Гегель о праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:18, реферат

Описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……..…3
1. Гегель о праве……………………………………………………….…..5
2. Гегель о государстве…………………………………………….………9
Заключение ……………………………………………………….……....13
Список используемой литературы………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

ГЕГЕЛЬ.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение……………………………………………………….….……..…3

     1. Гегель о праве……………………………………………………….…..5

     2. Гегель о государстве…………………………………………….………9

     Заключение  ……………………………………………………….……....13

     Список  используемой литературы………………………………………14

 

    Введение 

     Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе

     Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив  в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число  студентов теологического института  в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал  домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. – Берлинского, где некоторое время был и его ректором1.

     Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей  политической и правовой философии. Философия права Гегеля – одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

     Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно  дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в  беспрерывном развитии.

     Он  открыл и обосновал с позиции  объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно  противопоставил диалектику, как  метод познания её антиподу, метафизике, так как, по его мнению, явление  не менее объективно, чем сущность. 

     В своём учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве  не разработку представлений о должном  разумном праве и государстве, а  нахождении разумного в самой  действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

     Гегель  первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя  гражданское общество как опосредованную трудом систему потребностей, которая  покоится на господстве частной собственности  и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

     Высшим  моментом идеи государства – это  то, что Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

     Основные  произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».

     В данном реферате затронуты основные вопросы Гегелевской философии  о государстве и праве.

 

  1. Гегель о праве

     По  своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его 

     философская система посвящена познанию идеального начала – Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии – диалектический метод познания, т. е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему   на основе трёх законов диалектики:

     1. закона единства и борьбы противоположностей;

     2. закона перехода количественных  изменений в качественные;

     3. закона отрицания отрицания.

     Гегель  заимствует у французского Просвещения  идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать  существующее положение вещей. По мнению Гегеля, все действительное - разумно, всё разумное - действительно. Целью философа является примирение с действительностью.

     Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т. е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

     Философия права, по Гегелю, не имеет специфических 

     методов исследования.

     Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли»1.

     Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т. е. понятие права и  его осуществление. Право наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований.

     Идея  права, таким образом, - это свобода  в её субъективном существовании.

     Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о  праве, оно охватывает «наличное  бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право1.

     Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, в пространстве  и выражающую объективно разумный, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данное Кантом и всеми сторонниками критической философии.

     Гегель стремится постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумное.

     Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в следующих основных значениях:

  1. право как свобода (идея права).

     На  ступени объективного духа, где всё  развитие определяется идеей 

     свободы, - «свобода» и «право» выражают единый смысл.

  1. право как определённая ступень и форма свободы (особое право).

     Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

     Конкретизация понятия права есть определённое наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии1.

     Последующее «особое право», диалектически «снимающее»  предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее и сильнее более абстрактного.

     На  вершине «особых прав» стоит  право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в  реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.

  1. право как закон (позитивное право).

     «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, чтоесть и  признано правом, как закон; посредством  этого определения право есть вообще позитивное право»1.

     Превращение права в закон путём законодательства придаёт праву форму всеобщности и подлинной определённости. Предметом законодательства может быть лишь внимание со стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится  исключить их противопоставление. Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не всё данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идёт о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.

     «То обстоятельство, что насилие и  тирания могут быть элементом  позитивного права, является для  него чем-то случайным и не затрагивает  его природу»2.

     Закон – это конкретная форма выражения  права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

     Гегель  утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.

     Тремя основными ступенями развития понятия  права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

     Абстрактное право представляет собой возможность, ещё не конкретизированную в поступке. Здесь Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей, отрицая как требования фактического равенства, так рабство и крепостничество.

     Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. «Будь лицом и уважай других в качестве лиц» – является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное право предполагает определённые отношения между отдельными личностями.

     Гегель  признавал лишь формальное равенство  людей: «Люди, разумеется, равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения»1.

     Согласно  учению Гегеля сущность частной собственности  в том, что лицо вкладывает свою волю в вещь. В завладении, пользовании, отчуждении вещи выражается вся полнота  права собственности.

     Мораль  является следующей ступенью конкретизации права, когда свободная личность проявляет себя в поступке. На этой ступени приобретают значение мотивы и цели поступка.

     Последней ступенью конкретизации права, где  свобода приобретает объективный  характер в виде семьи, гражданского общества и государства, становится нравственность.

     Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором  друг другу противостоят самостоятельные  лица – владельцы частной собственности.

     Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельногособственника. Достигнутая в договоре путём соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.

     Предметом договора могут быть лишь только единичные  вещи, ибо только отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.

     Гегель  отвергает договорную теорию государства: «Привнесение договорного отношения, также как и отношений частной  собственности вообще, в государственное  отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности»1.

     Преступление  есть такая неправда, которую человек  насильственно и открыто ставит на место «права в себе». В связи  с этим Гегель писал, что вор не создает внешней видимости права, которое создаётся в обмане. Кто совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное право другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще его право, и вора, поэтому, не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т. е. право вообще.

Информация о работе Гегель о праве