Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:17, контрольная работа
Философия истории отвечает на вопрос об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории и о возможностях обретения общечеловеческого единства. Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Сам термин был введён Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности. Вопрос же о существовании общих законов исторического развития впервые поставил немецкий просветитель Гердер. В своей работе "Идеи к истории человечества" (1784) он писал: "...сразу становятся ясны нам и простые и недвусмысленные принципы философии истории, очевидные, как сама естественная история человека; эти принципы - традиция и органические силы. ...философия истории идёт вслед звеньями цепи, за традицией, а потому это подлинная история людей, иначе все внешние события -лишь облака и пугающие нас уроды."
Введение
1 Проблема периодизации истории
1.1 Теория И.Г.Фихте
1.2 Формации или цивилизации?
2 Формационный подход к истории
2.1 Термин "формация"
2.2 Критические взгляды на учение Маркса
2.3 Роль формационного подхода в философии истории
3. О сущности цивилизационного подхода к истории
3.1 Термин "цивилизация"
3.2 Анализ цивилизационной теории
3.3 Этапы развития общества
3.4 Эволюция категории цивилизации
3.4.2 Суть цивилизационного подхода
Заключение
Список использованных источников
3. Формационный анализ
сводит государство к роли
инструмента политического
4. При формационном подходе
функционально обеднённой
М.А. Барг делает следующий вывод: Формационный подход к истории не может претендовать на глобальную эвристическую функцию в историческом познании вообще, поскольку оставляет вне поля зрения множество элементов и связей общества как системы, которые тем самым не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Учёные пытались определить содержание цивилизационного подхода. Его главное отличие, пишет Барг, заключается в раскрытии сущности, смысла любой исторической эпохи "через её человеческое измерение". По М.А. Баргу цивилизационный подход ориентирует исследователя на познание прошлого "через все формы объективации субъективной истории". Концепция цивилизации, включая как объективный (формационный), так и субъективный (антропологический) аспекты истории, открывает возможность построения собственно исторической методологии, которая позволяет представить исторический процесс в динамическом сопряжении объективно-заданного и объективно-волевого начал. Цивилизационный подход открывает возможность изучения многовариантности путей общественно-исторической эволюции различных регионов планеты, стран и народов, тогда как в формационном подходе универсальность этой эволюции достигается ценой лишения народов их исторической индивидуальности.
2.3 Роль формационного подхода в философии истории
Признавая основательность
этой критики, отметим, что она отправляется
не столько от самого Маркса, сколько
от той интерпретации марксизма,
которая сложилась в России в
30-50-е гг. Так, из его теории не следует
необходимость сведения многоукладности
к одному укладу. Напротив, она предполагает
учёт всех хозяйственных укладов
и выявление их иерархии, т.е. определения,
какой из них является ведущим
и перспективным в данный момент.
С точки зрения способа производства,
в том числе и системы
3. О сущности цивилизационного подхода к истории
В конце XIX - начале
ХХ века возник новый
3.1 Термин "цивилизация"
Сам термин "цивилизация"
весьма многозначен. Сейчас
3.2 Анализ цивилизационной теории
Теория цивилизаций имеет
множество достоинств, помогая раскрыть
механизмы исторического
3.3 Этапы развития общества Какие же этапы в развитии общества и соответственно типы обществ выделяет современная социально-философская мысль? Наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда выделяют: 1) традиционное общество (докапиталистическое); 2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное общество, начиная с середины XIX века); 3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века). Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация. Считается, что информация в современном обществе стала фактором, влияющим на все его развитие. Вот уже более трети века широко известна и нашла многих сторонников концепция ученого из Кембриджского университета (Великобритания) У. Ростоу, названная им "теорией стадий экономического роста". У. Ростоу выделяет пять "стадий" в развитии общества: 1) традиционное общество; 2) стадия создания предпосылок для подъема; 3) стадия сдвига; 4) стадия роста; 5) период высокого уровня массового потребления. У. Ростоу поясняет, что в конечном итоге, различие между традиционным и современным обществом, по его мнению, состоит в том, является ли уровень капиталовложений низким по отношению к приросту населения. Исходя из предыдущей периодизации истории общества, можно понять, что такое традиционное общество. Но другие стадии, выделенные У. Ростоу, требуют уточнения. "Общество в процессе перехода" - это период, когда создаются условия для "сдвига", то есть накапливаются условия, необходимые для перехода к индустриальной цивилизации. Период (стадия) сдвига - это период промышленной революции, которая была связана с изменением методов производства. Стадия роста - "это стадия, когда экономика демонстрирует, что у нее есть технические и предпринимательские возможности производить, если не все, то почти все, что она предпочитает производить". "Теория стадий экономического роста" очень близка подразделению всемирной истории на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Одна из причин этого состоит в том, что в основу периодизации положено развитие орудий труда. Цивилизационный подход представляет собой некий суммарный набор сходных методологических установок, принципов. Отсюда проистекают слабые моменты цивилизационного подхода. Главный среди них - аморфность, расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типы; слабая определённость причинно-следственных связей между этими критериями.
3.4 Эволюция категории цивилизации
Эволюция категории
3.4.2 Суть цивилизационного подхода
Цели истории изначально никто не устанавливал. Само существование людей, их поведение и деятельность привели в действие механизм их цивилизования. Суть цивилизационного подхода к истории - раскрытие сущности исторического процесса через призму людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества, в какой-то конкретный период времени или на протяжении истории людей в целом. Заключение. Соотношение формационного и цивилизационного подходов к истории. Предмет и сфера применения формационногй теории - история, как объективный, независимый от сознания и воли людей результат их деятельности. Предмет и сфера применения цивилизационного подхода - история как процесс жизнедеятельности людей, наделённых сознанием и волей, ориентированных на определённые ценности, специфические для данного культурного ареала. Формационная теория - это онтологический анализ истории, т.е. она выявляет глубинные, сущностные основы. Цивилизационный подход - это фенологический анализ истории, т.е. описание тех форм, в которых история стран и народов является взору исследователя. Формационный анализ - разрез истории "по вертикали", раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней или форм к более сложным, развитым. Цивилизационный подход, напротив, - анализ истории "по горизонтали". Его предмет - цивилизации, существующие в историческом пространстве-времени. Например, если цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается китайское общество от французского, то формационный подход - чем отличается современное китайское общество от того же общества средний веков. Формационная теория - это социально - экономический срез истории, где исходный пункт постижения истории способ материального производства. Исходный пункт цивилизационного подхода - культура. При формационном подходе акцент делается на внутренних факторах развития. Основное внимание уделяется борьбе противоположностей, т.е. тому, что разъединяет людей данной социальной системы (общества), и меньше тому, что объединяет. Цивилизационный подход, напротив, исследует преимущественно то, что объединяет людей в данное сообщество, оставляя как бы в тени источники его самодвижения. Но различия между формационным и цивилизационным подходами отнюдь не абсолютны. По Марксу, например, история, как объективный процесс - лишь одна сторона дела. Другая - история как деятельность людей, наделённых сознанием и волей. Никакой другой истории нет. Вся философия истории до Маркса основное внимание уделяла анализу сферы политики, права, религии, культуры. Маркс же выдвинул на первое место материальное производство. Общество как социальный организм было раскрыто с точки зрения определяющей роли способа материального производства. Последователи Маркса ещё более усугубили эту односторонность. Не случайно ведущий лейтмотив последних писем Энгельса ("Писем об историческом материализме") к молодым последователям марксизма - подчёркивание активной роли надстройки. Но это были скорее рекомендации. Цивилизационный подход начинает постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры (религия, искусство, нравственность, право, политика). До материальной жизни, до производства средств к жизни они добираются, что называется, к вечеру, на излёте своих сил. В процессе производства общество и человек слиты с природой, погружены в неё, непосредственно подчинены её законам. За пределами производства человек уже отделён от природы. Это царство свободы. Занимаясь политикой, искусством, наукой, религией человек имеет дело не с веществом природы, а с объектами, качественно отличными от природы, т.е. людьми как социальными существами. Человек настолько представлен сам себе, что его жизнедеятельность в этих сферах воспринимается как царство свободы. Конечно, человек и здесь использует вещество природы (скульптор - мрамор, художник - холст), но в этом случае оно играет вспомогательную роль. Конечно и политика, и искусство, и другие сферы культуры предъявляют особые требования к индивидуальности человека, к его личностному потенциалу. Сами творения меньше подвержены разрушающему влиянию времени, чем орудия труда. В производстве личность и уникальность продукта её деятельности стёрта. Тут царствует серийность и коллективность. Однако марксистская модель исторического развития имеет не линейно - стадиальный, а более сложный спиралевидный характер. Нельзя полностью игнорировать тот очевидный факт, что древние и современные цивилизации заметно различаются по уровню и качеству жизни людей, по богатству форм и содержанию этой жизни. Можно не прибегать к термину "прогресс", но нельзя отрешиться от мысли, что современные цивилизации развиты более древних цивилизаций. В некоторых цивилизационных концепциях широко применяются понятия "традиционное общество", "современное общество". А это, по существу, есть прямое разнесение цивилизаций по шкале времени, т.е. содержит формационный момент. Вообще сторонники локальных цивилизаций не во всём последовательны. Они не отрицают идеи развития каждой из конкретных цивилизаций и отказывают этой идее в праве на существование применительно к мировой совокупности цивилизаций, прошлых и настоящих, не замечают, что эта совокупность есть единая целостная система. К истории людей надо идти от истории планеты, истории жизни на ней, в единстве биосферных, географических, антропологических, социокультурных факторов. Формационная теория при всех её недостатках являет собой одну из первых попыток построения на основе научной рациональности глобальной картины человеческой истории. Она пытается системно раскрыть наиболее общие основания и глубинные тенденции исторического процесса и на этой основе анализировать общие и особенные свойства конкретно - исторических обществ. В виду высоко абстрактного характера этой теории, её опасно напрямую прилагать к конкретному обществу, втискивать отдельные общества в прокрустово ложе формаций. Между этой метатеорией и анализом конкретных обществ должны лежать теории среднего уровня. Таким образом, методологию формационного подхода рано списывать со счетов. Задача состоит в том, чтобы модернизировать формационное учение, усилить его цивилизационное звучание. Попытаться обеспечить соединение противоположностей (формационного и цивилизационного подходов), например, как попытался это сделать известный российский философ А.М. Ковалев, выдвинув "способ производства общественной жизни" как совокупность человеческого потенциала, социальных условий и природной среды. Эта единая концепция исторического процесса, утверждает Ковалев, включает цивилизационную концепцию Тойнби, формационную теорию Маркса, исследования Мальтуса и сторонников географического направления. Ковалев отмечает, что все концепции западных авторов кладут в основу общественных процессов нечто внешнее по отношению к человеку, как бы определяя возраст не по состоянию человека, а по той одежде, которую он носит. То есть общество рассматривалось всегда не как качественно определенный целостный природно-социальный организм, а как сумма индивидов, которые складываются в общности и строят общественные отношения в зависимости от внешних факторов.
Информация о работе Формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса