Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:20, контрольная работа
Самая читаемая и почитаемая книга в мире — Библия. Она начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился за много веков до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI вв. до н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т.д.
Введение.
Философский смысл проблемы бытия.
Основные формы бытия и их диалектика.
Специфика бытия природы и бытия человека.
Заключение.
Список литературы.
Такая форма бытия, как бытие социального, проявила в последнее время следующие тенденции:
- технологизацию;
- институциализацию;
- глобализацию;
- виртуализацию, информатизацию и др.
Первая тенденция
— технологизация означает, что
в составе социального бытия
все больший вес набирают технические
средства адаптации человека к природной
среде и регуляции собственно
социальной жизни. Институциализация
свидетельствует о том, что нарастает
степень организации и
Тенденция к
глобализации заключается в растущей
взаимозависимости различных
Бытие духовного — эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики:
1 в полную мощь проявлена инструменталъностъ , т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.);
2 обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена;
3 та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но, напротив, обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате ценностные критерии стали размываться, и главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность;
4 духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей;
5 новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато более гибким и динамичным.
Таковы некоторые особенности основных форм бытия, выявленные развитием философии и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные из этих особенностей относятся к бытию природы, материального мира в целом.
§3. Специфика бытия природы и бытия человека.
Во втором
вопросе предметом
Прежде всего целесообразно
обратиться к природному
Основные категории, которые
выражают специфику бытия
Понятие 2существования 0 выражает базисную основу бытия человека как природного существа. Здесь подчёркивается тождество человека и природы. Человек может существовать только как природное существо, как одна из форм органической жизни. С данной категорией связаны такие проблемы, как органические потребности человека, его здоровье, эмоциональное благополучие, долголетие, быт, отдых и т.д. Налицо материально-природный характер человеческого существования. Понятие сущности противоположно понятию существования, т.к. выражает не природность, а социальность человека, его принадлежность к человеческому роду, выделяющему себя из целостности природы благодаря специфическому образу жизни. Если существование отождествляет человека с природой, то сущность отличает человека от природы, потому что общественное бытие человека по своей сути уникально, неповторимо. Сущностное в бытии человека - это бытие человека в контексте жизни социума. Это - определенные социальные роли, функции, социальный статус, социальные связи, различные формы коллективности людей.
Сущностное бытие человека придаёт
личности социальную определенность.
Бытие человека во многом зависит
от его социального
Понятие осуществления отображает такой аспект бытия человека, в котором человек не просто природно существует, не просто принадлежит к различным социальным системам, а деятельно осуществляет себя, органически соединяя в своей деятельности и своё существование, и свою сущность. Человек может осуществить себя, только синтезируя природность и социальность. Например, человеческий труд осуществляется как по отношению к вещам природы, так и по отношению к другим людям. В деятельном осуществлении нет противоположности тела и духа, индивидуальности и социальности. Напротив, действие есть единство противоположностей. В деятельности, посредством которой человек осуществляет себя, природное существование и социальная сущность человека образуют диалектическое соотношение, характеризующееся двумя противоположными тенденциями: к гармонии и конфликту. Это - две стороны человеческого
бытия, ни одной из которых человек не может пренебречь. И отдельная личность, и общество в целом постоянно решают проблему соотношения существования и сущности. Дело в том, что в процессе деятельного осуществления ведущей стороной в бытии человека может быть либо существование, либо сущность. Бытие как сущность абстрагируется от
уникальности отдельной
Специфика человеческого
бытии общества, все-таки бытие человека в мире природы лежит в фундаменте всего человеческого бытия. Для человека быть, существовать - значит занимать определенное место в природной целостности. Человек по своей природе есть прежде всего существо физическое, биологическое, организмическое, соматическое. Он размещён в пространстве природы, его жизнь может быть определена как время биологического существования. Человек обладает собственной естественной природой - телесностью, восприятием, обменом веществ и метаболизмом со средой, ему необходимы пища, питьё, одежда и жилище. Всё, что человеку необходимо как природному существу, является неразрывной частью всей
природы. Лишите человека пищи - и он постепенно всякую способность реагировать на мир общества и культуры. Изолируйте человека от звуков и красок окружающей среды - и он утратит естественное душевное равновесие. Оставьте человеку только искусственную городскую среду без деревьев и ручьев - и он постепенно утратит эмоциональную привязанность ко всему живому и естественному. Немецкий мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) в своих работах по естествознанию писал, что мы живём посреди природы, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на неё, но нет у нас над нею никакой власти, подчёркивает Гёте. Ещё более категоричен в этом вопросе французский философ Поль Гольбах (1723-1789) в своей работе "Система природы". Он пишет о том, что нельзя злоупотреблять различием между физическим человеком и человеком духовным. Человек, по Гольбаху, есть чисто физическое существо, а духовный человек - это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под известным углом зрения. Всё, что мы делаем или мыслим, всё, чем мы являемся и чем мы будем, всегда лишь следствие того, чем нас сделала всеобъемлющая природа. П.Гольбах
очень далеко проводит свой философский принцип, связывая все проявления человека с тем, что он - неотъемлемая часть великой природы.
В трудах немецкого философа
Людвига Фейербаха (1804-1872) сущность
человека всецело выводится из
сущности природы. В своей
Для философии очень важно
грани бытия человека - это лишь
различные модификации его
Понятие природы и понятие человека соотносятся двояко: 1 если природа и человек отождествляются, то бытие природы включает в себя бытие человека как природного существа; 2 если природа и человек различаются, то бытие природы противопоставляется бытию человека как специфической форме бытия природы. В этом вопросе рассматривается
обособление человека от природы и взаимодействие человека и природы. Прежде всего необходимо выявить основание, по которому человек обособляется от природы, противопоставляет себя ей. Человек не может обособиться от всей природы, от природного мира в целом. Напротив, в человеке как в микрокосмосе отражены общие свойства природы как макрокосмоса. Обособление человека от природы - это выделение человеком для себя той части природы, которая непосредственно связана со спецификой человеческого бытия. Для человека обособить себя от природы означает освоить какую-либо часть природного целого и придать ей специфически человеческие признаки. Чем выше способность человека к окультуриванию созданных всей природой естественных предметов, тем выше степень обособления человека от природы. Здесь то, что было ранее "природой", посредством усилий человека превращается в "культуру". Цель культурной деятельности - изменить предметы природы соответственно потребностям человека. Поэтому человек окультуривает не всю природу, а лишь ту её часть, которая пригодна для удовлетворения его потребностей. Например, природные залежи урана не интересовали человека до тех пор, пока он не приступил к освоению энергии атома.
Человек взаимодействует с
природой как именно человек,
только действуя по отношению
к предметам природы,
В обособлении человека от природы следует выделить два момента: духовно-сознательный и практически-деятельный. Человек осознаёт свою субъективную отделённость от природы, духовно осваивает природу.
Здесь природа выступает
не как предмет созерцания, а
как предмет человеческой
воение природы органически
связано с практической деятельностью.
Так, для поэта, для его творчества
вряд ли значимо знание погодных циклов,
климатических особенностей той
или иной местности, как и для
крестьянина в его труде