Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:09, реферат
Целью моей работы является рассмотрение философских и правовых идей английского философа, иногда называемого «интеллектуальным вождем 18 века» и первым философом эпохи Просвещения, Джона Локка (1632-1704).
1. Вступление. 3
2. Биография. 3
3. Философия Джона Локка. 5
3.1. Основа деятельности. Критика теории врожденных идей. 5
3.2. Гносеология. Уровни познания. 6
3.3. Опыт. 8
3.4. Простые и сложные идеи. 9
3.5. Процесс усложнения опыта. 11
4. Социально-политические взгляды. Идеальное государство. 11
4.1. Естественное право. 11
4.2. Общественный договор и государство. 13
4.3. Закон. 16
4.4. Разделение властей. 17
4.5. Идеал человека – гражданина. 18
5. Вопросы религии и роли языка. 19
6. Заключение 21
7. Литература. 22
Отвергнув
теорию врождённых идей, Локк считает
очевидным, что при своем первом
появлении на свет душа каждого человека
есть белая бумага без всяких идей
и знаний, иначе говоря – «чистая
доска» (tabula rasa). Откуда же она получает
весь свой материал (знания)? Локк отвечает
кратко: «... из опыта». И он тщательно
разрабатывает понятие «опыта».
Посредством единичных
Опыт складывается из двух источников: внешнего и внутреннего. Внешний опыт – это материал, который дают нам органы чувств под воздействием внешних предметов. Поэтому Локк и называет его ощущением. Внутренний опыт формируется из наблюдений за действиями нашего ума. Локк называет его рефлексией, особенным внутренним чувством. Рефлексия, по Локку, есть «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня– восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познаю свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.
Опыт рефлексии может возникнуть только после ощущений. Потому что до и без ощущений не могут осуществляться никакие действия ума. Отсюда видно, что Локк не просто эмпирик, но также теоретик сенсуализма – учения о том, что все человеческое познание осуществляется на основе ощущений. Ощущения приносят в душу идеи белого, твердого, горького, звуков, запахов, т. е. все идеи, которые называются чувственными качествами. Но качества надо четко отличать от идей. Идеи существуют в душе, а качества в телах. Внешний опыт не монолитен, он включает в себя «идеи» первичных и вторичных качеств. Первичные качества – такие свойства тел, которые остаются у них постоянно. Это протяжение, объем, плотность, движение и покой. Идеи этих качеств адекватны, т. е. показывают нашему уму то, что в вещах есть на самом деле. Вторичные качества возникают в вещах в результате незаметных изменений в первичных, они не находятся в самих вещах, а лишь кажутся нам таковыми, являясь на самом деле продуктом движения частиц, недоступных человеческому восприятию. Они вызывают у нас идеи вкусов, цветов, запахов, звуков. Эти идеи не адекватны. Таким образом, цвета, вкусы, запахи, звуки суть только идеи и существуют в нашей душе, а не в вещах. А первичные качества, которые эти идеи породили, сами по себе человеку неизвестны.
Все
идеи делятся на простые и сложные.
Простые – такие идеи, в которых
нельзя выделить части. Примером простых
идей может быть любой конкретный
цвет (скажем, желтый), вкус, запах и
т. п. Человек не может создать
ни одну простую идею. Все они
навязываются ему силой через
опыт. Сложные идеи составляются из
простых. В отношении них человек
может все, что угодно. Он по своему
желанию может из простых идей
образовать любые сложные. На этой основе
развиваются способности
Именно
Локк ввел в язык психологии понятие
«ассоциации» – связи между психическими
явлениями, при которой актуализация
одного из них влечет за собой появление
другого. Психология стала изучать,
как по ассоциации идей человек познаёт
окружающий мир. Изучение взаимоотношений
души и тела при этом окончательно
уступает место изучению умственной
деятельности и сознания. Свою теорию
познания Локк строил на основе психологической
теории сознания, чем проложил путь
психологии в современном смысле,
как анализа эмпирического
Такое объяснение механизма образования сложных идей позволяет понять, считает Локк, древнейшую и сложнейшую проблему: что такое общие понятия (универсалии) и как они возникают. Общие понятия есть не что иное, как абстрактные идеи. Абстрактная идея – это такая сложная идея, которую разум образовал, отбрасывая все индивидуальные признаки у разных идей и оставляя лишь то, что у них общее. Например, если мы берем сложные идеи кошки, верблюда, слона и т. п., то наш ум может отбросить все индивидуальные различия и оставить только общее, что есть у этих существ: телесность и одушевленность. Так образуется абстрактная идея «животного». «Дружба» – это комбинация более простых идей – идей любви, действия, человека. Идея субстанции – тоже сложная идея, в ней обобщены многие сходные характеристики самых различных вещей. Мы не знаем, что такое субстанция, считает Локк, но нет у нас и оснований сомневаться в ее существовании.
Все общие идеи – произведения разума, реально существуют только единичные вещи. Сложное же содержание может быть образовано только в соответствии с опытом, свободное комбинирование (о котором говорилось выше), по Локку, ведет к фантастике. Высший принцип Локка гласит: “нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах”.
Посредством ассоциаций "простые идеи" внутреннего и внешнего опыта переходят в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа активна. Любая "определенная" идея должна быть связана со знаком. Слова – это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) – это знаки общих идей, "у которых отделены обстоятельства места и времени". Эта теория образования абстракций получила название "традиционной" и в дальнейшем неоднократно критиковалась.
Локк одним из первых ученых в западноевропейской философии поднял проблему личного тождества, различая при этом "тождество человека" (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и "тождество личности" как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.
Начинается
теория Локка с вопроса: оправдана
ли частная собственность? Под собственностью
Локк понимает не только чисто экономические
нужды, но и "жизнь, свободу и стремление
к счастью". Имущество и жизнь
выступают как воплощение свободы,
и в них реализуется выбор
призвания, полагаются и достигаются
цели. Локк расценивает свободу личности
как великое основание
В естественном состоянии, согласно Локку господствует естественный свободный закон, закон природы, отличающийся от теории Гоббса“война всех против всех”. Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо могли жить без порядка и закона. Закон природы определяет посредством разума, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может наказать каждый. По этому закону обиженный сам судья в своем деле и сам исполняет приговор. Закон природы, будучи выражением разумности человеческой природы, ”Требует мира и безопасности для всего человечества”.И человек в соответствии с требованием разума также и в естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою жизнь, свободу и собственность стремится не навредить другому.
Естественное состояние это - полная свобода действий и распоряжения своим имуществом и личностью. Защита закона природы и проведение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека; наказывать нарушителей закона и охранять невинных. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан.
Свобода мнений – неотъемлемое право человека. Философ полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она ограничивается соображениями морали и порядка. Традиционное требование ” воздать каждому свое, его собственное” Локк обозначает как основное право; право на собственность (право на свое, собственное).
По
Локку разумное преодоление недостатков
естественного состояния ведет
к общественному договору об учреждении
политической власти и государства.
Люди стремятся перейти из естественного
состояния в политически
Общественный
договор заключается между
Однако
“по общественному договору“
люди не отказываются от своих естественных
прав, да и сам закон природы
продолжает действовать и в
Общественный договор заключается не раз навсегда, без права последующего корректирования этого договора. Договорные отношения людей с государством – постоянно обновляющийся процесс.
В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для соблюдения этих законов. Однако государство не должно было посягать на сами эти права, ибо пределом его власти при всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана творить правосудие и определять права граждан посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей. Локк считал, что государственная власть (правительство) сама должна подчиняться установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти (правителю).
Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного государства. Человек, став совершеннолетним, как свободный выбирает, под властью какого правительства, гражданином какого государства он хочет стать: “Только согласие свободных людей делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и считают, что этого вообще не происходит или это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми”.
Информация о работе Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка