Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:26, реферат
Философская теория познания
Объяснение познавательных способностей и возможностей человека основано на теории отражения, религиозных и разного рода иррациональных концепциях. Теория отражения изучает познание с научно-светских позиций. Отражение - это одно из всеобщих свойств материального мира. Оно представляет сохранение признаков воздействующего объекта другим объектом, который испытывает это воздействие. Отражение есть двусторонний или многосторонний процесс в зависимости от количества взаимодействующих объектов. Благодаря отражению, предметы и явления материального
Философская теория познания
Объяснение познавательных
способностей и возможностей человека
основано на теории отражения, религиозных
и разного рода иррациональных концепциях.
Теория отражения изучает познание
с научно-светских позиций. Отражение
- это одно из всеобщих свойств материального
мира. Оно представляет сохранение
признаков воздействующего
Отражение между
Осознаваемое отражение
человеком окружающего
В истории философии шли острые дискуссии о том, может ли вообще человек познавать мир, а если может, то что именно, существуют ли какие-либо пределы познания, методы, формы. Что такое знание, истина? Утверждалось, например, что конкретные материальные объекты человек может познавать, а Бог, космос — непознаваемы. Одни считали, что познание человека связано с его чувствами или логическим мышлением. Другие отстаивали существование иррационального познания. Эти и многие другие точки зрения на познание и отражение человеком природного мира, общества и самого себя существуют и сегодня.
Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности состоит, во-первых, в обосновании мировоззренческой позиции на соотношение сознания человека и бытия. Во-вторых, в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания. В-третьих, в анализе уровней, способов и форм, содержания и результатов процесса познания. В-четвертых, философия рассматривает общую и всеобщую методологию познавательной деятельности человека, особенности научного и вненаучного познания, критерии познавательной деятельности.
Современные концепции познания
условно можно разделить на философские
и концепции познания других наук.
К философским концепциям относятся
учения, основанные на материалистической
или идеалистической
Точки зрения, отрицающие или
ограничивающие познавательную деятельность
человека, обобщенно называются агностицизмом.
Разновидностями агностицизма являются:
скептицизм, релятивизм, иррационализм,
религиозное откровение и др. Скептицизм
существовал в форме критики
рационализма софистов в эпоху античности;
как ортодоксальный (фидеистический)
и антирелигиозный скептицизм в
средние века; в форме возрожденческого
«первого пирронизма» и «беллианизма»
XV-XVI веков; иррационализма в Новое
время. Сторонники скептицизма сомневались
в возможности или
Важно отметить, что ограничение
познавательных возможностей человека
имеет и некоторую реально-
Познание и знание характерны для человека и высших животных.
У животных познание не является
самостоятельным в психике
У человека познавательный процесс и его результаты осознаются. Осознанию, как и всему сознанию человека, характерны осмысленность (фиксация мысленных состояний и образов, их разграничение на основе сходства и различий, самоконтроль и т.п.), целеполагание, целесообразность, творчество, предвиденье. Знания у человека закрепляются не столько в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе, основанной на языке и речи.
В связи с тем, что познание присуще высшим животным и человеку, существует два его определения. В широком смысле познание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяется как развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Познание человеком бытия - это общественно-исторический процесс отражательно-творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний. Знание есть результат познания, реально-образное закрепление процесса отражения в сознании человека, выраженное в вербально-знаковой форме. Знание соотносится с информацией как более широким явлением. Информация есть свойство и результат всякого отражения. С помощью информации осуществляется, например, передача признаков от одной элементарной частицы к другой, от клетки к клетке, от одного организма к другому, от человека к человеку. Знание — разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование.
Люди осознают и изучают
свою познавательную деятельность. Изучение
осуществляется непосредственно практически
и теоретически. Объяснение познания
на основе теоретического и повседневного
опыта формирует первичные
Всякий познавательный процесс человека имеет объект познания и познающего субъекта. Субъект познания - всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознанную познавательную деятельность. Объект познания - бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Когда человек познает сам себя, субъект и объект познания предметно совпадают. Объектом познания бытие выступает тогда, когда субъект устанавливает с ним непосредственную или опосредованную связь. Отражательно-познавательные связи между субъектом и объектом последовательно приобретают формы: связи, отражения (от объекта к субъекту); связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).
Люди как субъекты познания
различаются между собой
Познавательная деятельность
человека осуществляется на двух основных
уровнях: на чувственном и абстрактно-
Чувственное познание предполагает
непосредственное отражение объекта
познания. Значительная часть знаний,
полученная на основе органов чувств,
не проходит через сознание. Она
остается на уровне психически бессознательного.
Это предостерегает сознание от перенапряжения.
На основе избирательности отражения,
внимания, памяти, целеполагания, других
психических процессов и
Основными формами чувственного знания являются ощущения, восприятия и представления.
Ощущения - осознанная часть
первичного чувственного отражения
как познания. Это идеальные образы
сознания, в которых зафиксированы
отдельные внешние
Восприятия — переосмысленные
ощущения, в которых сформирована
целостная, но поверхностная характеристика
объекта познания. Восприятие - первый
шаг деятельности сознания по группировке
и некоторому обобщению информации,
содержащейся в ощущениях. Благодаря
восприятиям человек
Представления — воспроизведение
в сознании образов ранее воспринятых
объектов познания с помощью памяти,
внимания, ценностных ориентиров, а
также формирование новых образов,
созданных продуктивным осознанием
информации или воображением. В отличие
от ощущений и восприятий, представления
уже «поднимаются» над
Существует точка зрения,
согласно которой оперирование в
сознании (ощущениями, восприятиями и
представлениями не составляет содержание
мышления человека. Это как бы предмышление,
то есть чувственное осознание
Абстрактно-логическое или
рациональное (теоретическое) познание
представляет более высокий уровень.
Оно позволяет проникать в
сущность объектов познания, открывать
их качественные характеристики, закономерности.
Это, как правило, опосредованное познание,
не предполагающее прямого взаимодействия
с объектом познания. Основными формами
абстрактно-логического