Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:05, контрольная работа
Мировая экономика все в большей мере испытывает на себе растущее влияние процессов, обобщенно именуемых глобализацией. Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) определяют этот феномен как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий».
Глобализация экономики. Идеалы общественного развития информационного общества.
3
Список используемой литературы 18
Вторую группу составляют страны, где осуществляется добыча сырья и энергоресурсов в значительной мере потребляемых США и другими развитыми странами. На их территорию перемещается индустриальное, материальное производство, вторичное по отношению к новым технологиям. Это новые индустриальные страны (НИС), Индия, Китай, а также отчасти входящие во вторую группу государства Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, немногие - Африки. Особенность большинства этих стран состоит в том, что сами они не являются производителями "высоких технологий", но обладают достаточно квалифицированной и в то же время дешевой, по сравнению с наиболее развитыми странами, рабочей силой, или отличаются внутриполитической стабильностью.
В третью группу "периферии" входят государства, которые в силу их бедности, социально-политической нестабильности не представляют собой интереса для США и их партнеров, а также инвестиций ТИК. Это многие страны Африки, некоторые из государств Азии.
Россия на пути в глобальное информационное общество.
Роль и перспективы России в структуре глобального информационного общества остаются крайне спорными. Существующие экспертные оценки ранжируются от крайнего до умеренного пессимизма.
Нельзя сказать, что в Российской Федерации полностью игнорировались новые реальности. Еще в начале 90-х годов по инициативе ученых и юристов в стране был принят ряд законов, в какой-то мере регулирующих вопросы собственности на информационные технологии. Законы определяли, что субъектом права собственности на информационные ресурсы могут выступать граждане, органы государственной власти, местного самоуправления, организации и общественные объединения, соответственно оговаривались методы и возможности защиты собственниками их прав. Подчеркивалась обязательность выделения бюджетных средств на развитие государственных информационных ресурсов (информатики). В 1996 г. был принят закон "Об участии в международном информационном обмене", представляющий попытку ввести в правовые рамки расширяющееся участие России в мировом информационном пространстве.
Скупленные за бесценок, или полученные без всяких правовых оснований разработанные в России технологии, с незначительными доработками, патентуются и используются за рубежом, принося огромные прибыли, в то время как их создатели не получают почти ничего за их разработку. В то же время деятельность российских частных производителей, которые используют услуги отечественных "талантов", способных взломать любую систему защиты, нелегально копирующих недоступное многим потребителям из-за высокой цены зарубежное программное обеспечение, компьютерные игры, считается преступной. Другой вопрос, что легкость организации подобной деятельности и прибыль от нее настолько велики, что никакие усилия правоохранительных органов не позволяют ее пресечь. В результате Россия, наряду с Китаем, где подобная практика также весьма распространена, оказалась на первых местах в мире но нелегальному использованию компьютерных технологий.
Несмотря на то, что число пользователей сети Интернет в РФ, по отношению к численности населения пока на порядок меньше, чем в США или Японии, за последнее время оно ежегодно увеличивалось более чем на миллион человек. Сложилась сеть российских провайдеров, получает все более широкое распространение система Интернет-торговли, возникли многочисленные новостные Интернет-издания, действуют Интернет-библиотеки, сайты по интересам.
Возникли такие же трудноразрешимые правовые проблемы, связанные с Интернетом, как и в странах Запада: его "засорения" порносайтами, недобросовестной рекламой. Некоторые сайты содержат материалы, провоцирующие расовую и религиозную рознь, порочащие честь и достоинство отдельных граждан, информацию опасную для жизни людей (например, рецепты изготовления наркотиков, оружия). Учащаются случаи использования Интернета в откровенно криминальных целях, в частности, для незаконного получения информации о пин-кодах банковских. Сложной проблемой стала защита информации и авторских прав. В сети Интернета, как и у уличных торговцев, можно купить сведения о декларированных гражданами походах, номерах их автомобилей, личных телефонов и т.д.
Превращение Интернета во влиятельный фактор политической жизни фактически было признано правящей элитой России в 1997 г., когда Б.H. Ельцин провел первую пресс-конференцию но Интернету, тогда им было заявлено, что в Российской Федерации будет строиться "глубокое информационное общество".
Огромный потенциал конкретных научно-технических разработок, представлявший собой капитал стоимостью в сотни миллиардов долларов не мог быть реализован ни на внутрироссийском, ни на мировом рынке. Этому препятствовали многие обстоятельства.
Уже к началу 90-х годов сложилась высокоразвитая система торговли современными ноу-хау на мировом рынке. Его основные ниши заняты корпорациями США, Японии и Западной Европы, где существуют биржи высоких технологий, курс акций которых не менее важен для стабильности мировой экономики, чем цены на нефть. Научные центры России, не имеющие ни международной системы рекламы, ни маркетинга своей продукции, ни представительства на соответствующих биржах, ни средств для их создания, не имели ни малейшего понятия о том, как достойно войти в систему мирового рынка знаний. У российских ученых отсутствовала информация о подлинной цене данных НИОКР. Посредники и представители корпораций Запада за мизерные деньги, скупали продукты их творчества или давали заказы на разработки. Результаты перепродавались за суммы на один-два порядка превосходящие те, которые получали сами авторы. Слабая и недоработанная законодательная база РФ не давала возможности отстаивать свой приоритет в тех или иных разработках. Кроме того, предъявление соответствующих исков за рубежом требовало значительных средств на привлечение адвокатов, ведение дел, которыми отечественные ученые не располагали.
В российских
НИИ сохранилась такая
Фактором ослабления потенциала российской науки стала и эмиграция многих специалистов, особенно молодых, в страны.
Надежды российских реформаторов 90-х годов на то, что зарождающийся и развивающийся отечественный бизнес вступит на путь поддержки науки, не оправдались. Особенность Российской Федерации, отличающая ее от стран Запада, состоит в том, что ее бизнес с момента своего возникновения в конце 80-х - начале 90-х годов проявлял весьма ограниченный интерес к инновационным технологиям.
К началу нового века многие случайные
люди временно, благодаря условиям хаоса
переходного периода ставшие предпринимателями,
либо эмигриронали, обеспечив себя пожизненной
рентой, либо были убиты, разорились,
либо оказались в тюрьмах. Оставшиеся,
в том числе и нефтегазовые олигархи, начали
отлаживать возможности получения дальнейших
дивидендов в России. Однако даже сейчас
только треть руководителей (собственников
и директоров) российских пред
приятий на словах связывает свои
перспективы с технологическими инновациями.
Частные инвестиции в научные исследования,
которые во многих странах превышают государственные,
в России не достигали и трети их уровня.
Таким образом, престижное обладание продуктами
информационных технологий, ранее открытое
лишь олигархам и чиновникам,
постепенно получает все более широкое
распространение. Это компьютеры с доступом
в общемировую сеть Интернета, мобильные
теле- фоны, спутниковые антенны, автомобили
с бортовыми компьютерами и т.д. Но речь
идет либо об импортной технике, либо продукции,
собирающейся в России из импортных
деталей
Положение в какой-то мере начало меняться после избрания президентом В. Путина. На встрече лидеров стран "большой восьмерки" в Окинаве в июле 2000 г. он подписал Хартию глобального информационного общества. Ее принципы обязывали ведущие государства мира содействовать широкому распространению телекоммуникаций, защите прав интеллектуальной собственности на новые технологии, их внедрению, повышать эффективность их использования, способствовать развитию трансграничной электронной торговли, не допускать, чтобы свобода распространения информации, ущемляла гражданские права.
В сентябре 2000 г. президентом была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, Наряду с классификацией угроз безопасности телекоммуникационным и информационным системам, определением задач по защите прав и свобод человека в области информации, информационного обеспечения государственной политики, документ констатировал отставание России в информационных технологиях. Впервые со времени начала реформ развитие отечественной индустрии информации, конкурентоспособной не только на внутреннем, но и мировом рынке, создание наукоемких технологий и технологическое перевооружение промышленности определялись как Важнейшая составляющая национальных интересов Российской Федерации.
Правомерно предположить, что правящие круги США не заинтересованы в том, чтобы в руки развивающихся стран - основных импортеров оружия попали новейшие военные разработки. Между тем большинство новых разработок американского ВПК, вероятно, бесполезны для стран, не имеющих инфрастуктуры ведения информационных войн "нового поколения", требующих спутниковых систем разведки и наведения, радиоэлектронных средств подавления сопротивления противника.
Необходимость признать, что происходящая в мире в глобальных масштабах информационная революция требует неординарных решений, заставляет задуматься о возможности мобилизационного варианта приобщения к ней России. В 90-е годы рассматривать всерьез подобную перспективу не было оснований. Однако в современной России она не только оказывается реалистичной, но и постепенно материализуется.
Во-первых, конфликт с силами международного терроризма, которые используют методы информационных войн, порождает необходимость принятия чрезвычайных мер по повышению обороноспособности страны, укреплению ее границ. В связи с этим, повышается спрос на продукцию ВПК, особенно высокотехнологичную.
Во-вторых, состав правительства при В. Путине стал намного более технократическим, чем это было в 90-е годы, а соответственно - в большей мере готовым реагировать на новые реальности. При этом наметившаяся тенденция укрепления властной вертикали, расширение функций центральных, федеральных структур исполнительной власти, создает предпосылки расширения ее роли в экономической сфере.
В-третьих, в последние годы существенно расширяется госзаказ на высокотехнологичную продукцию, вкладывается значительная часть государственных средств в ее создание.
Будущее развитие человечества, прогнозируемое учеными и философами.
Протесты против итогов и дальнейшей глобализации были довольно широко интерпретированы как начало могучего потока противодействия процессу глобализации.
Мир вовсе не вступает, по словам М. Линда, в эру гармоничной глобальной взаимозависимости и подлинной либеральной демократии. Глобальная конкуренция подстегнет геоэкономическое соревнование, включающее в себя такие менее богатые, но значительные в военном смысле страны, как Россия, Китай и Индия. Вопреки всем глобалистским лозунгам огромная часть населения нашей планеты фактически остается отрезанной от возможностей современной технологической революции.
Не следует, конечно, впадать в крайность. Более внушительным, чем плакаты жертв глобализации, аргументом в пользу продолжения этого процесса является тот факт, что, вопреки финансовому кризису разразившемуся в 2008 году, государства мира все же не повернулись «внутрь», к частным, строго национальным проблемам, а продолжают движение к некоей мировой экономике, к интеграции в максимально широкий рынок.
Но неизбежно возникнет другой не менее важный вопрос: согласится ли мировое большинство в обмен на обещанную стабильность и долю участия в мировом прогрессе отдать ключи от своей национальной судьбы странам-лидерам. Самый большой и самый болезненный вопрос будущего: удовлетворится ли преобладающая часть мирового населения ролью объекта мировой геоэкономики, ролью бессильного потребителя товаров, создаваемых другими, ролью деградирующего свидетеля подъема немногочисленных чемпионов экономического роста? Мировая история знает случаи пассивного смирения, но она же дает образцы активного несогласия с уготованной другими судьбой, образцы восстания против несправедливостей системы, при которой «победитель получает все», а не занявший призового места лишается геополитической значимости.
Таким образом, глобализация будет осуществлена лишь в том случае, если, во-первых, мировое сообщество добровольно согласится пожертвовать своими отраслями производства в пользу более эффективных производителей из стран-чемпионов; во-вторых, если высокооплачиваемые трудящиеся в развитых странах согласятся допустить на свои рынки товары из стран, где рабочая сила гораздо дешевле и где экспортерам помогают местные государственные структуры. В первом случае «неготовность» к глобализации воплотится в возводимых для зашиты национальных экономик тарифах на импорт. Во втором — в протесте профсоюзов богатых стран, не готовых отдать рабочие места своим менее оплачиваемым коллегам из менее богатых стран, а также в нарастающих проявлениях недовольства транснациональными корпорациями, переводящими свои капиталы в зону более дешевого труда.
Информация о работе Глобализация экономики. Идеалы общественного развития информационного общества