Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 22:14, практическая работа
Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве в семье часовщика. Женева в те времена была городом-государством в составе Швейцарской Конфедерации, центром кальвинизма. Мать парня умерла через 9 дней после родов. Жан-Жак и его брат Франсуа воспитывались отцом и сестрой, тетей Сюзанной.
1.Биография……………………………………………………………………………………. 3
2.Философскме взгляды……………………………………………………………………....4
3.Философские высказывания……………………………………………………………….13
4.Список литературы………………………………………………………………………….14
УАВИАК
Практическая работа №1
По дисциплине: «Основы философии»
«Философы.
Жан Жак Руссо»
Выполнила студентка
Гр. 08Пи-1
Хисаметдинова Найля
Оценка:
Проверил преподаватель:
Кожевникова
Галина Николаевна
Ульяновск,2011
г.
Содержание:
1.Биография…………………………………………………
2.Философскме
взгляды……………………………………………………………
3.Философские
высказывания………………………………………………
4.Список литературы……………………………
Биография
Жан-Жак Руссо (фр. Jean-Jacques Rousseau, 28 июня 1712, Женева – † 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор.
Жан-Жак
Руссо родился 28 июня 1712 в Женеве
в семье часовщика. Женева в те
времена была городом-государством
в составе Швейцарской
Когда
Жан-Жаку были 10, его отец, заядлый
охотник был обвинен в
Почти вся информация о юности Руссо известная из его собственной «Исповеди», в которой хронология событий несколько запутана. В 13 лет Жан-Жак начал работать и учиться ремеслу сначала у нотариуса, затем в гравера, который его бил. В 15 лет парень бежал из Женевы. Это произошло 14 марта 1728, когда он вернулся в город и обнаружил, что городские ворота заперты в связи с военным положением. Жан-Жак отправился в Савойю, где нашел приют у католического священника, который познакомил его с двадцатидевятилетний Франсуазой-Луизой де Варан. Она была женщиной благородного происхождения, проживавшая отдельно от мужа. Король Пьемонта платил ей за обращение протестантов в католичество. Жан-Жака отослали в столицу Савойи, Турин, с целью завершить обращения. Как следствие, он должен был отказаться от женевского гражданства, хотя позже перешел в кальвинизм и восстановил свой статус.
Принимая католицизм где Варан и Руссо, вероятно, реагировали на строгость кальвинистского убеждение в том, что человек «жалкий грешник, рожденный испорченным, склонный ко злу, неспособный сам по себе на благо. По своим убеждениям где Варан бул склонна деизма, и католическая концепция прощения грехов импонировала ей.
Руссо вынужден был заботиться о себе сам, поскольку отец и дядя от него практически отказались. Он работал слугой, секретарем, учителем, перебираясь из одного города в другой в Италии и Франции. В течение этого времени он время от времени жил в где Варан, которую он идеализировал и называл своей «мамой». Где Варан пыталась найти для него профессию, и организовала ему уроки музыки. Некоторое время Руссо учился в семинарии с намерением стать священником. Когда ему было 25, он получил небольшое наследство от матери и использовал его частично, чтобы вернуть где Варан деньги, которые она потратила на него. В 27 он стал учительствовать в Лионе.
С 1744 года он жил в Париже, где сблизился с энциклопедистами, особенно с Дени Дидро, сотрудничал в «Энциклопедии».
В 1762 году, претерпев преследований властей, покинул Францию и вернулся туда в 1770.
Умер в Эрменонвиль в окрестности Парижа 2 июля 1778.
Философские взгляды
"Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в оковах" - писал Руссо в своём основном труде "общественный договор".
Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую власть и требовал уравнения собственности, идеальным устройствам государства Руссо считал демократическую республику.
Страстный обличитель пророков феодализма, критик христианства, поборник устройства общества на разумных началах, соратник французских энциклопедистов, Ж. Ж. Руссо, несомненно, принадлежит к замечательному кругу людей, которые во Франции "просвещали головы для приближавшейся революции". Вместе с тем к особенностям его воззрений относят такие черты, как двойственное отношение к цивилизации, критика прославляемого просветителями буржуазного прогресса, проницательное усмотрение в непреложной для прочих просветителей основе существования человека – в частной собственности – источника неравенства между людьми и корня социальных зол, выдвижения принципа народоправия в противовес идее просвещенного государя. Имя Руссо не без основания связывают с кризисом, пережитом просветительской идеологией, у Руссо она действительно достигла критического пункта, от которого началось ее критическое отношение к себе.
Это отчетливо видно в "рассуждении о науках и искусствах" (1750г. ), где автор своими так называемыми "парадоксами" дразнит просветительское самомнение, предвещая последнему появление опасной для него антиидиологии, если оно не преодолеет односторонности своего здравомыслия.
Простой моральный такт Руссо подсказывает ему, что бытиё человека в этом "лучшем из миров" не соответствует его подлинной человеческой сущности, что человек, каким он выявляется также и из просветительской концепции, не только не таков, каким он должен быть согласно своей истинной природе, но и представляется не тем, что он есть на самом деле.
У Руссо резкое различение на бытиё и видимость. Сама человеческая действительность на определенном, фиксируемом им этапе развития являет их разведенность и жесткость навязывает эту раздвоенность, та что "люди уже не решаются казаться тем, что они уже есть", "стало выгоднее притворятся не таким, каков ты есть на самом деле". Индивид стал нуждаться в репутации, он придает теперь значение тому, как на него смотрит остальной мир, он уже не решается спросить у себя, что он собой представляет, но вопрошает у других, "он может жить только во мнении других, и, так сказать, из одного только их мнения он получает ощущение собственного существования"; он постоянно живет "вне себя". Познавая эту пустую и обманчивую внешность, он познает, собственно, то, что не есть он сам. При этих условиях ориентированность на внешние предметы и устремленность ко все большему приращению познаний лишь отдаляют человека от самого себя. "Чем больше накапливаем мы новых знаний", - с сожалением отметил Руссо, - "тем более отнимаем мы у себя средств приобрести самое важное из всех; так что по мере того, как мы углубляемся в изучение человека, мы в известном смысле утрачиваем способность его познавать".
Непрестанному распространению знания вширь, приращению знания полагается качественный предел: "объективное" познание схватывает лишь внешность, "кажимость" и не достигает самого предмета, потому что "быть и казаться – это отныне две вещи совершенно различные". "Объективный", сторонний наблюдатель, говорит Руссо, составил бы о современных людях представление как раз обратное тому, что они представляют собой в действительности. И то же самое при объективном способе самопознания: человека познает себя внешним самому себе. Поскольку все сводится к внешней стороне вещей, то лицо как бы срастается с маской и личностью утрачивает специфическое достоинство, за личность признается личина. Заангажированный исключительно внешним бытием и погруженный в него, человек приходит к заключению о том, что внутренние ценности – это химера, что нет добродетели, а есть выгода, что люди волки и потому могут со спокойной совестью пожирать друг друга, что достоинство человека измеряется тем, сколько за него можно заплатить и т. д. Человек отчуждается от своих живительных нравственных корней.
Без
действительности нарушения уравновешенности
душевного состояния
Если
Просвещение, проектируя человеческий
мир по своему образу и подобию, стремилось
образумить человека, то, по мнению Руссо,
дело заключается скорее в очеловечении
разума. Часть его аргументов направлена
не против разума, как таково, а против
определенной его формы, которая
враждебно противостоит человечности,
нравственности. Но как понять более
общие тезисы типа: "Состояния
размышления – это уже
Картезианский метод сомнения сделал рассудок критичным по отношению ко всякому привходящему в него содержанию, но не к себе самому. Руссо распространяет метод сомнения на саму форму мыслящего рассудка и показывает, что, выступая против предрассудков, рассудок сам в то же время покоится на одном из них – на мнении о собственной непогрешимости. Испытывая метод рассудка на нем же самом, Руссо не отвергает рассудка, а, напротив, интенсифицирует и оживляет его. К мнению рассудка о непререкаемости своего авторитета в деле утверждения истины – непроанализированному, принятому "на веру"- присоединяется отличное от его "самомнения" еще одно мнение о нем. Оба мнения, сомнения, одинаково рассудочные, расчленяют содержание представления рассудка о себе самом, благодаря чему появляется специфическая форма движения рассудка к разуму.
Это
возведение первого ко второму по
существу критично. На языке рассудка
Руссо рассказывает о противоречивости
не только просветительских ценностей
признававшихся положительными, но и
самого рассудка. Разум в форме
рассудка, провозглашаемый просветителями
сущностью человека, оказывается
способным перечить самому себе –
не только освещать противоречия, но и
"светиться через противоречия"
Сущностью человека является свобода, способность повиноваться или противиться велению природы. В первоначальном состоянии он не отрывался от этой своей сущности, но теперь он не свободен – это осязательный факт "Человек рождается свободным, но повсюду в оковах. Руссо противоположностей двух последовательных состояний и стремится дать рациональное и естественное объяснение переходом от одного к другому: необходимо предположить самой человеческой природе способность ее реализации не только в соответствии с собою, но и в противоположности себе самой. Если верно, что у человека в ходе его развития могли появиться желания и возможность выйти из первоначального состояния, "то винить в этом надо бы природу, а не того, кого она таким именно создала". Недаром почти век спустя после написания мимики Руссо стал предметом особого внимания Маркса стало именно "то, что человеческая сущность опредмечивается бесчеловечным образом, в противоположность самой себе.
И
так Руссо решается изобразить современное
состояние, ситуацию человека в гражданском
обществе как превращенную форму
естественного состояния и