Филосовская теория познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:26, реферат

Описание

Философская теория познания
Объяснение познавательных способностей и возможностей человека основано на теории отражения, религиозных и разного рода иррациональных концепциях. Теория отражения изучает познание с научно-светских позиций. Отражение - это одно из всеобщих свойств материального мира. Оно представляет сохранение признаков воздействующего объекта другим объектом, который испытывает это воздействие. Отражение есть двусторонний или многосторонний процесс в зависимости от количества взаимодействующих объектов. Благодаря отражению, предметы и явления материального

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 27.77 Кб (Скачать документ)

 

Понятие - форма логического  мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта  познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных  объектов. Оперирование понятиями позволяет  находить родовые (общие) и видовые (особенные, частные) существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию  объекта познания. Формирование понятий  осуществляется вне непосредственного  взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию опознаваемом объекте. При этом активно  используются такие приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.

 

Суждение как форма  абстрактно-логического познания представляет всякую завершенную мысль об объекте  познания. По качеству суждение может  быть утвердительным или отрицательным, по объему единичным, частным и общим. По содержанию знания оно бывает атрибутивным (относительно свойств объекта познания), суждением отношений и существования. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных  предложений не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли  и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными  по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия - такие слова, которые имеют объем  и содержание, несут важную информацию об объекте познания.

 

Умозаключение представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание. Суждения в  умозаключении должны иметь логическую связь между понятиями. Не обращаясь  непосредственно к объекту познания, субъект с помощью умозаключений  может получать новые знания о  его существенных признаках и  связях.

 

Абстрактно-логическое или  рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего  познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические  знания. Многие люди, тем не менее, руководствуются  в своей практической жизни преимущественно  чувственными знаниями, основанными  на них верованиями, мифами, традициями и обычаями, другими формами постижения бытия. В чувственном познании вопрос об истинности знания часто подменяется  «правдой», «догмой», силой общественного  мнения, привычкой.

 

Познание осуществляется двумя путями: репродуктивно и  продуктивно. Репродуктивное познание означает фиксацию моментов отражения  в сознании и закрепление их в  мыслительных образах такими, какими они были восприняты. Репродуктивное познание воспроизводит как бы зеркально, без каких-либо существенных изменений  свойства и связи бытия в знании, накапливает их. Такое познание необходимо. Но человек также творит мир собственной  жизни. Все, что отсутствует в  готовом виде в природе, человек  создал сам в результате творческой, продуктивной деятельности. Процессу познания также свойственно творчество.

 

Творческий характер познавательной деятельности складывается из нескольких важных условий и процессов: познание должно быть свободным, непринужденным или чрезвычайно трудным; познающему субъекту важно вдохновение, эмоциональный  и внутренне логический подъем, настрой  на открытие нового, необычного, прекрасного; иное, как бы «в первом чтении», «чистое» восприятие и осмысление объекта  познания; творчество требует решительного отхода от типического, повседневного, стандартного в познании; творчество есть постоянное обращение к исторической памяти и воображению, даже фантазии; оно есть доведение познавательных способностей до высоты интуитивного, «до умного видения».

 

Творческий характер познания связан прежде всего с глубоким самопознанием  человека как творца знаний, культуры. Повседневная жизнь делает индивида своеобразным автоматом. Ему некогда  обратиться к себе, к глубокому  постижению и открытию своей сущности. Многие философы считали, что самопознание - главное условие и признак  творчества, творческого познания. Эвристический, нацеленный на открытие нового, характер познавательной деятельности неизменно приносит свои результаты, формирует самотворчество. Продуктивность познания зависит также от социальной значимости его результатов. Человек  редко ориентируется на то, чтобы  овладеть массой знаний и творческим характером познания в личных только интересах. Для него важнее общественная оценка его труда, признание, социальный авторитет и польза для других.

 

Общая оценка творчества в  познавательной деятельности не всегда точна или даже научна. Часто она  связана с такими свойствами человека или объекта познания, которые  не поддаются строгому определению. Поэтому и в творчестве по добыванию  знаний много субъективного, непонятного  и даже таинственного. Данное суждение относится не только к обыденному познанию, религиозному постижению бога, оккультной медитации, но и к научному познанию.

 

Более конкретно творческий характер научного познания может выглядеть  следующим образом. Творчество означает выбор сложной или значимой познавательной цели или нескольких (поэтапных) целей. Познание должно сочетать экспериментальный  и логический уровни, опираться на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов. Важное место в творческом научном познании занимают методы и средства получения  истинного знания, использование  современной методологии и (если необходимо) технической базы. Неотъемлемым атрибутом научно-познавательного  творчества является основательная  информированность субъекта в основной и смежных областях исследования. Познавательное творчество есть многообразная  проверка полученных результатов, проявление смекалки и изобретательности в  способах проверки, в повышении точности полученного знания.

 

 Всякое познание завершается  формулированием знания. Оно может  быть ложным, знанием-заблуждением  и истинным знанием. Ложное  знание формируется специально  с целью исказить восприятие  объекта познания. Искажение знания  осуществляется в интересах познающего  субъекта или по заданию (заказу) других субъектов. Субъект, формирующий  ложное знание, обладает, как правило,  и истинным знанием, но скрывает  его. Ложь возникает тогда,  когда истинное знание уже  существует. Ложное знание может  представлять опасность для других  людей, когда оно связанно с  важными сторонами их жизни.

 

Знание-заблуждение означает непреднамеренное искажение знания или его неверное первоначальное формулирование. Заблуждение бывает результатом поверхностного знания, использования ошибочных или  недостаточно адекватных объекту познания методов и средств. Заблуждения  в научном познании связаны со слабой материально-технической базой, ошибочной методологией или со сложностью, малоизученностью объекта познания, невозможностью его комплексного изучения. Заблуждения естественны как в обыденно-практическом (чувственном), так и в теоретическом (рациональном) познании.

 

Несомненной ценностью обладает истинное знание. Истина - это такое  знание, которое соответствует объекту  познания, его свойствам и законам, другим характеристикам. Истина может  быть адекватной, прежде всего материальным объектам познания. Идеальные объекты  познаются опосредованно или  принимаются на веру. Опосредованно  изучается сознание человека, его  свойства и функции. На веру принимается, прежде всего, бог, другие символы религии. Среди представителей религии и  религиозной философии вера признается выше знания, так как она от бога, а знания - от самого человека. Общество и наука ориентируются в своей  деятельности прежде всего на истинные знания. Вера - элемент мировоззрения, следование вере или неследование ей — это естественное свободное  право выбора для каждого человека. Но обществу необходимы и точные, обширные и глубокие знания. Поэтому истинное знание всегда актуально.

 

Истина имеет ряд существенных характеристик. Во-первых, она обладает объективностью и субъективностью. Объективность истины означает независимость  ее содержания от познающего субъекта. Объективность истины определяется объектом познания. Если объект познания идеален, мера объективности знаний в нем существенно снижается  или вовсе отсутствует. Объективность  истины состоит также в содержании и смысле информации об объекте познания. Субъективность истины связана с  выражением знания в той или иной форме (знаковой системе). Как зазвать  открытое (обнаруженное) свойство или  сам объект познания, в каких словах или понятиях выразить полученное знание, какие акценты усилить или  ослабить - это и многое другое зависит  от познающего субъекта. Субъективностью  обладает и оценка полученного знания как истинного, как заблуждения  или ложного знания.

 

Во-вторых, всякое истинное знание есть единство абсолютного и относительного знания. Абсолютность истины означает полное, завершенное, исчерпывающее  знание об объекте познания. Такой  истины не существует, так как все  бытие непрерывно меняется, а возможности  человека к познанию всегда ограничены сложностью объекта познания, недостаточностью инструментария, а также субъективно-гносеологическими  способностями человека. Но абсолютность истины означает также неопровержимость и достоверность знания на каждый конкретный момент его существования. Такое знание можно получить, провести его достаточную аргументацию и  использовать на практике. Неопровержимость и достоверность в абсолютной истине составляют «зерна» вечного, правильного знания. Такое знание часто проявляется в форме  методологического основания для  получения более конкретного  знания. Так, суждение «все в мире находится  в постоянном изменении и относительном  покое» опровергнуть невозможно. Это  достоверное знание общего, мировоззренчески-методологического  характера. Оно может быть конкретизировано применительно к объектам познания меньшей степени общности.

 

Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность. Но благодаря  объективности истины, мы доверяем такому знанию, используем в жизни. Всякое знание относительно. Но абсолютизация этого признака истины приводит к релятивизму. Относительное знание необходимо соотносить с моментами абсолютного знания, другими признаками. Тогда абсолютность и относительность будут осмысливаться как имманентные признаки истины, неразделимые характеристики верного знания.

 

Говоря об относительном  характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в  сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Именно наличие абсолютно достоверных  и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех  областях, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет  права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии  состава преступления.

 

В-третьих, истина есть единство абстрактного и конкретного знания. Абстрактность истины выражает возможность  самостоятельного существования знания от объекта познания, когда в нем  опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые - сохраняются. Чем  выше степень обобщения, тем «дальше» удаляется знание от объекта познания, тем абстрактнее оно становится. Абстракции всеобщего характера  приобретают мировоззренческий  смысл. Такие понятия, как «бытие», «материальное», «идеальное», «изменение», «покой», «движение» и другие являются предельно широкими абстракциями истинного  знания. Существует абстрактно-истинное знание и меньшей степени общности: «человек», «общество», «политика», «юрист»  и т.д. Абстрактное в истине - необходимый  признак. Он позволяет осуществлять классификацию и типизацию объектов познания, временно обращать внимание на одни характеристики, изучая их более  подробно и глубоко, отвлекаясь от других характеристик. Вне абстрактного знания невозможна ни одна теория.

 

Абстрактность истины неотделима от ее конкретности. Конкретное в истине указывает на соотносимость знания с определенным объектом познания. Как и объективность, конкретность ярко проявляется при познании материальных объектов. Изучая идеальное, его виды и формы, человек субъективирует конкретность познания логическими  и другими приемами. Конкретность истины при этом теряет свою объективность. Особую значимость конкретность истины приобретает при изучении истории  общества, прогресса и регресса, места и роли человека в общественном развитии. Объективность и конкретность социального познания проявляются  в нейтральном, независимом от интересов  и устремлений других людей изучении конкретных общественных явлений и  процессов, деятельности субъектов  истории.

 

Меру истинности знаний можно  проверить. Существует три основных способа проверки истинности знания. Первый способ состоит в многократном повторении чувственного опыта, подтверждающего  или опровергающего имеющееся знание. Особую значимость при этом имеет  практический эксперимент. Второй способ связан с логической аргументацией  и опровержением. В теории накоплен значительный инструментарий формально-логической или диалектической проверки истинности знания. Многие фундаментальные, а также  ряд гуманитарных наук используют данный способ как основной, потому что другие способы или неубедительны, или невозможны. Третий способ проверки истинности знания состоит в обращении к практике. Данное обращение не означает простую, многократную опытную проверку. Практика как критерий истины показывает ее истинность, подтверждая знание закономерным ходом развития, существенными признаками, специально разрабатываемыми программами и методиками. Практика как материально-чувственная, предметная и целеполагающая деятельность субъектов истории и культуры, имеет своим содержанием преобразование природных и социальных объектов. Истинность знания проверяется объективностью, общесоциальным характером, конкретностью и закономерностями практики. Но и практика не является абсолютным, итоговым критерием истины, так как в ней присутствует высокая вариантность, субъективизм, изменчивость и другие признаки, они выступают как бы оппозиционными по отношению к объективности практики как критерия истины.

 

Таким образом, процесс познавательной деятельности человека достаточно сложен, но он и хорошо изучен. Важное значение имеет творческий характер достижения истинного знания и его всесторонней проверки. В современном обществе ценность имеют, прежде всего, научные  знания.

 

 

Список использованных источников

 

1. Алексеев П.В. Философия  /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби,  Проспект, 2005. — 608 с.

Информация о работе Филосовская теория познания