Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:52, контрольная работа
Цель работы: подробно рассмотреть философию Фомы Аквинского.
Для достижения поставленной цели, я решала следующие задачи:
• Рассматреть основные черты философии средневековья;
• Проанализировать литературу по данной теме;
• Систематизировать изученный материал;
Введение 3
Глава 1
1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 5
2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 6
3. Специфика средневековой схоластики 9
Глава 2
4. Ориентации и переориентации религиозной философии 10
5. Проблема «доказательства» существования бога 12
6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии 15
Заключение 17
Список литературы 19
4.Ориентации и переориентации религиозной философии
Каковы те главные принципы и ориентации, которые религиозная философия кладет в основание философии? По каким линиям идет обновление, переориентирование религиозной философской мысли? Ограничимся при рассмотрении этих вопросов важнейшим аспектом — пониманием задач, предмета, главных проблем философии.
В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (теологии, учению о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. Такой была установка Фомы Аквинского Но и другие христианские вероисповедания в общем придерживались и придерживаются догмы о первенстве и главенстве теологии над философией Переориентация в этом пункте, в сущности, не является официальным пересмотром догмы. Но неортодоксальные религиозные философы «явочным порядком» как бы обособляют философию от теологии и в своих философских занятиях далеко не всегда «оглядываются» на теологические установки.
Соответственно этому
Пожалуй,
в наибольшей степени
Суть обновленного подхода к
вопросу о науке и разуме, и
роли в современном мире можно
кратко сформулировать
С
другой стороны, в документах
и произведениях, о которых
идет речь, большую роль занимают
критика науки, демонстрация
И
вместе с тем религиозная
Извне
— когда нерелигиозные
Изнутри
— когда верующие, теологи, религиозные
философы раскалываются на два
борющихся лагеря — догматиков
и обновленцев Одни не желают
никаких перемен и приходят
в ужас от любой попытки
идейной переориентации, от того,
что церковь якобы слишком
«открывает себя» миру Другие,
напротив, недовольны все еще
сохраняющейся догматичностью, робостью
предпринимаемых теоретических
реформ. В таком напряженном состоянии
идейного противоборства — сопротивляясь
переменам и все же идя на них, обновляясь,
но сохраняя традиционалистско-
5.Проблема «доказательства» существования бога
На протяжении всей своей истории, включая и современность, важнейшим, если не первейшим предметом теологии и религиозной философии остается проблема бытия бога. Правда, в наше время в адрес религиозной философии все чаще высказывается такой упрек: если бог действительно и несомненно существует, почему необходимо столь упорно доказывать его существование? На этом основании иные «новаторы» в самой религии предлагают вообще исключить данную проблематику из теологии и философии. Однако большинство религиозных мыслителей с такими радикальными предложениями не соглашаются. “Они исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества преодолевать сомнения верующих относительное существования бога и опровергать аргументы атеистов относительно его несуществования”. А это особенно нужно, заявляют! религиозные философы, в наш век, когда все подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.
Не следует упрощать дело и думать, будто вследствие этого ' современная христианская философия во всех случаях оказывается простым повтором ее классических, то есть средневековых образцов. Такие подходы тоже существуют. Но как раз наиболее известные религиозные мыслители наших дней — те, кто полагают, что путь к принятию существования бога надо прокладывать от самых острых проблем, тревог, забот современного человечества. Рассуждения наиболее крупных представителей религиозной философии XX столетия на все эти темы отнюдь не беспочвенны и порою проникнуты глубоким критицизмом, искренним беспокойством о судьбе человека и мира. Но какими бы оправданными ни были их критические суждения, все же главная цель остается прежней — утвердить догму о существовании бога.
Приглядимся
к тому, как это делается, в
чем тут сходство с традициями
религиозной мысли и каковы новые
моменты по сравнению с ними. Традиционализм
религиозной философии
По содержанию «доказательства»
Картина
этого отношения довольно
Одни томисты пытаются
По-разному решается и вопрос о том, на чем следует сделать акцент в попытках — с учетом реалий современного мира — решать проблему бытия бога. Одни философы-томисты, поддерживая Фому, стремятся идти главным образом от истолкованных в соответствующем духе данных естествознания о строении мира, считают, что путь «космологических доказательств», как их именовали в истории мысли, особенно предпочтителен в наш век, когда познание мира в его космической целостности обладает в глазах людей таким большим авторитетом. И потому они связывают дальнейшее движение религиозной философии с более тщательной, чем у Фомы, работой над космологией, теорией познания, логикой. Другие философствующие томисты, возражая «космологам» и «гносеологам», стремятся в данном вопросе, как и в других вопросах религиозного миросозерцания, выдвинуть на первый план проблему человека и тем самым актуализировать философско-антропологические моменты классического томистского наследия. Томистская философия в конечном счете отдала предпочтение последнему варианту и на этом пути претерпела «антропологическую» переориентацию. Почему «антропологический поворот» происходит в религиозной философии именно в XX веке? В чем он выражается и как связан с традициями религиозного миропонимания?
6.«Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии.
Проблема
человека занимала заметное
Что касается неотомизма наших
дней, то в нем тенденции