Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:09, реферат
Целью моей работы является рассмотрение философских и правовых идей английского философа, иногда называемого «интеллектуальным вождем 18 века» и первым философом эпохи Просвещения, Джона Локка (1632-1704).
1. Вступление. 3
2. Биография. 3
3. Философия Джона Локка. 5
3.1. Основа деятельности. Критика теории врожденных идей. 5
3.2. Гносеология. Уровни познания. 6
3.3. Опыт. 8
3.4. Простые и сложные идеи. 9
3.5. Процесс усложнения опыта. 11
4. Социально-политические взгляды. Идеальное государство. 11
4.1. Естественное право. 11
4.2. Общественный договор и государство. 13
4.3. Закон. 16
4.4. Разделение властей. 17
4.5. Идеал человека – гражданина. 18
5. Вопросы религии и роли языка. 19
6. Заключение 21
7. Литература. 22
От
всех прочих форм коллективности (семей,
господских владений) государство отличается
тем, что лишь оно воплощает политическую
власть, то есть право во имя общественного
блага создавать законы для регулирования
и сохранения собственности, а также
право применять силу общества для
исполнения этих законов и защиты
государства от нападения извне.
В таком государстве
Локк
резко разграничивал
Абсолютная монархия для Локка вообще не государство, а нечто хуже, чем общество дикарей. Там хоть каждый - судья в своем деле, а в абсолютной монархии свободен лишь король.
На закон Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.
“Постоянные законы”, о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника для законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих “постоянных законов” является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной деятельности.
Свобода это гарантия от произвола, она – основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств их защитить.
Законы тогда способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц: «Там, где нет законов, там нет и свободы».
Силой закона обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает “волю общества”.
Локк
предусматривает особый механизм, мешающий
государству выходить за рамки своих
полномочий, становясь тем самым
деспотическим. Его важнейшие компоненты
- принципы разделения власти и законности.
Чтобы не допускать концентрации
власти в руках руководства, которое
получило бы тем самым возможность
обратить к своей выгоде и создания
законов и претворения их в
жизнь, Локк предлагает не соединять
законодательную и
Законодательной власти Локк отвел верховную, но не абсолютную власть, и в интересах народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:
1.Закон должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом.
2.Закон создается не для подавления людей, а для их блага.
3. Без согласия народа нельзя увеличивать налоги.
4.Законодатели никому не могут передоверять свои функции.
Исполнительная власть, считает Локк, является подчиненной по отношению к законодательной. Главе исполнительной власти надлежит выполнять функцию верховного исполнителя закона. Когда же он сам нарушает закон, то не может притязать на повиновение членов общества, превращается в частное лицо без власти и без воли. Суверенитет народа выше и парламента, и короля.
Локк
переосмыслил понятие «идеал человека».
Конечной целью воспитания, культурности
индивида, с его точки зрения,
должна быть не всесторонне и гармонически
развитая личность, а человек, обладающий
безупречными манерами, практичный по
складу характера, умеющий властвовать
над своими страстями и эмоциями.
Говоря другими словами, человеческий
идеал — это английский джентльмен
со всеми присущими ему
Как философ религии Локк учил: то, что Бог являлся, пожалуй, абсолютно истинно, а возможно божественное откровение или нет – может судить только разум, но не церковная догма. Локк близко стоит к естественной религии.
Естественная
религия – свободное
Вера,
в его понимании, есть проявление
креативной силы Господа. Она не возникает
в процессе человеческой практики и
никакими гносеологическими
Справедливости ради необходимо сказать, что, будучи деистом по своим религиозным убеждениям, Локк не считал, что вера обладает Правом приоритета перед научной мыслью. Более того, он настаивал, что все непонятное разуму должно быть отвергнуто, но это не мешало занимать ему крайне реакционную позицию, когда речь шла о церкви как инструменте государства.
С точки зрения основоположника английского сенсуализма, язык представляет собой прежде всего результат творения человека, хотя к его созданию приложил руку и Бог.
Однако
роль Господа состояла только в том,
что он наделил человека способностью
к членораздельной речи. Все же
слова создал сам человек. Он же установил
и связи между ними, а также
между предметами, которые они
обозначают. Таким образом, уже в
своей трактовке происхождения
языка, как видим, Локк весьма основательно
расходится с Гоббсом, который Богу
отводил значительно более
Локк
считает, что если бы у человека не
было способности делать звуки знаками
идей, рождающимися в его мозгу, и
если бы люди не были наделены способностью
делать звуки общими знаками, доступными
пониманию других, то речь никогда
бы не возникла и люди до сегодняшнего
дня не могли бы общаться друг с
другом. Но у них существуют эти
редкие способности, которые прежде
всего отличают их от тех животных
и птиц, например, попугаев, что способны
произносить членораздельные
Слова,
с точки зрения Локка, непосредственно
связаны с чувственными идеями. Слова
обозначают некие идеи, которые возникают
у человека в результате чувственного
освоения мира или в результате внутренних
действий нашего духа. Таким образом,
основой для возникновения
Локк подробно описывает, как рождаются общие понятия, как развивается язык. Объясняет он и факт существования множества языков, который представлял камень преткновения для многих его предшественников, занимавшихся данным вопросом. Предлагает он также и решение ряда других сложных проблем, которые до сегодняшнего дня находятся в центре внимания языковедов и лингвистов.
Идеи Локка не только пополнили золотой фонд не только философской, но и политической мысли. Их практическим воплощением стал в значительной мере общественно-политический порядок наиболее развитых стран мира. Более того, ими пропитано политическое и правовое самосознание граждан этих стран, подавляющее большинство которых даже не отдает себе в том отчета. Настолько органично они усвоены ими. Для строящей гражданское общество и правовое государство России в мыслях британского философа, несмотря на трехсотлетнюю дистанцию, сохраняется немало поучительного.
Взгляды Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.
Противники
демократии утверждали, что, делая власть
зависимой от согласия граждан, Локк
"заложил зародыши частых мятежей".
Локк не отрицал обвинения, но сказал,
что его теория благоприятствует
мятежу и анархии не больше любой
другой, потому что: во-первых, если людей
угнетать, они восстанут при любой
форме правления: во-вторых, "из-за
мелких ошибок в общественных делах
люди не бунтуют"; в-третьих (и здесь
Локк переходит в наступление), правительство,
учрежденное по воле народа, в сочетании
с правом восставать есть "лучшая
преграда восстанию". Чем больше
свободы, тем меньше нужна революция.
В 1690 году это было предположением,
но с тех пор оно подтверждено
опытом. Английская и американская
системы, основанные на праве, высказанном
Локком, восстать, оказались самыми
устойчивыми в мире, то же относится
и к странам, малым по размерам,
но великим по степени свободы, таким,
как Голландия, Швейцария, страны Скандинавии.
А там, где право восставать было
отвергнуто во имя порядка и стабильности,
в результате были перевороты, кровавые
чистки, заговоры, рекорд поставили
военные диктатуры и
Информация о работе Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка