Философский смысл законов сохранения механики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:06, реферат

Описание

Законы сохранения – физические закономерности, согласно которым при определенных условиях некоторые физические величины, характеризующие замкнутую систему, не изменяются с течением времени. Идея сохраения появилась сначала как истинно философская догадка, о наличии неизменного, стабильного в вечно меняющемся мире. Еще античные философы-материалисты пришли к понятию материи – неуничтожимой и несотворимой основы всего сущего.

Содержание

Законы сохранения в классической физике 3
1. Масса и закон ее сохранения 3
2. Закон сохранения и превращения энергии как одна из форм выражения неуничтожимости движения 10
3. Законы сохранения импульса и момента количества движения 17
4. Закон взаимосвязи массы и энергии - дальнейшая естественнонаучная конкретизация положения о неуничтожимости материи и движения 19
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

философия реферат.docx

— 62.62 Кб (Скачать документ)

Законы сохранения релятивистской механики применяются при изучении космических частиц для определения  их массы при идентификации случаев  распада и рождения. Этот метод  незаменим в исследовании новых  частиц, ибо он позволяет анализировать  подобные явления независимо от характера  взаимодействий, лежащих в их основе.

Все прогрессивное развитие физики в XX в. проходит под знаком утверждения  всеобщности фундаментальных законов  сохранения, под знаком превращения  их в мощное, орудие познания процессов рождения и превращения элементарных частиц, позволяющее сделать выводы о существовании новых, неизвестных еще частиц.

На протяжении многих лет существования  закона сохранения и превращения  энергии вокруг него шла, да и сейчас продолжается, борьба его сторонников  и противников.

В физике, как об этом свидетельствуют  приведенные ранее данные, отдельные  ученые не раз пытались доказать неприменимость и ограниченность закона сохранения энергии и старались низвести этот закон до положения второстепенного  вывода из специальных уравнений  движения и из свойств пространства-времени. Однако естествознание и сегодня не располагает данными, ставящими под сомнение взгляды марксистско-ленинской философии на значение этого закона для науки и человеческой практики. Практика показала, что закон сохранения и превращения энергии является установлением основных положений материализма. Ф. Энгельс указывал, что открытие закона сохранения и превращения энергии прежде всего означает установление связи и единства явлений неорганической природы: "Из науки была устранена случайность наличия такого-то и такого-то количества физических сил, ибо были доказаны их взаимная связь и переходы друг в друга. Физика, как уже ранее астрономия, пришла к такому результату, который с необходимостью указывал на вечный круговорот движущейся материи как на последний вывод науки" (1, 20, 353).

Диалектико-материалистическое положение  о неразрывности материи и  движения было далее развито В. И. Лениным в соответствии с новыми физическими открытиями. Основу, философское  содержание закона сохранения и превращения  энергии составляют общие законы диалектики, в том числе и закон  перехода количественных изменений  в качественные и обратно. Глубокий смысл закона сохранения и превращения энергии состоит в том, что он выражает единство количественных и качественных характеристик движения, является мерой физических форм движения в природе. Опираясь на этот основной закон, физики смогли глубже проникать в сущность движения, устанавливать переходы одних форм движения в другие.

Ф. Энгельс показал, что закон  сохранения и превращения движения служит раз и навсегда добытой  основой гораздо более содержательного  отныне исследования самого процесса, в понимании которого находит  свое обобщение все познание природы. Философское значение закона сохранения и превращения энергии состоит  в том, что он характеризует неразрывную  связь материи и движения, неуничтожимость движения, переходы одних форм движения в другие. Блестящее подтверждение этого закона практикой служит еще одним свидетельством правильности положений диалектического материализма о первичности материи, о ее несотворимости и неуничтожимое™, об атрибутивном свойстве материи - движении - и о его несотворимости и неуничтожимости, о познаваемости материи и ее свойств.

В. И. Ленин не раз подчеркивал, что  закон сохранения и превращения  энергии, которая понимается как  одна из характеристик материального  движения, является фундаментальным  положением современного материализма. Именно поэтому вокруг него уже давно  идет острая идеологическая борьба между  материализмом и идеализмом.

В работе "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин раскрыл идеалистическую  сущность энергетизма и несостоятельность  попыток отрыва движения от материи. Советские философы и физики продолжают критику идеалистического истолкования законов сохранения. В работах  физиков и философов разоблачались  попытки использовать временные  трудности в развитии физики для  отказа от закона сохранения и превращения  энергии, для протаскивания идеалистических  утверждений в физическую науку, в интерпретацию ее содержания.

Исследования как в микромире, так и в космосе приносят новые подтверждения закона сохранения и превращения энергии, углубляют и расширяют его содержание, превращают его в еще более мощное орудие познания окружающей действительности.

Вопрос о существе и значении закона сохранения и превращения  энергии в настоящее время  приобретает еще большую актуальность. И вот почему. Сейчас существуют возможности открытия новых видов  энергии как в микромире, так и в мегамире. Вполне возможно, что будут обнаружены новые виды энергии, обусловливающие излучение астрофизических объектов (ядер галактик, квазаров и др.), наряду с энергией, имеющей свой источник в термоядерных реакциях. Не исключено открытие новых видов энергии и во внегалактических взаимодействиях.

Открытие новых видов энергии, особым образом связанных с известными видами энергии и превращающихся в них какими-то новыми способами, может привести к противоречию с  современным пониманием закона сохранения и превращения энергии.

Поэтому возникает необходимость  в дальнейшем обобщении этого  закона на основе новых форм его  проявления. Имея в виду возможности  открытия новых видов энергии, известный  советский астрофизик академик Амбарцумян пишет: "Уже имеющиеся скудные  факты говорят о том, что эти  данные могут привести к противоречию с законом сохранения энергии (и  вещества) в его современной форме, ограниченной известными нам формами энергии".

Важнейшей предпосылкой для дальнейшего  обобщения закона сохранения и превращения  энергии является конкретный анализ присущей ему всеобщности.

В марксистской диалектике понятие  всеобщности обладает конкретным содержанием  и выражает абсолютное единство с относительным, подобно тому, как абстрактное берется в единстве со специфическим, устойчивое - в единстве с изменяющимся. В диалектике, писал В. И. Ленин, всеобщее "воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного"/

Всеобщность закона сохранения и превращения  энергии необходимо рассматривать  как конкретную всеобщность, т. е. прежде всего в его связи с другими  физическими принципами. Поэтому  существенное значение приобретает  анализ связи закона сохранения и  превращения энергии с принципами наименьшего действия и законами симметрии и асимметрии.

 

Список литературы

  1. Бунге М. Философия физики. М., 1975.
  2. Гиляров А. Введение в философию. Киев, 1907.
  3. Готт В.С. 'Философские вопросы современной физики' – М, 1988
  4. Философские проблемы современного естествознания. М., 1959

Информация о работе Философский смысл законов сохранения механики