Философское учение о бытии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание

Самая читаемая и почитаемая книга в мире — Библия. Она начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился за много веков до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI вв. до н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия. Такое совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождения, структуры, возможных границ и т.д.

Содержание

Введение.
Философский смысл проблемы бытия.
Основные формы бытия и их диалектика.
Специфика бытия природы и бытия человека.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 43.41 Кб (Скачать документ)

 Деятельно-культурное отношение  человека к природе может различаться  по типам взаимодействия человека  и природы. Здесь важно установить  принципиально противоположные  типы, поскольку такое противопоставление  не надумано, а составляет суть  реальной связи человека и  природы.   

 Можно различать потребительское  и созидательное отношение человека  к природе. При этом не имеется  в виду личное потребление,  а предполагается общественный  процесс производства материальных  благ. Например, это широкомасштабная  вырубка лесов для целлюлозной  промышленности, добыча нефти для  нефтеперерабатывающей промышленности. Человеку не избежать превращения  предметов природы в культурные  предметы, но суть потребительского  отношения к природе не в  этом. Потребительское отношение  - это взгляд на природу с  точки зрения чисто экономических  категорий (стоимость, прибыль,  тонны хлопка, кубометры газа), когда  утрачивается органическая связь  человека с естественной природной  средой. Это - отчуждение человека  от природы; здесь человек теряет  прежде всего духовную связь  с природой и затем лишается

её практически.   

 Созидательное отношение человека  к природе выражается в том,  что человек не берёт из  природы безвозвратно, а сам обогащает  природу. Например, селекция дикой  пшеницы стала впоследствии основой  целой отрасли сельскохозяйственного  производства. Здесь в основе  лежит духовное стремление человека  к творчеству, а не чисто потребительские  интересы. Окультуренная природа  принципиально отличается от  разрушенной природы. Признаком  отчуждения человека от природы  является то, что потребительское  отношение оборачивается против  самого человека, разрушая человеческую  природу. Преодолеть это отчуждение  можно лишь при условии восстановления  органической связи человека  с при-

родной средой, когда среда жизненного обитания совпадает с средой жизненной  деятельности. Если же происходит разрыв этих двух аспектов природной среды, то человек утрачивает интерес к сбережению природы. Безлично-социальное отношение к природе губительно как для природы, так и для человека. Оно должно быть заменено личностно-индивидуальным отношением.    

 Взаимодействие человека с  природой есть не только постоянное  универсальное отношение, но ещё  и историческое отношение, т.е.  развёртывающееся в социальном  времени и пространстве, переходящее  от одной формы к другой. В  истории промышленности, науки, техники,  сельского хозяйства, народов  и государств зафиксированы исторические  ступени

развития отношения, которые Л.Фейербах выразил двумя общими категориями: природа - человек. Речь идёт о реальном взаимодействии, в котором человек  делает природу объектом практики и  предметом познания.   

 В философии существуют концепции,  в которых историческое взаимодействие  человека и природы рассматривается  с точки зрения развития сущности человека, форм его бытия, ступеней его деятельного совершенствования , цивилизационного состояния.

Французский мыслитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) в своей работе "Эскиз  исторической картины прогресса  человеческого разума" попытался  проследить единую линию развития человека, его способностей и потребностей. Кондорсе ведёт речь не об отдельных  людях, а о развитии способностей человеческого рода в целом. Его  интересуют не различные исторические факты, а то общее, что имеется  у различных представителей человеческого  рода. Науку, которая будет исследовать  эту проблему, Кондорсе склонен именовать  метафизикой, т.е. сугубо философской  по характеру. При этом надо отметить, что этот мыслитель в качестве субъекта истории полагает не отдельных  людей, а общество.

Человек поэтому и способен к  развитию, что человеческие общества последовательно проходят различные  эпохи. На первой стадии цивилизации  человеческий род состоял из небольших  обществ, способных на простые формы деятельности и сознания. Картина развития человеческого рода, нарисованная Кондорсе, насчитывает девять эпох. Медленное

покорение сил природы постепенно приближает человечество к счастливому  состоянию. Идея Ж.А.Кондорсе состоит  в том, что прогресс человека и  прежде всего человеческого рода в целом осуществляется в процессе неуклонного движения человеческого  разума по пути деятельного освоения внешнего мира. Разум есть как бы внутренняя способность человека приспосабливаться  к поначалу чуждой внешней среде, которая постепенно отступает перед  постоянно возрастающей мощью человеческих способностей. Всё, чего добивается человеческий род, есть завоевание его разума и  отвоёванная у природы реальность. Концепция Ж.А.Кондорсе - пример глубокого  философского анализа истории человеческого  рода, общества, культуры, цивилизации.    

 Итак, бытие человека фундируется  на неразрывной связи с природой, её силами и отношениями. Природа  открывается человеку в тонкости  научного эксперимента, целесообразности  технических устройств, яркости  художественных образов, благоговении  религиозного чувства, логике  политического решения, механизмах  промышленного труда и многом  другом. В философии анализ бытия  человека невозможен без обращения  к

природным основаниям сущности человека и к деятельному развертыванию  его сущностных сил.

        

Заключение.

         В ходе выполнения контрольной работы было выявлено, что многие социальные и биологические явления «имеют смысл» в том плане, что их необходимость заложена в сам механизм эволюции живой природы. А в XX в. выяснилось, что эволюционирует не только живая материя, но и вся Вселенная. Эволюция Вселенной также имеет свою направленность, т.е. как бы «устремленность» к какой-то глобальной «цели». Поэтому «смысл», т.е. необходимость биологической и социальной эволюции может найти свое объяснение в механизме развития Вселенной в целом, естественным фрагментом которого она, видимо, является. «Смысл» бытия нашего мира — это по сути законы его существования и развития. Они, безусловно, объективны. Смысл же человеческого существования — категория во многом субъективная. Совместить, гармонизировать эти смыслы, поймать их «резонанс», найти надежную точку опоры конечной человеческой жизни в бесконечности объективного мира — значит решить проблему бытия.

Какой бы смысл (материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался в  категорию «бытия», в аналитических  целях обычно выделяют несколько  форм бытия, т.е. своеобразных «слоев»  реальности, имеющих специфические  особенности существования. К таким  формам, как правило, относят:

1 бытие природы (вещей, процессов, состояний);

2 бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека);

3 бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е.надындивидуальные его формы).

В философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек  становился проблемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира.

 

     Список литературы

 

  1. Губин В.Д. Онтология: проблемы бытия в современной европейской философии. – М., 1998.
  2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.
  3. Лукач Д.К. Онтология общественного бытия. – М., 1991.
  4. Новожилов В.Ю. Основные характеристики человеческого бытия// Философские исследования, 2005, № 12.
  5. Основы онтологии. – СПб., 1997.

 


Информация о работе Философское учение о бытии