Фрэнсис Бекон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:08, контрольная работа

Описание

1.Что, по мнению автора, ограничивает возможности человеческого разума?
По мнению автора, препятствия движению разума к истине, расставленные на всем пути приобретения новых знаний это “идолы и ложные понятия”, которые “так владеют умом людей, что затрудняют вход истине…, если только люди, предостереженные, не вооружаться против них, насколько возможно”. Всего выделяется четыре вида идолов:
1) “Идолы рода” – возникающие из–за особенностей человеческого восприятия. К ним относятся:

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Леша.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

Складывая в  различные сочетания чувственные впечатления и размышляя над ними, разум получает простые идеи (определяемые как единицы умственного содержания), путем абстрагирования из этих простых идей разум образует сложные и общие идеи. Внешний опыт (ощущения) и внутренний опыт (рефлексия) – "вот два источника познания, откуда проистекают все идеи, которыми мы распоряжаемся или которые естественным образом у нас возникают". Вначале разум – это чистая доска, которую затем заполняет опыт. В соответствии со своей природой он пассивно принимает чувственные ощущения, дающие ему представления о вызывающих их внешних материальных предметах. Отталкиваясь от них, разум строит свою понятийную систему в соответствии с присущей ему способностью созерцать и соединять отдельные элементы. Разум не обладает врожденными идеями, но наделен врожденными способностями. Познание начинается с ощущений.

 

Джордж  Беркли

  1. Что Беркли понимает под «вещью», «идеей»?

Ощущение, отождествляемое  им с качеством, выступает у Беркли под названием "идея": "Чувственные объекты, будучи вещами непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями". "Идея" в этом смысле является центральным понятием всего его учения. Благодаря такой терминологии "качество" сразу приобретает у него субъективное содержание. Качество для Беркли "идея", элемент чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество "идеей", он сразу становится на идеалистическую почву.

"Идея" первична. "Вещь" не  что иное, как сочетание, комплекс "идей". "Вещь", таким образом,  вторична. Не качества предполагают обладающую ими вещь, а, наоборот, "вещь" не более как совокупность качеств, "идей". Беркли аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи.

2. Какие доводы приводит автор в пользу невозможности познания «действительной природы» вещи?

Беркли признает, что ощущения являются источником знания, но он не видит гарантий их адекватности миру. Откуда мы знаем, что наши ощущения первичных качеств похожи на сами эти качества? Где гарантия соответствия между причинами ощущений и самими этими ощущениями? Не являются ли качества ощущениями, существующими только в воспринимающем их уме? «Я не могу отделить или абстрагировать, даже мысленно, существование чувственной вещи от того, как она воспринимается... Вещи, непосредственно воспринимаемые, суть представления; а представления не могут существовать вне ума; их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются».

Главная идея Беркли - это: между  материей и духом лежит непреодолимая  пропасть. Дух не способен выйти  за свои пределы и быть уверенным  в том, что лежит вне его.

3. Какую  роль Беркли отводит чувственным  ощущениям в процессе познания?

4. Что означает  выражение Беркли: «Существовать  значит быть воспринимаемым»?

5. В чем выражается  имматериализм философа?

Беркли говорит о том, что идея материальной субстанции (объектов, существующих независимо от восприятия) противоречива и даже если бы такая субстанция, не имеющая никакого отношения к какому бы то ни было уму или духу, и существовала, мы никогда не смогли бы познать эту субстанцию именно в силу ее независимости. «Я вижу конкретные предметы, но что под ними находится, что их поддерживает, я не воспринимаю. Я воспринимаю ощущения об этих предметах; никакого ощущения о материи у меня нет». Поэтому понятия материи на основании ощущения не возникает, а потому нет и никакого материального субстрата (для Беркли основным принципом было существовать – значит быть воспринимаемым).

Получается, что существование  материи самопротиворечиво: допустив, что материя существует и что  она воздействует на наши органы чувств, мы приходим к выводу, что не существует ни материи, ни материальных тел. Но Беркли утверждает, что материалист впадает в свойственную ему ошибку: исходя из существования материального субстрата приходит к выводу, что материального субстрата не существует. То есть если мы допускаем, что чувства отражают свойства реального материального мира, то мы приходим к выводу, что этого мира не существует. Поэтому понятие материи не только излишне (поскольку мы познаем лишь данные своих органов чувств и никакого понятия материи для этого нам не нужно), но и противоречиво, поскольку допуская, что существует материя, мы приходим к выводу, что никакой материи не существует. Поэтому, говорит Беркли, мы должны исходить из совершенно других принципов познания, поскольку мы доказали, что материализм самопротиворечив и приводит к отрицанию самого себя.

 

 


Информация о работе Фрэнсис Бекон