Фрэнсис Бекон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:08, контрольная работа

Описание

1.Что, по мнению автора, ограничивает возможности человеческого разума?
По мнению автора, препятствия движению разума к истине, расставленные на всем пути приобретения новых знаний это “идолы и ложные понятия”, которые “так владеют умом людей, что затрудняют вход истине…, если только люди, предостереженные, не вооружаться против них, насколько возможно”. Всего выделяется четыре вида идолов:
1) “Идолы рода” – возникающие из–за особенностей человеческого восприятия. К ним относятся:

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Леша.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

Фрэнсис Бекон

1.Что, по мнению автора, ограничивает возможности человеческого разума?

По мнению автора, препятствия движению разума к истине, расставленные на всем пути приобретения новых знаний это “идолы и ложные понятия”, которые “так владеют умом людей, что затрудняют вход истине…, если только люди, предостереженные, не вооружаться против них, насколько возможно”. Всего выделяется четыре вида идолов:

1) “Идолы рода” –  возникающие из–за особенностей  человеческого восприятия. К ним  относятся:

- попытки провести “параллели, соответствия и отношения, которых нет” вследствие склонности человеческого разума к приданию миру большего порядка и единообразия;

- пристрастное отношение  к фактам, а именно пренебрежение  отрицательными доводами, которые,  по мнению Бэкона, обладают даже большей силой, чем положительные;

- неправильные представления,  следующие из ограниченности  знаний и нежелание проверить  их;

- попытки объять необъятное;

- влияние страстей  и эмоций.

2) “Идолы пещеры”  – заблуждения отдельного человека:

- каждый, кто увлечен отдельной областью знаний, по прошествии определенного времени, когда уже может считать себя экспертом в этой области, начинает переносить частные знания на общие теории, тем самым искажая их;

- преклонение перед  авторитетами древности или же наоборот любовь к новизне, и лишь “немногие могут соблюсти такую меру, чтобы не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми”;

- чрезмерное увлечение  частностями, мешающее воспринять  картину в целом.

3) “Идолы площади”  – суть которых состоит в  том, что люди, как средство  связи, используют речь, слова,  т.е. несовершенный аппарат языка.  При этом еще и используя  плохо определенные понятия.

Вследствие чего все  диспуты “превращаются в диспуты  относительно слов и имен, а благоразумнее было бы с них и начать, чтобы посредством определений привести их в порядок”.

4) “Идолы театра”  – так называет Бэкон, по  его мнению “ложную философию”, основанную на софистике, эмпирике  и суеверии.

Опасность эмпирики заключается в попытке произвести обобщения на основании малого числа опытов. Суеверие не менее опасно, ибо быстро и легко переходит в схоластику.

2. Каков надлежащий  путь познания истины?

Первым шагом на пути к знанию должно быть освобождение от идолов: “…разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них”. Все должно строиться на опыте, упорядоченном и систематизированном, на основе которого строятся аксиомы (теории) и далее, как следствие из них, новые опыты.

3. Какой, по Бекону, должна быть цель познания?

Ф.Бэкон уверен, что  цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек  же - властелин природы. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике.

Человек представляется как познающее  и действующее начало (субъект), а  природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.

4. Что автор  подразумевает под плодоносными  и светоносными опытами?

 Опыты в науке, по мнению автора, бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений”.

5. Какие идеи  Бэкона, по вашему мнению, могут  быть актуальны для научного  познания в наши дни?

Этот исчерпывающий анализ препятствий, мешающих приобретению знаний, Бэкона, имеет силу и поныне. Действительно, ведь до сих пор остается нерешенной и задача координации усилий, и финансирования научных исследований, и построения подходящего учебного процесса. До сих пор сталкиваются научные круги с предложениями решить исход дела большинством голосов. Да и сами идолы все еще владеют умами людей. Избавление от этих недостатков уже само по себе может принести немало пользы.

 

Рене  Декарт

1. Почему, по мнению Р.Декарта, «если кто-либо всерьез хочет исследовать истину вещей, он не должен выбирать какую-то определенную науку»? Выскажите вашу точку зрения по этому вопросу.

Научные исследования должны всегда быть философскими, всеобъемлющими.  Исследовать — значит открывать истину или ее противоположность, находить ошибку в предшествующих поисках.

2.  Какие инструменты познания использует  Р.Декарт? Почему Декарт выделяет их как основополагающие для своего метода?

Декарт выделяет два основных средства познания: интуицию и дедукцию.

Под интуицией  имеется в виду "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума".

Интуиция выступает  элементарным актом познания и его 
"точкой роста", а самопознание понимается как последовательность, упорядоченная цепочка интуиций.

Интуиция находится  в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного. Дедукция необходима в силу того, что "есть много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения". То есть под дедукцией подразумевается "именно движение или последовательность, чего нет в интуиции".

3. Что  такое абсолютные и относительные вещи?

Во всяком ряде связанных между собой вещей, всегда имеется одна, образующая основание  или причину всех прочих вещей  данного ряда. Эти вещи-основания  Декарт называет «абсолютными» вещами. Все прочие, «относительные» вещи представляют собой своего рода вид существования «абсолютных» и постигаются только посредством «соотнесения с абсолютным и выведения из него». «Относительные» вещи - на основании «абсолютных», содержащих чистую и простую природу сущего. Абсолютную вещь всегда следует рассмотреть как таковую прежде всех остальных, говорится в Правиле VI «для руководства ума». Абсолютная вещь образует «чистую и простую природу», которой в определенном отношении причастны все прочие вещи данного ряда. Их объединяет не формальное сходство каких-либо признаков, а общее происхождение, начало которому дает абсолютная вещь. Последняя представляет собой как бы семя, из которого в строго определенной последовательности вырастают все более конкретные образования, причем всякая вновь возникшая вещь привносит с собой некое свойственное лишь для нее одной «отношение».

4. Остаются  ли актуальными правила для  руководства ума, выделенные Р.  Декартом, в наши дни и почему?

"Правила   для   руководства   ума"   имеют   огромное    философское, методологическое и математическое значение. Каждый  раз,  когда  современный

логик или математик  обращает внимание на то, как  совершаются  открытия  или

изобретения, он неизменно обращается к "Правилам..." Декарта.

        Схема решения задач, предлагаемая Декартом  в  практически  неизменном

виде,  действует  и   сейчас.   Она   заключается   в   следующем:   сначала

сформулировать  задачу  в  том  виде,  в  каком  она  дана,  затем  построить

математическую  модель,  то  есть  выписать  уравнения,  описывающие  задачу,

потом  следует  решать  лишь  математическую  задачу,   отвлекаясь   от   ее

конкретного    содержания.    Когда    решение    получено,     его     надо

проинтерпретировать для  конкретного приложения.

      Если первые  правила описывают собственно  метод,  то  есть  как  найти

задачу, как свести ее к  более простой  и  т.д.,  то  заключительные  правила

показывают, как решать математическую задачу.

    

Джон  Локк

1.Какое содержание вкладывает Д. Локк в понятие «идея»?

Локк придает понятию «идея» особое значение, существенно отличное от толкования идей в предшествующей, последующей и современной ему философии. "Все, что ум воспринимает в себя и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю "идеею"; силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Потому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а поскольку они суть ощущения, или восприятия в процессах нашего разумения, я называю их идеями". Итак, "идеи", как их понимает Локк, находятся не где-то в потустороннем мире, и не в некоем абсолютном духе. Их "место" — только в человеческом уме. Их источник — ощущения и рефлексия, выделяющие идеи как своего рода элементы разума. Правда, идеи приводятся в соответствие с "силами", "качествами", существующими в самих вещах.

2. Что Д. Локк определяет как первичные и вторичные качества, в чем их сходство?

Локк именует  первичными качествами величину, фигуру (форму), количество, протяжение, движение, добавляя еще и длительность, размеры, структуру частиц и их сцепление. Одним словом, все то, что тогдашняя математизированная физика; считала определяющими свойствами или качествами тела.

Локк настаивал  на том, что первичные качества, как их представляют наука и философия, неотделимы от тел. Правда, в том, что касается вторичных качеств, — а ими считались цвет, звук, запах, вкус, тепло, боль и т.д., — Локк присоединялся к сложившейся интерпретации: они относятся скорее к познающему человеку и определяются его ощущениями (хотя в конечном счете вторичные качества и связаны с качествами первичными, т.е. "телесными"). Если обратиться к локковскому примеру со снежным комом, то к первичным качествам, якобы неотделимым от самого тела, можно причислить круглую форму, размеры, тогда как белизну, холод надо будет отнести к качествам вторичным.

Вместе с тем модальность  ощущений (их качество и интенсивность) в так называемых «вторичных качествах» вовсе не чисто субъективна, а вызвана вполне объективными параметрами внешних воздействий (длина и частота электромагнитных волн, химические соединения молекул, характер звуковых колебаний и т.д.). Образное сходство между человеческими чувственными данными и самими вещами, здесь, несомненно, существует.

3.Как первичные качества производят свои идеи?

С помощью первичных  качеств, точнее, их особого толкования, Локк стремится возвести идеи к самим  чувственным вещам и чувственному познанию, к ощущениям и восприятиям. О первом источнике идей Локк пишет так: "Наши чувства, будучи обращены к отдельным чувственно воспринимаемым предметам, доставляют уму разные, отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разными путями, которыми эти предметы действуют на них. Таким образом, мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького и сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум, я и называю ощущением". Так устанавливается, согласно Локку, неразрывная связь между ощущениями, восприятиями и большинством наших идей, которые достаются человеку без больших усилий, с его стороны разум здесь пассивен, настаивает Локк.

4. Какие три вида качеств Д. Локк выделяет в телах?

Локк различал три вида качеств. Первичные качества — это, по его словам, те качества, которые «абсолютно неотделимы» от вещи. К ним относятся фигура, число, плотность и движение или покой. Локк думал, что они присущи самим объектам, а наше восприятие некоторым образом подобно этим объектам. Вторичные качества суть «способности» вещей вызывать в нас определенные ощущения. Невидимые в микроскоп частички вещей взаимодействуют с нашими телами таким образом, что производят в них ощущение цвета, звука, вкуса, запаха и осязания. Эти «качества» не присущи самим объектам, но возникают в нашем сознании под их воздействием. Наконец, третичные качества — это способность вещей вызывать физические изменения в других вещах. Например, способность огня превращать свинец из твердого тела в жидкость является третичным качеством.

5. Поясните высший принцип Д. Локка: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu.

Высший принцип  Локка гласит: nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu (лат.: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях, в чувствах). По его мнению, на основе ощущений человек формирует свои знания, и благодаря этому мыслит. Разум все своё содержащие получает из ощущений, ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания.

Информация о работе Фрэнсис Бекон