правда, в его учении имеются элементы идеализма и метафизики; он не является последовательным диалектиком-материалистом.

    У Гераклита противоположности совпадают, т.е. тождественны, но они не совпадают  абсолютно, а предполагают друг друга, немыслимы друг без друга и могут быть познаны и раскрыты не иначе как через их противоположности. Тождество противоположностей носит относительный характер. Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех свойств вещей.  Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное, а качество относительное (так как переходит в свою противоположность).

    Едино не только бытие в целом. Едина каждая вещь. Поскольку каждая вещь есть единое целое, состоящее из противоположностей, она представляет состояние их борьбы, в результате которой и происходит переход в противоположное состояние.

    Развитие  природы, согласно взглядам Гераклита, обусловлено борьбой противоположностей.

    Космос  есть прекраснейшая, абсолютная гармония, но она не исключает, а, напротив предполагает противоположности. Гераклитовский Дике, или всеобщий миропорядок, представляет собой единство противоположностей, в котором периодически в известных пределах берёт верх то одна, то другая из противоположностей. 1

    Вещи  порождают друг друга, изменяются, уничтожаются, обращаются в свою прямую противоположность  благодаря развитию в них реальных противоречий. Каждая вещь в своём развитии на основе противоречий порождает своё собственное отрицание.

    “Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны: жизнь одних есть смерть других, и смерть одних есть жизнь других” (фр. 62). 2

    Так, Гераклит подходит к формулировке первого  закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей.

    Борьба  противоположностей, составляя суть жизненного процесса, является, таким  образом, стержнем существования, она  оказывается той гармонией, которой  держится целое: “Противоречивость сближает, разнообразие порождает прекраснейшую гармонию, и всё через распрю создается” (фр. В 8). Можно только пожалеть, сетует философ, тех, кто не понимает этой очевидной истины: ”Не понимают, как расходящееся с самим с собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры” (фр. В 51). 3

    Венчает всю эту диалектическую конструкцию  закономерное в этой связи убеждение  в относительности всего сущего: “Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим” (фр. В 82). Но и человеку, продолжает философ, гордиться особенно нечем: “Мудрейший из людей — обезьяна перед богом как по мудрости, так и по виду, да и во всём другом” (фр. В 83). 1

      Эти высказывания релятивистского  характера подводят нас уже  к другой теме — о шкале  ценностей, усвоенной и проповедуемой Гераклитом.

    Гераклит  одним из первых античных философов  поднимал вопрос о познании. Полное знание о природе вещей может  дать только мышление, и хотя большинству  людей не дано познать “всеобщего логоса”, “всем людям дано познавать самих себя и быть разумными”.2

    Единство  противоположностей есть гармония в  двух её формах: как относительное  преобладание одной из сторон противоположности  над другой (например, преобладание тёплого над холодным или, наоборот, холодного над тёплым)  и как напряжённое равновесие “расходящихся противоположностей”. И та и другая формы гармонии, обусловливая существование вещей, придают им определённость, устойчивость и прочность. Чрезмерное преобладание одной из противоположностей над другой означает дисгармонию и приводит к исчезновению вещи. Дисгармония невозможна только в отношении космоса, который вечен.

    По  Гераклиту человеческая жизнь исполнена  борьбы, постоянного беспокойства, вечной “нужды” и неудовлетворённости.  “Людям не стало бы лучше, если бы сбылись все их желания”. 3

    Очевидно, что если бы исполнились все желания  людей и они не испытывали никакой  потребности, никакого недостатка, или  нужды, наступил бы конец всей человеческой деятельности, а это означало бы смерть. Человеческая жизнь – это  единство противоположностей “нужды и пресыщения”, или – что то же самое – “недостатка и избытка”.   4

Информация о работе Философские взгляды Гераклита