Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:25, реферат
Эвтаназия не является узкомедицинской проблемой, но концентрирует в себе всю антропологическую проблематику со временности и затрагивает фундаментальные основания человеческого бытия в мире.
Эвтаназия - как осуществляемое руками медиков целенаправленное ускорение смерти больного человека (обоснуемое, как правило, безнадежностью его состояния и соображениями избавления его от страдании) - на протяжении 2500 лет отторгалась в медицине, осуждалась в обществе и преследовалась по закону (о чем, в частности, свидетельствовал обвинительный приговор по делу нацистов-медиков, практиковавших эвтаназию в нацистской Германии в рамках доктрины «расовой гигиены»).
В результате рассмотрения основных положений утилитаризма оказалось, что методологическая функция принципа полезности оказалась недостаточной для того, чтобы оценить эвтаназию. Но, при условии ограничения ее сферы, она способна оказать положительный эффект, То есть принцип полезности надо рассматривать как один из факторов, который наряду с другими дает возможность оценить поступок всесторонне. Большинство утилитаристов поддерживают эвтаназию, руководствуясь оценкой тех последствий, которые последуют за ее легализацией.
При исследовании эвтаназии с точки зрения понятий "добро" и "зло", мы пришли к выводу, что эти понятия не так однозначны, поэтому для рассмотрения эвтаназии в их контексте необходимо учитывать их диалектику, конкретно-исторические обстоятельства и интересы людей, складывающиеся на фоне этих обстоятельств.
Диапазон оценочных понятий "нравственное - безнравственное" достаточно велик. Поэтому оценка всегда является соотнесением реального количества "добра" и "зла". Это обстоятельство делает возможным оценивать поступки, которые не являются необходимыми с точки зрения нравственного развития общества, но которые необходимы с точки зрения реалий сегодняшнего дня, - как нравственно допустимые. Из возможных в данных условиях вариантов поведения такой поступок является наиболее приемлемым. Он не наносит существенного ущерба обществу или отдельным его представителям, но и не выражает передовые тенденции в нравственном развитии.
Итак, понятие нравственной допустимости означает такие поступки, которые не выступают идеалом нравственности, но являются наиболее нравственными в конкретных социальных условиях.
Эвтаназия, на наш взгляд, может стать одним из примеров нравственно-допустимого поведения. Нравственная допустимость ее определяется объективными и субъективными обстоятельствами. Основным критерием нравственной допустимости является интегра-тивная ценность действий для всех затронутых ими субъектов все-* го временного промежутка, для которого они имеют значение.
Итак, проделав путь философского исследования согласно намеченной цели, мы предложили один из возможных вариантов подходов по этой проблеме.
В заключение необходимо заметить, что самым гуманным решением проблемы эвтаназии будет не запрещение или разрешение какой-либо ее формы, а активная борьба против любых проявлений пассивности во всем, что касается человека, активная помощь делу жизни и противостояние смерти.