Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:52, контрольная работа
Цель работы: подробно рассмотреть философию Фомы Аквинского.
Для достижения поставленной цели, я решала следующие задачи:
• Рассматреть основные черты философии средневековья;
• Проанализировать литературу по данной теме;
• Систематизировать изученный материал;
Введение 3
Глава 1
1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 5
2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 6
3. Специфика средневековой схоластики 9
Глава 2
4. Ориентации и переориентации религиозной философии 10
5. Проблема «доказательства» существования бога 12
6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии 15
Заключение 17
Список литературы 19
Если
в свое время
Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул "ангельского доктора", причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ.
Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. В своей теодицее (оправдании Бога) Фома снимает с него ответственность за зло и возлагает эту тяжелую ношу на плечи несовершенного человека.
Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Согласно Аквинскому, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.
Как первопричина, Бог создает многочисленные роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства, требуемых для полноты универсума, имеющего иерархическую структуру. Особое место в творении занимает человек, заключающий в себе два мира — материальный и духовный, являющийся единством материального тела и души как формы тела. Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор.
Основополагающий принцип познания, по Аквинскому, - реальное существование всеобщего. Человеку присущи две способности познания - чувство и интеллект. Истину Фома определяет как "соответствие интеллекта и вещи". При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врожденное знание, он вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.
Будучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений. Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с внешней - законы и благодать. Фома анализирует добродетели и противостоящие им пороки, однако он полагает, что для достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа. Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических добродетелей - веры, надежды и любви
В
политике Фома выделял шесть форм
правления. Справедливые формы правления,
по его мнению, — монархия, аристократия
и полисная система, несправедливые
— тирания, олигархия и демократия.
Наилучшая форма правления —
монархия, поскольку движение к общему
благу наиболее эффективно осуществляется,
направляясь единым источником; соответственно
наихудшая форма правления —
тирания. Но все же церковную власть
Фома ставил выше светской.
Cписок
литературы: