Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:58, доклад
Философское мировоззрение Беркли развилось отчасти как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против Беркли как философов, так и богословов.
Философия
Философское мировоззрение
Беркли развилось отчасти как
протест против господствовавших в
его время реалистических и материалистических
идей, отчасти же под влиянием сенсуализма
Локка. По учению Беркли только дух
существует на самом деле, весь же материальный
мир является одним обманом наших
чувств; непроизвольность этого обмана
коренится в первоначальных представлениях,
возбуждённых душой всех душ —
самим Богом. Этот спиритуализм послужил
поводом для многочисленных недоразумений
и возбудил против Беркли как философов,
так и богословов.
Одно из основных положений берклианской концепции — «существовать — значит быть воспринятым» (esse est percipi). В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» — доктрину так называемого солипсизма («существую только я один»)
— Соколов В. В. Основной
вопрос философии в его историко-
Согласно Беркли,
формула «существовать — значит
быть воспринимаемым» применима
лишь к объектам чувственно воспринимаемого
мира[10]. Смысл этой формулы заключается
в отрицании существования
Странным образом
среди людей преобладает
— «Трактат…» #4
Все чувственные
вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании
человека так же, как предметы, которые
человек представляет во сне. Но, в
отличие от образов сновидений, объекты,
воспринимаемые наяву, являются не плодом
воображения, а результатом воздействия
Божества, которое возбуждает «идеи
ощущений» в сознании человека.
Но рядом с этим бесконечным разнообразием идей или предметов знания существует равным образом нечто познающее или воспринимающее их… Это познающее деятельное существо есть то, что я называю умом, духом, душою или мной самим. Этими словами я обозначаю не одну из своих идей, но вещь, совершенно отличную от них, в которой они существуют.
— «Трактат…» #2
В противоположность
чувственно воспринимаемым объектам,
существование духа характеризуется
формулой «существовать — значит
воспринимать» (esse est percipere)[11]. Таким
образом, по Беркли, существуют только
идеи и духи, в которых эти идеи
возникают. Никакой материи, которая
отражалась бы в наших восприятиях,
нет.
Согласно широко
распространенной точке зрения, признание
существования других «конечных
духов» с их esse est percipere противоречит
тем аргументам, с помощью которых
Беркли пытается доказать несостоятельность
убеждения в существовании
нет ни непосредственной очевидности, ни доказательного знания о существовании других конечных духов.
— Беркли Дж. Три
разговора между Гиласом и
Филонусом. Третий разговор // Беркли Дж.
Соч. — М.: Мысль, 1978. — С. 326. — 50000
экз.
Беркли считал, что
вывод о существовании других
«конечных духов» представляет собой
лишь правдоподобное, вероятное умозаключение,
основанное на аналогии («Трактат…» ##145-148).
По мнению многих
исследователей, непоследовательность
рассуждений Беркли обнаруживается
даже в признании индивидуального
«Я» как духовной субстанции. Те
же самые аргументы, которые Беркли
использовал в своей критике
понятия материальной субстанции, делают
неправомерным вывод философа о
том, что познающий субъект есть
не «система текучих идей»[13], а неделимое,
деятельное начало («Трактат…» #89)[14]. Впоследствии
Д. Юм распространил выдвинутую Беркли
феноменалистическую критику
[править] Беркли
и континентальная
Какую бы власть я ни имел над моими собственными мыслями, я нахожу, что идеи, действительно воспринимаемые в ощущении, не находятся в… зависимости от моей воли. Когда я открываю глаза при полном дневном свете, то не от моей воли зависит выбрать между видением или невидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные ими идеи не суть создания моей воли. Существует, следовательно, другая воля или другой дух, который производит их.
— «Трактат…» #29
Так Беркли приходит
к выводу о существовании Бога,
или «бесконечного Духа», который
порождает ощущения в сознании людей
(«конечных духов»)[15]. Признав волю
Бога причиной человеческих восприятий,
Беркли тем самым выдвинул положение,
родственное окказионализму[16]
не существует принципов более фундаментально противоположных.
— «Три разговора
между Гиласом и Филонусом», 2-й
разговор
Однако специальными
историко-философскими исследованиями
было установлено наличие
[править] Моральная
философия Этот раздел не
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
См. по этой теме: Olscamp, P. J. The Moral Philosophy of George Berkeley. The Hague: Martinus Nijhoff, 1970.
Работа Беркли «Пассивное
повиновение» (1712)[20]
является его главным
вкладом в моральную и
Цель сражения, предпринятого
Беркли в «Алсифроне», — … опровержение
тезиса о независимости морали от
религии и веры в бога. … Беркли
не создал самостоятельной этической
системы, намечавшейся им как вторая
часть «Трактата», и все его
устремления в «Алсифроне»
[править] Место
в истории философииФилософия
Беркли представляет
Беркли вошёл в
учебники как великий представитель
«британского эмпиризма»[27]. Он оказал
влияние на многих философов Нового
времени. Так, Томас Рид признавал,
что долгое время находился под
обаянием философии Беркли перед
тем, как выступил с её решительной
критикой[28].
Идеализм Беркли проложил дорогу скептицизму Юма и Кантовой критике разума.
— Смирнов А.И. Философия
Беркли. Исторический и критический
очерк — Варшава: Типография Варшавского
учебного округа № 487, 1873. — С. 5.
Некоторые авторы проводят
параллель между Беркли и Гуссерлем[29].
Сочинение Беркли «Трактат
о принципах человеческого
При жизни Беркли
его философские идеи были сравнительно
маловлиятельны[32]. За именем Беркли на
долгие годы закрепилась репутация
солипсиста, который был не совсем
в здравом уме, и ещё столетие
после публикации «Трактата…» его
концепция служила предметом
лимериков, выражавших скорее удивление
и насмешку, чем серьёзный интерес[33].
Однако с тех пор, как в 1871 г. «английский
берклианец Фрейзер»[34] издал собрание
сочинений Беркли, интерес к его
философскому учению возрос[32][35]. Возникавшие
на рубеже XIX-XX вв. новые философские
учения (эмпириокритицизм, неореализм
и др.) обращались к идейному наследию
Беркли, называли его своим прямым предшественником,
заимствовали и развивали его теоретические
положения или, наоборот, ставили задачу
опровергнуть их[36]. Так, например, критика
тезиса Беркли «esse est percipi” — предмет статьи
Дж. Мура “Опровержение идеализма» (1903).
К этому периоду
относится и имманентная
Та современная
наука, которую я обозначаю как
имманентную философию, … нашла
свою пока что наиболее совершенную
разработку в «Теории зрения»
и «Трактате о началах...»
Мощный толчок серьезным
исследованиям по философии Беркли
был дан работами Люса и Джессопа,
благодаря которым
Удельный вес берклиеведения
в общей массе историко-
В 1977 г. в Ирландии
начал издаваться специальный журнал
Berkeley Newsletter («Берклиевский бюллетень»),
посвященный жизни и творчеству
Беркли. Среди славянских стран по
количеству берклиеведческих монографий
лидирует Польша[42]. Даже русскоязычная
книга по философии Беркли впервые
издана в Варшаве[43].
Подробнее см. также: Шиманьская, Беата, Сарновский, Стефан
[править] Наиболее
известные сочинения«Опыт
«Трактат о принципах человеческого знания» («Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge» (Лондон, 1710))
«Три разговора между Гиласом и Филонусом» («Three Dialogues between Hylas and Philonous» (Лондон, 1713))
«Алсифрон, или Мелкий философ» («Alciphron, or The Minute Philosopher» (Лондон, 1732))
«Сейрис, или Цепь философских
размышлений и исследований» («Siris: A Chain
of Philosophical Reflexions and Inquiries» (1744
Джорж Беркли
Одним из ее идеологов
был Джорж Беркли (1685 — 1753). Его
философские сочинения
Беркли в сочинениях
“Опыт теории зрения” (1709), “Трактат
о принципах человеческого