Фома Аквинский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание

Цель работы: подробно рассмотреть философию Фомы Аквинского.
Для достижения поставленной цели, я решала следующие задачи:
• Рассматреть основные черты философии средневековья;
• Проанализировать литературу по данной теме;
• Систематизировать изученный материал;

Содержание

Введение 3
Глава 1
1. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики 5
2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом 6
3. Специфика средневековой схоластики 9
Глава 2
4. Ориентации и переориентации религиозной философии 10
5. Проблема «доказательства» существования бога 12
6. «Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии 15
Заключение 17
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная философия.docx

— 41.91 Кб (Скачать документ)

  Если  в свое время антропологические  учения М. Шелера, Ж. Маритена, Г. Марселя, П. Тиллиха, Э.  Мунье, Тейяра де Шардена принимались  ортодоксами с опаской, а то  и просто осуждались, то сегодня  многие идеи названных философов  широко используются сторонниками  «антропологического поворота» внутри религиозной мысли и вне ее. 

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение

     Фома  Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул "ангельского доктора", причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых Иоанном XXII и считающийся покровителем католических университетов, колледжей и школ.

     Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более  от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. В своей теодицее (оправдании Бога) Фома снимает с него ответственность за зло и возлагает эту тяжелую ношу на плечи несовершенного человека.

     Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Именно они суть реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще. Согласно Аквинскому, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

           Как первопричина, Бог  создает многочисленные роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства, требуемых для полноты  универсума, имеющего иерархическую  структуру. Особое место в творении занимает человек, заключающий в  себе два мира — материальный и  духовный, являющийся единством материального  тела и души как формы тела. Человек  отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании  этого, способностью совершать свободный  осознанный выбор.

     Основополагающий  принцип познания, по Аквинскому, - реальное существование всеобщего. Человеку присущи две способности познания - чувство и интеллект. Истину Фома определяет как "соответствие интеллекта и вещи". При этом понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врожденное знание, он вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов, абстрагированных от чувственного. Он выдвинул принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать; на этом принципе основываются все другие нормы логического мышления.

     Будучи  первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений. Фома отдавал должное  деятельности, направленной на достижение земных, конечных форм блаженства. Началами собственно нравственных деяний с внутренней стороны являются добродетели, с  внешней - законы и благодать. Фома анализирует  добродетели и противостоящие им пороки, однако он полагает, что для  достижения вечного счастья помимо добродетелей существует необходимость  в дарах, блаженствах и плодах Св. Духа. Нравственную жизнь Фома не мыслит вне наличия теологических  добродетелей - веры, надежды и любви 

     В политике Фома выделял шесть форм правления. Справедливые формы правления, по его мнению, — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления —  монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; соответственно наихудшая форма правления —  тирания. Но все же церковную власть Фома ставил выше светской. 

   
 
 
 
 
 
 
 

Cписок литературы: 

  1. Боргош  Юзеф. Фома Аквинский М.,1975.
  2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991.
  3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.
  5. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. –

Информация о работе Фома Аквинский