Гегель о праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:18, реферат

Описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……..…3
1. Гегель о праве……………………………………………………….…..5
2. Гегель о государстве…………………………………………….………9
Заключение ……………………………………………………….……....13
Список используемой литературы………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

ГЕГЕЛЬ.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

     Согласно  этому наказание является не только средством восстановления нарушенного  права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали.

     На  этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной  воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоитлишь в том. чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

     Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства1.

 

  1. Гегель о государстве
 

     Гегель  различает гражданское общество и государство 

     Гегель  изображает гражданское общество как  раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех, где ещё не достигнута полная свобода. По существу под гражданским обществом Гегель понимает современное ему буржуазное общество. Это царство нужды и рассудка.

     Существуя как система потребностей, основанная на частной собственности и разделении труда, гражданское общество не может само по себе разрешить противоречия между частным интересом и всеобщим.

     В структуре гражданского общества существует три сословия:

     1. субстанциальное (землевладельцы - помещики и крестьяне);

     2. промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

     3. всеобщее (чиновники).

     Анализ  сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено  между деятельностью отдельной  личности и интересами государства  в целом1. Только человек, принадлежащий к определённому сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.

     Несмотря  на недостатки данного анализа, большим  прогрессом в истории философии  была сама постановка проблемы о ней.

     В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды»2.

     К сфере гражданского общества Гегель относит также правосудие и полицию, поскольку на эти институты возлагается задача защиты собственности. Гегель высказывается за публичное оглашение законов, публичное судопроизводство и суд присяжных.

     «Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право»1. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

     Вместе  с тем, Гегель отмечает, что в гражданском обществе регулирование отношений происходит не разумно, а случайно. Для преодоления противоречий гражданского общества необходимо государство.

     Идея  государства, по Гегелю, распадается  на три элемента:

     1. индивидуальное государство (внутреннее государственное право);

     2. государство в отношениях с  другими государствами (внешнее  государственное право);

     3.государство  во всемирной истории.

     Развитое  до своего понятия индивидуальное государство 

     представляет  собой основанную на разделении властей конституционную монархию.

     Тремя различными властями являются: законодательная  власть, правительственная власть и  власть монарха. Гегель критикует противопоставление различных властей друг другу, считая, что они должны составлять органически  единую систему, на которой основывается государственный суверенитет.

     «Государство  есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная  воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает  и поскольку она это знает»1.

     Государство для Гегеля есть нечто «в себе и  для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего  ей права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель.

     Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный дух. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.

     Гегель  обосновывает разумность существующего  государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью  и показать, что борьба с существующими  порядками является бессмысленными мечтаниями – «пустым мнением».

     Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух»2. Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но ишествием бога в мире. Благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

     Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстаёт как правовое государство1. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

     Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля – не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идёт не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой – государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе – свободе государственно-организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

     Гегель  критикует идею народного суверенитета. По его мнению, суверенитет должен принадлежать наследственному монарху.

     Государство как действительность конкретной свободы  есть индивидуальное государство. В  своем развитом и разумном виде такое  государство представляет собой  основанную на разделении властей конституционную монархию.

     Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство, являются: законодательная  власть, правительственная власть и  власть государя.

     Законодательная власть – это власть определять и устанавливать всеобщее. Она представлена двух палатным парламентом. Здесь Гегель высказывается за свободу печати и публичность прений в палатах.

     Правительственная власть (в т. ч. и судебная) – это  власть подводить особенное под  всеобщее. Правительственная власть должна руководствоваться законами и волей монарха.

     Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной  конституционной монархии объективная  сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное «я хочу»1.

     Гегель  отстаивает принцип публичности  прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

     В условиях полуфеодальной Германии философ  занимал исторически прогрессивные  позиции, был сторонником конституционной монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы договоров, суда присяжных.

     Высший  момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к  другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.

     По  мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность».

     Суверенитет государства – это абсолютная власть всеобщего над частным, над  жизнью, собственностью и правами  отдельных лиц. Индивидуальные государства  относятся друг к другу как самостоятельные и свободные. Их взаимоотношения устанавливаются на договорной, правовой основе.

     Вместе  с тем, Гегель критикует кантовскую идею вечного мира и считает, что  одним из средств разрешения межгосударственных споров является война.

     Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права.

     Международное право – это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.

     Полагая, что государства находятся в  отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.

     Спор  между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчёркивает Гегель, может быть решён лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.

     Гегелевская концепция «разумного государства» в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии1.

     Гегель  восхваляет государство как идею (то есть действительность) права, как  правовое государство, как такую  организацию свободы, в которой  механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах.

     В этом радикальное отличие как  обычных этатистов, возвышающих  государство над правом, отвергающих  всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора.

 

      Заключение 

     Итак, мы рассмотрели взгляды Гегеля на государство и право.

     Задачу  философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и  право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

     Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства.

     Гегель  включал в понятие права гораздо  более широкий круг общественных явлений, чем это было принято  в философии и юриспруденции  начала 19 века.

     Политический  идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу  с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.

     В учении о внешнем государственном  праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в  целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации.

     В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Информация о работе Гегель о праве