Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:00, контрольная работа
«Приключения Оливера Твиста» - самый знаменитый роман Чарльза Диккенса, первый в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок. Роман был написан в Англии, в 1937-1939 гг. В России начал печататься с 1841 года, когда отрывок из романа (глава XXIII) появился в февральском номере «Литературной газеты» (№ 14). Глава была названа «О том, какое влияние имеют чайные ложки на любовь и нравственность».
Также, из выше сказанного можно увидеть, что идеи романа были близки ко многим философам и более подробно развитие этико-философской мысли имеющей отношение на тот период времени прослеживается в идеях И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Фейербаха, Энгельса и т.д.
Кант в своих этических сочинениях постоянно обращается к отношению морали и права. Как раз при анализе этой проблемы особенно остро обнаруживается критическое отношение философа к буржуазному обществу. Саму специфику морали Кант в значительной мере выявляет путем ее отграничения от права. Он различает внешние, позитивные, и внутренние, субъективные, движущие основы социального поведения.
Первые являются юридическими и реализуются благодаря насилию. Вторым следуют из сознания внутреннего долга и из внутренней сути самого дела; они являются моральными. Это разграничение отчетливо проводится в не опубликованных при жизни Канта материалах: право касается только поступков, мораль - убеждений, легальность - действий, "если даже все они должны были быть порождены силой, этика - того, какими они должны были бы быть, если бы они возникли без какого-либо насилия, а только по моральному убеждению" (Kant I. Gesammelte Schriften. Berlin, 1910-1955 Bd 1 - 23). При этом Кант считает моральным такое действие, которое направлено на весь человеческий род и его благоденствие, признаваемое в качестве высшего блага. Юридическое же отношение направлено на конечную волю индивидов и их внешние, бессердечные связи. Кантовское противопоставление права и морали метко подмечает то обстоятельство, что для частного собственника буржуазной выделки общественные отношения приобретают овеществленный вид. Канту, который не выезжал из маленького Кенигсберга, но благодаря начитанности и исключительному дару наблюдательности "объездил" весь мир, удается на ярких примерах проиллюстрировать антагонизмы правового и морального поведения в буржуазном мире. Так, подобно Д. Рикардо, который впоследствии писал, что если в Индии начинается голод и английские купцы экспортируют зерно, то они это делают не из человеколюбия, а из выгоды, Кант показывает, что вся буржуазная благотворительность проистекает исключительно из страха перед наказанием или потерями. За кантовским противопоставлением права и морали скрыто признание аморальности буржуазного общества.
Кант
вводит различие между моральностью
и цивилизованностью, выражая тем
самым как прогрессивное
«Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще многого недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными» (Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966. 6, 18).
Этизация социальных проблем Кантом была протестом против обезличенного общественного поведения, против механики общественной жизни, в которой отсутствовала ее собственная цель - развитой индивид. Уже это противопоставление моральной проблематики праву показывает причину и смысл поворота Канта к этике внутренней убежденности.
Исторический подход Гегеля определяет своеобразие его взгляда на мораль.
Гегелевский поворот от этики внутренней убежденности к социально содержательной этике ценностей явился несомненным шагом вперед. Мораль в гегелевской концепции общества получает в качестве осуществленной сознательной нравственности продолжение в других общественных сфеpax. На это специально указывал Ф. Энгельс: "У Гегеля этика, или учение о нравственности, есть философия права и охватывает: 1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность, к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское общество, государство. Насколько идеалистична здесь форма, настолько же реалистично содержание. Наряду с моралью оно заключает в себе всю область права, экономики и политики" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1976-1977., 295).
Гегель видит лицемерие (действие с нечистой совестью), моральную софистику (благие обоснования эгоистического поведения), жестокое равнодушие добрых намерений (цель оправдывает средства), моральный цинизм скептической позиции (правое недостижимо и находится вне пределов моей ответственности), тщеславие и безответственность иронии.
Гегель признает французскую революцию лишь в ее наполеоновском заключительном пункте, который уже не знал событий, пробуждающих возвышенные чувства. И здесь как раз он находил страсти, без которых, по его мнению, история не совершает значительных шагов. "Без страсти никогда не было и не может быть совершенно ничего великого" (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т., 320). Но именно приняв форму такой продуктивной страсти, чувство, как полагает Гегель, выходит за моральные рамки. Исторические личности оказываются движимыми такими мотивами-страстями, как жажда господства, сознание власти, наслаждение командовать.
Подводя итоги, считаю необходимым изложить свою точку зрения на идею автора в данном произведении. Роман Ч. Диккенса о приключениях мальчика, у которого отняли даже имя матери, - это произведение высокого гуманистического смысла. Писатель принуждает по-новому посмотреть на общепринятые понятия о порядочности, респектабельности, которыми так гордились его современники. Безусловно, внешние проявления красивого воспитания важны, но что за этими манерами? Ч. Диккенс принуждает читателя вместе с Оливером Твистом увидеть изнанку жизни. Как мало, оказывается, истинной доброты и сочувствия в людях, которые пыжатся своей благотворительностью. Можно произносить громкие лозунги о милосердии к сиротам, но при этом присвоить их деньги, а им дать возможность умирать от голода, болезней и битья, которым щедро награждала сироты хозяйка фермы, которая принуждала детей работать на себя. Так же пострадал и трубочист, который уничтожил не одну человеческую жизнь, разрешая свои материальные проблемы. Да и гробовщик, к которому попал Оливер из рабочего дома, не был хорошим.
Писатель затрагивает
вопрос о мере добра в каждом человеке.
Именно эта частица добра и
сочувствия определяет истинную гуманистическую
ценность. Показывая людей, которые
по-доброму отнеслись к
Согласна в полной мере, с тем, что люди, вышедшие из нищеты и обладавшие, в последствии властью, умоляли честь и достоинство своих «подданных». Анализируя данную ситуацию, мы можем придти к выводу, что люди, чистые душой, не могут стать подобием тем, как мистер Бамбл и его достопочтенная супруга. Эта капризная тема остаётся актуальной по сегодняшний день. Так как всегда в нашем обществе будет стоять проблема «богатых и бедных» и от этого, к сожалению, никуда не деться.
Актуальность
произведения состоит в том, что:
во-первых, люди должны оставаться людьми,
как бы банально это не звучало. Нельзя
отрекаться от основных нравственных
устоев и продавать свою душу. Общество
должно в полной мере поддерживать
людей, которые нуждаются в их
помощи и делать это бескорыстно,
потому что мы не имеет никакого
представления о том, что с
нами будет завтра. Во-вторых, нужно
понимать, что дети, это и есть
наше будущее. И, как говорится, что
мы в них вложим с самой колыбели,
то мы и получим в будущем. Надо
прививать морально-
Информация о работе Философский анализ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»