Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание

Целью моей работы является рассмотрение философских и правовых идей английского философа, иногда называемого «интеллектуальным вождем 18 века» и первым философом эпохи Просвещения, Джона Локка (1632-1704).

Содержание

1. Вступление. 3
2. Биография. 3
3. Философия Джона Локка. 5
3.1. Основа деятельности. Критика теории врожденных идей. 5
3.2. Гносеология. Уровни познания. 6
3.3. Опыт. 8
3.4. Простые и сложные идеи. 9
3.5. Процесс усложнения опыта. 11
4. Социально-политические взгляды. Идеальное государство. 11
4.1. Естественное право. 11
4.2. Общественный договор и государство. 13
4.3. Закон. 16
4.4. Разделение властей. 17
4.5. Идеал человека – гражданина. 18
5. Вопросы религии и роли языка. 19
6. Заключение 21
7. Литература. 22

Работа состоит из  1 файл

Джон Локк.docx

— 51.83 Кб (Скачать документ)

    От  всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общественного  блага создавать законы для регулирования  и сохранения собственности, а также  право применять силу общества для  исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые  права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода  людей в условиях правового государства, писал Локк, “ заключается в  том, чтобы иметь постоянное правило  для жизни, общее для каждого  в этом обществе и установленное  законодательной властью, созданной  в нем; это - свобода следовать  моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает  закон, и не быть  зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной  самовластной воли другого человека”.

    Локк  резко разграничивал государство  и общество, создав одну из главных  доктрин либерализма, общество гораздо  важнее государства и переживет  его. Распад государства не влечет за собой распад общества; обычно государство  гибнет под мечами завоевателей. Но если оно рухнет от внутренних причин, предав доверие народа, Локк не предвидит  хаоса, веря, что общество создаст  новое государство. Если же исчезнет общество, никакому государству наверняка  не устоять.

    Абсолютная  монархия для Локка вообще не государство, а нечто хуже, чем общество дикарей. Там хоть каждый - судья в своем  деле, а в абсолютной монархии свободен лишь король.

    1. Закон.

    На  закон Локк возлагал очень большие  надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и  допущенном по их общему согласию в  качестве меры добра и зла для  разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство  признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее  от гражданского общества в целом  или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному  существу поведение, соответствующее  его собственным интересам и  служащее общему благу.  Если такой  нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться  законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.

    “Постоянные законы”, о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника  для законодательства. И обязанность  законодателя руководствоваться в  своей деятельности положениями  этих “постоянных законов” является существенной  юридической гарантией  обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной  деятельности.

    Свобода  это гарантия от произвола, она –  основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств  их защитить.

    Законы  тогда способствуют достижению “главной  и великой цели” государства, когда их все знают и все  выполняют. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также  гарантирует индивида от  произвола  и деспотической воли других лиц: «Там, где нет законов, там нет  и свободы».

    Силой закона обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В  тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе  и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает “волю общества”.

    1. Разделение  властей.

    Локк  предусматривает особый механизм, мешающий государству выходить за рамки своих  полномочий, становясь тем самым  деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое  получило бы тем самым возможность  обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в  жизнь, Локк предлагает не соединять  законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей  действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.

    Законодательной  власти Локк отвел  верховную, но не абсолютную власть, и в интересах  народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:

     1.Закон  должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для  фаворита при дворе и для  крестьянина за плугом.

    2.Закон  создается не для подавления  людей, а для их блага.

    3. Без согласия народа нельзя  увеличивать налоги.

    4.Законодатели  никому не могут передоверять  свои функции.

    Исполнительная  власть, считает Локк, является подчиненной  по отношению к законодательной. Главе исполнительной власти надлежит выполнять функцию верховного исполнителя  закона. Когда же он сам нарушает закон, то не может притязать на повиновение  членов общества, превращается в частное  лицо без власти и без воли. Суверенитет  народа выше и парламента, и короля.

    1. Идеал человека – гражданина.

    Локк  переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, культурности индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать  над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными  характеристиками. Локк в двух своих  трактатах о воспитании самым  подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его  таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как  уберечь его от тлетворного влияния  слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают  его время. Например, он резко возражает  против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот метод  поддержания дисциплины, который  широко применяется воспитателями  и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых». Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке  отвращение к тому, что воспитатель  должен заставить его полюбить», исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья  душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному  примеру. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить  многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и  предосудительно с этической  точки зрения. Ребёнок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в  своем поведении взрослых, для  которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения  в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие в них светской учтивости  в обращении, если им только свойственна  внутренняя деликатность,... должно меньше всего заботить родителей». Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, — это сформировать у ребенка представление о  чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет он, — научить детей  дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили  в них правильное начало, которое  всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру... В этом я вижу великий секрет воспитания» 

  1. Вопросы религии и роли языка.

    Как философ религии Локк учил: то, что  Бог являлся, пожалуй, абсолютно  истинно, а возможно божественное откровение или нет – может судить только разум, но не церковная догма. Локк близко стоит к естественной религии.

    Естественная  религия – свободное религиозно-философское  течение, возникшее в эпоху Нового времени и получившее особенно широкое  распространение в Англии; течение, которое из недогматического толкования духа Библии и из основных религиозных  идей, общих религиям всех времен и  народов, выводит разумный, т. е. являющийся одновременно и «естественным», характер религии. Естественная религия отстаивает 5 основных религиозных идей: 1) существование  наивысшего существа; 2) его право  на уважение; 3) долг быть набожным и  нравственным; 4) голос раскаяния; 5) награда или наказание на том  свете как воздаяние за поведение  в этом мире.

    Вера, в его понимании, есть проявление креативной силы Господа. Она не возникает  в процессе человеческой практики и  никакими гносеологическими потребностями  человека невозможно объяснить ее появление. Следует отметить, что Локк выдвинул свой вариант космологического доказательства бытия Божьего, правда, повторив во многом схему рассуждений Ньютона, который считал, что помимо Бога невозможно найти никакого источника  активности материи и сознания. Локк резко отрицательно относился к  атеистам и даже предлагал лишить их гражданских прав, ибо атеисты  с его точки зрения, будучи прирожденными  скептиками, утрачивают способность  к повиновению, ни во что не ставят государство и, в конечном счете, морально деградируют, становясь опасными для других, законопослушных и  богобоязненных, индивидов.

    Справедливости  ради необходимо сказать, что, будучи деистом  по своим религиозным убеждениям, Локк не считал, что вера обладает Правом приоритета перед научной мыслью. Более того, он настаивал, что все  непонятное разуму должно быть отвергнуто, но это не мешало занимать ему крайне реакционную позицию, когда речь шла о церкви как инструменте  государства.

    С точки зрения основоположника английского  сенсуализма, язык представляет собой  прежде всего результат творения человека, хотя к его созданию приложил руку и Бог.

    Однако  роль Господа состояла только в том, что он наделил человека способностью к членораздельной речи. Все же слова создал сам человек. Он же установил  и связи между ними, а также  между предметами, которые они  обозначают. Таким образом, уже в  своей трактовке происхождения  языка, как видим, Локк весьма основательно расходится с Гоббсом, который Богу отводил значительно более весомую  роль в создании речи.

    Локк  считает, что если бы у человека не было способности делать звуки знаками  идей, рождающимися в его мозгу, и  если бы люди не были наделены способностью делать звуки общими знаками, доступными пониманию других, то речь никогда  бы не возникла и люди до сегодняшнего дня не могли бы общаться друг с  другом. Но у них существуют эти  редкие способности, которые прежде всего отличают их от тех животных и птиц, например, попугаев, что способны произносить членораздельные звуки. Иначе говоря, по Локку, человеческая речь возникает как следствие  существования у людей врожденной способности к абстракции и обобщению, данного изначально провидением  умения связывать воедино предмет  с его природой благодаря слову.

    Слова, с точки зрения Локка, непосредственно  связаны с чувственными идеями. Слова  обозначают некие идеи, которые возникают  у человека в результате чувственного освоения мира или в результате внутренних действий нашего духа. Таким образом, основой для возникновения языка  является опыт, непосредственный чувственный  контакт с предметами реального  или идеального мира.

    Локк  подробно описывает, как рождаются  общие понятия, как развивается  язык. Объясняет он и факт существования  множества языков, который представлял  камень преткновения для многих его  предшественников, занимавшихся данным вопросом. Предлагает он также и  решение ряда других сложных проблем, которые до сегодняшнего дня находятся  в центре внимания языковедов и лингвистов.

  1. Заключение

    Идеи  Локка не только пополнили золотой  фонд не только философской, но и политической мысли. Их практическим воплощением  стал в значительной мере общественно-политический порядок наиболее развитых стран  мира. Более того, ими пропитано  политическое и правовое самосознание граждан этих стран, подавляющее  большинство которых даже не отдает себе в том отчета. Настолько органично  они усвоены ими. Для строящей гражданское общество и правовое государство России в мыслях британского  философа, несмотря на трехсотлетнюю  дистанцию, сохраняется немало поучительного.

    Взгляды Локка нашли яркое выражение  в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и  гражданина" во Франции.

    Противники  демократии утверждали, что, делая власть зависимой от согласия граждан, Локк "заложил зародыши частых мятежей". Локк не отрицал обвинения, но сказал, что его теория благоприятствует мятежу и анархии не больше любой  другой, потому что: во-первых, если людей  угнетать, они восстанут при любой  форме правления: во-вторых, "из-за мелких ошибок в общественных делах  люди не бунтуют"; в-третьих (и здесь  Локк переходит в наступление), правительство, учрежденное по воле народа, в сочетании  с правом восставать есть "лучшая преграда восстанию". Чем больше свободы, тем меньше нужна революция. В 1690 году это было предположением, но с тех пор оно подтверждено опытом. Английская и американская системы, основанные на праве, высказанном  Локком, восстать, оказались самыми устойчивыми в мире, то же относится  и к странам, малым по размерам, но великим по степени свободы, таким, как Голландия, Швейцария, страны Скандинавии. А там, где право восставать было отвергнуто во имя порядка и стабильности, в результате были перевороты, кровавые чистки, заговоры, рекорд поставили  военные диктатуры и тоталитарные режимы.

Информация о работе Философское учение и социально-политические взгляды Джона Локка